Найти тему

Социологический разбор фильма «Голодные игры»

Оглавление

Чем обычно люди любят занимать свое свободное время? Кто-то ходит гулять в парки, кто-то встречается с друзьями, а кому-то наслаждение приносит простой сон, о пользе которого мы уже рассказывали в одной из наших статей. Однако, наверное, одно из самых популярных и излюбленных способов времяпрепровождения является просмотр фильмов – в кинотеатре, со стаканом попкорна, или дома, завернувшись в плед.

Чаще всего фильмы выступают для нас способом досуга, составляя наш эмоциональный фон в зависимости от жанра: комедия, мелодрама, боевик и т. д. Несмотря на это и свою первоначальную функцию – развлечение, фильмы всегда основаны на истории – сюжете, выдуманном или реальном, поднимая насущные проблемы как личностные, так и общественные. Исследованием кинематографа занимается социология кино.

Социология кино – отрасль социологической науки, которая занимается анализом фильмов, изучением этапов их создания и социально-политической атмосферы, царящей в годы создания кинопроизведения. Также в фокусе её внимания находятся социально-демографическая структура (пол, возраст, населенный пункт и др.) аудитории тех или иных кинокартин, её жанровые предпочтения, статистика кинопоказов.

Сегодня мы хотели бы вместе с Вами разобрать кинематографическое произведение, основанное на одноименном романе-трилогии Сьюзен Коллинз и ставшее настоящим новшеством в рамках своего жанра – Голодные игры. После прочтения данной статьи вы поймете, что это не просто фантастически-развлекательный фильм со множеством эпичных сцен, но настоящая кладезь социальных проблем, умело завуалированных под правила и нормы, казалось бы, утопического мира.

Начнем с жанра «Голодных игр», который сразу же объяснит замысел фильма – антиутопия. Антиутопия представляет собой литературный жанр, противоположный утопии и описывающий якобы идеальное государство, в котором, однако, всегда найдется двойное дно: тирания, тоталитаризм, чрезмерный контроль, ассимиляция и др., ведь рано или поздно люди понимают, что ничего идеального не существует, с чем начинают бороться (обычно в этом и состоит сюжет картин-антиутопий).

В «Голодных играх» повествуется об устройстве мира в результате глобальных катастроф различного характера: природного, социального. В тоталитарном государстве Панем есть давняя традиция, которая является напоминанием о том, что будет с повстанцами, восставшими против власти: ежегодно каждый из 12 дистриктов, однажды потерпевших поражение в войне с Капитолием, отправляет одного юношу и одну девушку на битву за жизнь или своеобразные гладиаторские бои – «Голодные игры».

Жестокая игра, установленная Капитолием, является инструментом подавления бунтов, постоянным напоминанием о непобедимости власти столицы.

Структура государственного строя.

Мир «Голодных игр» или Панема состоит из столицы – Капитолия, в которую стекаются все ресурсы со всей страны – из 12 провинций, именуемых «Дистриктами». Кстати выбор названия государства – Панема – не случаен. С. Коллинз использовала часть устойчивого словосочетания «Panem et circenses», что в переводе с латинского – «Хлеба и зрелищ!» Голод – основное оружие подавление бунтов бедного населения, которые увеличивают свой шанс быть выбранным на жатве, кидая дополнительную карточку со своим именем в барабан ради куска хлеба.

Не далеко уходя, приведем пример. Голод действительно является экстремальной ситуацией для психики человека и сильнейшим оружием, способным заставить человека пойти на многое. Вспомним Блокаду Ленинграда (1941-1944 гг.), когда А. Гитлер предпочел пугающую альтернативу непосредственному наступлению на город: подождать, пока народ умрет от голода – в результате чего хлеб (а именно, 125 грамм на человека) стал символом блокады, которая унесла жизни 800 000 мирных жителей.

Так, «Дистрикт 1 производит предметы роскоши, которые делают красивым наш великий Капитолий. Превосходный вкус и мастерство его рабочих позволяет жителям Капитолия носить парики и выглядеть ослепительно круглый год», - представляет телеведущий Цезарь. Или «Любите морскую пищу? Креветки и крабовое мясо? Часто забывают, что дистрикт 4 играет важную роль в том, что мы можем получать дары моря. Его граждане имеют большой опыт в обращении с сетями и острогами, а ещё они плавают как рыбы», - продолжает Цезарь. Получается, что каждый Дистрикт ответственен за свою отрасль:

Дистрикт 1 – ювелирное дело, предметы роскоши

Дистрикт 2 – добыча и обработка камня, изготовление оружия, подготовка детей в миротворцы.

