В истории отечественного военно-морского флота немало славных и трагичных страниц, жарких битв и выдающихся достижений. Но есть и свои отдельные места, которые заставляют невольно улыбнуться при прочтении, ибо уж очень анекдотичной смотрится ситуация.
Итак, сегодня мы с вами перенесёмся в 1983 год, когда советская подлодка «К-324» совершенно случайно «утащила» американскую сверхсекретную установку-гидролокатор, хотя и не получала таких распоряжений от военно-морского руководства.
Знакомьтесь – «К-324»!
Для начала познакомимся с главной героиней нашей сегодняшней истории – подводной лодкой проекта 671РТМ «Щука», незабвенной «К-324». Нет, сильно забивать голову тактико-технической информацией не будем. Но запомним, что под водой эта субмарина могла развивать скорость в 31 узел, над водой в 11,6 узлов и погружаться на предельную глубину в 600 метров.
Также полезно будет осознавать для общего восприятия этой истории и два следующих показателя:
- Экипаж – 96 человек;
- Предельное автономное плавание – 80 суток.
Совокупность этих качеств позволяла подводной лодке отправляться на боевое задание «далеко и надолго» и незаметно сопровождать корабли потенциального противника в любой точке Мирового океана.
«Щука» - это апогей советской инженерной мысли, ибо первое судно такого типа было официально зачислено в списки ВМФ 8 февраля 1980 года. И эту «хищную рыбку» совершенно заслуженно боялись и уважали наши «западные партнёры».
Вернёмся в 1983 год
Для того чтобы посмотреть на эту историю максимально подробно, давайте же на время перенесёмся в 1983 год. В самый обычный день экипаж лодки «К-324» выполнял самое обычное задание – в Саргассовом море неотступно следовал за фрегатом США «Макклой», стараясь не засветиться на его радарах и эхолокаторах. В этом отношении военно-воздушные и военно-морские силы двух стран – СССР (и РФ) и США соблюдали и соблюдают полный паритет – вежливо и гласно/негласно сопровождают особо важные произведения «военного искусства» друг друга.
Чисто технически, выполнением задачи считалось бы негласное сопровождение важного судна потенциального врага и плавный выход из боевого задания. Но в том и прелесть этих сопровождений – в случае чего, при команде сверху, фрегат США отправился бы к праотцам со всей немедленностью, даже не успев понять, что происходит…
… С учётом вечно накалённой геополитической обстановки того времени такой сценарий мог разразиться в любой день и час.
Не «утащили», а нашли
К-324, чтобы оставаться незамеченной, фактически всё время следования находилась под фрегатом, на радарах и эхолокаторах слившись в единое целое. Иными словами, на палубе «Макклоя» никто и не понимал, что под стальными листами днища молчаливо и мрачно периодически поглядывают наверх 96 советских подводников. А потому экипаж фрегата оставался беспечным и принялся выполнять свою поставленную задачу по экспериментальному применению абсолютно новой разработки.
Военно-морское руководство США как раз принимало на вооружение сверхсекретную гидроакустическую антенну, которая могла пеленговать цели на многие сотни километров вокруг. Но вот одна незадача – для её применения требовалось опустить устройство в море, удерживая довольно громоздкую конструкцию в подводном положении и получая необходимую информацию при помощи инновационного кабеля-троса. В свою очередь антенна, в отрыве от стандартных технических шумов корабля, при помощи своих датчиков могла наиболее точно «разведать океан», дав в радиорубку весь каскад необходимой информации.
Итак – гидроакустическая антенна в море, а сверхпрочный кабель-трос, значительно провиснув, ушёл на большую глубину. Туда, где выполняла своё задание советская субмарина.
«Проклятые русские»
Кабель-трос напоролся на винт советской подводной лодки и немедленно вывел из строя главную турбину. Так же повреждения получил комплекс обнаружения других подводных лодок.
Субмарина залегла на дно, утащив на максимально возможную глубину сверхсекретный буй. В свою очередь американцы, ведомые своей знаменитой беспечностью, ничего не заметили и отправились на ближайшую военно-морскую базу. А потому обнаружили исчезновение важнейшего оборудования только на следующий день, когда советской субмарины «и след простыл».
Спасательная операция
Благо, что в современном мире можно довольно быстро спасти субмарину, попавшую в столь сложную ситуацию. А потому советские военно-морские силы довольно оперативно прибыли на место происшествия. После чего другая субмарина зацепила на трос подводную лодку, попавшую в беду. А дальше «тихой сапой» отбуксировала К-324 к берегам дружественной Кубы, поместив в ремонтные доки, которые «густо и богато» смонтировали советские специалисты «на острове свободы».
Там-то и было обнаружено, с чем были связаны неожиданные повреждения подводной лодки. И то, что сначала воспринималась как злонамеренная целенаправленная силовая акция со стороны потенциального противника (и провалом задания), немедленно стало частью военно-морского юмора, ибо все поняли, насколько жирную рыбку поймала наша «Щука» сама того не ведая.
И гидроакустическую антенну, и инновационный трос-кабель специальным рейсом отправили в Москву для подробного исследования новейших разработок противника. В свою очередь К-324 была довольно быстро отремонтирована прямо на Кубе, где «неожиданно» нашлись необходимые специалисты и материалы, после чего была снова введена в строй. И уже в 1985 году отправилась на новое боевое дежурство к берегам США, успешно выполнив задачу по поиску и обнаружению ПЛАРБ противника.
Только в 2000 году К-324 отправилась на покой и была утилизирована в 2005 году. Однако навсегда осталась в памяти моряков-подводников, ибо эта анекдотичная ситуация стала частью военно-морского фольклора, благодаря своей феноменальной необычности.