Найти в Дзене

Можно ли вернуть подарок в магазин? Разбираем нюансы

Оглавление

Иногда в подарок можно получить… не совсем то, что вы ожидали. Хорошая новость: вернуть подарок в магазин можно, и для этого вовсе не обязательно иметь чек.

Сразу оговорюсь: в статье идёт речь о подарках надлежащего качества, которые вам просто не подошли.

Что говорит закон?

Первое, что важно понимать: подарок не должен содержать  следы эксплуатации, то есть должен быть новым. Изрядно “заносить” кофточку, а потом вернуть её в магазин нельзя.

В случае с одеждой, например, должны остаться фабричные ярлыки, бирки.

Что касается упаковки  подарка  (я говорю об упаковке производителя, а не о “магазинной), если она есть, возврат, как правило, проходит без проблем. А вот при отсутствии упаковки возможны варианты.  Бывали случаи , когда судом признавалось, что наличие упаковки  при возврате товара  обязательно.

А вот иметь чек совсем не обязательно.

Согласно п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», отсутствие чека — не повод для отказа в возврате товара. Вы можете подтвердить факт покупки другими способами: гарантийным талоном, выпиской из банка, свидетельскими показаниями или даже записью с камер видеонаблюдения. Продавец обязан проверить информацию в своей электронной базе или кассовой ленте.

Необходимо будет написать заявление. Это основание для возврата.

И если средства будут возвращены вам не в момент подачи заявки (например, если оплата произведена картой), попросите копию заявления с подписью принявшего его сотрудника.

Если продавец отказывается вернуть деньги, стоит обратиться с жалобой  в Роспотребнадзор.

Помните, что согласно ст. 22 Закона «О защите прав потребителей» продавец обязан вернуть деньги в течение 10 дней с момента подачи заявления. За каждый день просрочки начисляется неустойка в размере 1% от стоимости товара.

Деньги не возвращены – обращайтесь с претензией к продавцу. Ничего не произошло и после написания претензии –  отправляйте в суд иск о взыскании  денежных средств, а также суммы неустойки и штрафов. Да, моральный вред здесь также можно требовать.

В какой срок и по какой причине можно вернуть товар?

Возврат товара возможен в течение 14 дней с момента покупки. Причины могут быть самыми разными: не подошли цвет, размер, фасон, форма, габариты или комплектация. Однако есть исключения:

  • продукты питания,
  • косметика и парфюмерия,
  • предметы личной гигиены,
  • книги,
  • ювелирные изделия,
  • растения,
  • сложные технические товары с гарантией не менее года.

Эти категории подлежат возврату ТОЛЬКО если в товаре обнаружен брак, истёк срок годности (ещё на момент покупки) или есть признаки фальсификации.

А что делать с подарочными картами?

Подарочная карта считается авансом за будущие покупки. Это значит, что вернуть деньги за карту или её остаток возможно.

А если отсутствует чек? Продавец обязан предоставить чек при продаже карты. Если чека нет, возврат возможен, но придётся подтверждать покупку альтернативными способами.

А если истёк срок действия. Даже в этом случае деньги можно вернуть. Верховный суд неоднократно вставал на сторону покупателей. Например, в деле №305-АД18-18522 от 2018 года суд признал, что отказ в возврате денег по карте является необоснованным обогащением продавца.

А если картой уже пользовались, но на ней есть остаток? Если на карте осталась небольшая сумма после покупки, вы имеете право потребовать её возврата наличными или на карту. Также можно потратить остаток на дополнительные покупки с доплатой.

Как происходит возврат?

Идеально, если у вас есть чек, но его отсутствие — не проблема. Процесс возврата выглядит так:

  1. Вы подтверждаете покупку любым доступным способом.
  2. Продавец сверяет данные и оформляет заявление о возврате.
  3. При оплате наличными деньги возвращаются сразу. При безналичной оплате — в течение нескольких дней.

Не все знают, но возврат возможен не только на карту, с которой совершалась покупка. Вы можете указать любую карту любого банка, что особенно удобно, если подарок покупал один человек, а возвращает другой.

Информация для любознательных. Есть письмо ЦБР № 112-Т  от 01.08.2011 года, в котором говорится о том, что банкам необходимо определить порядок  возврата денег  в том числе и тогда, когда у физического лица  отсутствует возможность предоставить  реквизиты карты, по  которой приобретался подарок,  по любой причине.

Вместо послесловия.

Закон на стороне покупателей (и получателей). Главное — знать свои права, а если столкнулись с отказом продавца — проявить настойчивость их отстоять. А в следующем году можно составить список желанных подарков, чтобы не тратить время на возврат и не портить новогоднее настроение.

Делитесь в комментариях, довольны ли вы полученными подарками?

Хобби
3,2 млн интересуются