Дистрикт 3 – электроника и производство техники

Дистрикт 4 – рыбная ловля

Дистрикт 5 – выработка энергии

Дистрикт 6 – производство транспорта

Дистрикт 7 – изготовление древесины

Дистрикт 8 – текстильная промышленность

Дистрикт 9 – пищевая промышленность

Дистрикт 10 – животноводство

Дистрикт 11 – сельское хозяйство

Дистрикт 12 – добыча угля

*Дистрикт 13 – уничтожен Капитолием. Бывший центр разработки ядерного оружия и добычи графита

Стоит отметить, что дистрикты неравнозначны: чем дальше дистрикт от Капитолия – тем ниже его благосостояние, которое зависит во многом от специализации региона. Так, дистрикты 12 и 11 очень бедные – в фильме ярко проиллюстрирована бедность народа самого дальнего 12-го дистрикта, откуда родом главная героиня Китнисс Эвердин, а дистрикты 1 и 2 очень богаты, однако им все еще далеко до состояния Капитолия. Более того, в нумерации выражен и статус поселений: есть три дистрикта, неформально именуемые «профи» – 1, 2 и 4, где население имеет высокий уровень благосостояния: их отрасль более востребована для Капитолия; физическое развитие молодежи находится на хорошем уровне, по сравнению с остальными дистриктами; их дети вступают в специальные Академии, где получают все необходимые знания для предстоящих «игр» (как из желания стать более опытными, уверенными в себе, так и из соображений престижа и славы) и где им отдают предпочтение, хотя это запрещено. Из дистриктов «профи» выбранные на жатве девушки и юноши часто создают на «играх» между собой коалиции и получают спонсорство, что дает им большое преимущество в выживании, а значит – больше шансов на победу. Также на игроках из 1, 2 и 4 дистриктов зрители из Капитолия делают ставки, что доставляет последним неимоверное удовольствие. Стоит также отметить, что все дистрикты находятся под строгим контролем столицы и не имеют никакого влияния за пределами собственной территории. Взаимодействие между регионами незаконно – дистрикты в изоляции, так называемая глобализация и ассимиляция отсутствуют, отчего в каждом регионе свои неповторяемые особенности, традиции и обычаи.

Как обычно проанализируем и попробуем перенести данное описание мира «Голодных игр» на мир реальный. Итак, С. Коллинз поднимает вопрос бедности регионов в государстве, отмечая, что чем дальше – тем беднее, тем менее они оснащены инфраструктурой и тем ниже уровень здоровья граждан, что распространено в ряде стран современного мира. Затем, описывая дистрикты «профи», автор акцентирует внимание на дискриминации учеников из дальних районов. Более того, вспомним всем известную и изучаемую в школе пирамиду Маслоу, в основании которой лежат физиологические потребности. Только после их удовлетворения человек может задумываться об удовлетворении потребностей высшего характера – социальных, духовных.

-2

Так, мы видим, что жители из последних дистриктов думают лишь о голоде и крове (физиологические потребности), а представители населения из регионов «профи» с энтузиазмом вступают в Академии в надежде получения уважения и признания. Наконец, как было упомянуто о зрителях Капитолия, они делают ставки на победителей, что говорит о том, что «игры» для них – очередное развлекательное шоу. Кстати это является непосредственным толчком к написанию трилогии С. Коллинз – однажды ночью она смотрела телевизор и, переключая телеканалы, перескочила с реалити-шоу на репортаж о реальных военных действиях, на тот момент происходивших в Ираке (2003-2011 гг.). Писательница была поражена отсутствием различий телевещания между развлекательным шоу и освещением войны, когда люди, сидя у себя дома, где царит мир и спокойствие, могут одновременно наблюдать за весельем и смертью других людей.

Пожалуй, на этом мы остановимся. Анализ кинокартины можно продолжать еще долго и долго, тем более, что их аж 4 части, каждой из которых можно посвятить несколько подобных статей. Мы хотим дать волю Вашим размышлениям и анализу на примере данного кинопроизведения. Дадим небольшие подсказки, если вдруг возникнут затруднения: поразмышляйте над образом главных и второстепенных героев, проблемой поколений и их мировосприятия; вспомните президента Панема – его отношение к людям и законы, установленные им, как они повлияли на общество, какая миссия у Китнисс и так далее. Напишите в комментариях, если пришли к какому-либо выводу.

Таким образом, с помощью социологического анализа, мы постарались не только осветить для Вас историю создания кинокартины и поднять вопрос смыслов, вкладываемых в, казалось бы, обыкновенные фильмы, но и обратить Ваше внимание на актуальные проблемы, царящие в современном мире.

Автор - Бутысина Арина, волонтер-лидер МДКМ

Читайте также: