В преддверии праздников и мы обратимся к торжеству - искусства, красоты, изящества. Вспомним настоящую феерию художественного смысла, философии и стилистики - выраженных участникам объединения "Мир искусства" и их волшебным творчеством.
Хотя время, между прочим, было, пусть и не таким трагическим, каким скоро обещало стать, но и не таким уж волшебным. Это был интересный, но все-таки с предчувствием грядущей беды, период. Речь о Серебряном веке, длившимся примерно с1890-х гг до 1920-х гг. То было время столкновения вершин технологических возможностей и глубин духовного упадка. За одно только XIXе столетие было достигнуто, изобретено и открыто столько же, сколько за всю предыдущую историю человечества. Причем практически каждое из изобретений сразу отбрасывало мир далеко вперед, даря не просто новую интересную безделушку, а множество сопутствующих, сопряженных с ним явлений. Так, фотография не просто подарила возможность запечатлеть любимые пейзажи и лица, но и продвинула вперед рекламу, СМИ, образование, криминалистику, медицину, науку, искусство. Телеграф и телефон буквально сжали пространство и время, ускорив ход истории, дипломатии, в корне изменив политическую, экономическую, социальную стратегии.
Очень многое, несмотря на невиданное доселе качество жизни, оставалось на низменном уровне - никто не преодолел бедность, не победил жадность, не остановил войны. С одной стороны, технологические возможности должны были радовать и доказывать торжество развития человека. С другой же, они же и пугали, отталкивая от природы, гармонии, умиротворенности, ее размеренности. Пар двигателей, дым фабрик, шум тысяч устройств и машин казались не торжеством человеческого разума, а воплощением инфернального ужаса.
Миру в духовном и эстетическом плане захотелось от этого - буквально - шума и пыли - обратиться к старым добрым проверенным понятиям, образам, философии. К эстетике сказки, к миру сновидений, фантазий и мечтаний, к истории, исконности, мифу, древним традициям, фольклору и экзотической первозданности. Именно поэтому на стыке XIX-XXвв. так много было интереса к Востоку, к народному творчеству, традициям, язычеству, мифам, преданиям, легендам. Передовые персоналии того времени держали, конечно, руку на пульсе, делая ставку именно на эти направления, а точнее, на их синтез. "Ответственными" за течения в искусстве тогда были у всех на слуху: Сергей Дягилев, Мария Тенишева, Савва Мамонтов, а так же опекаемые ими художники, сценографы, практики и теоретики из мира художеств.
Так и появилось объединение «Мир искусства» - 9 ноября 1898 года. Появилось, как отклик на запрос изнывающего в потоке технологий и промышленных масштабов общества. Основателями объединения считаются художник Александр Бенуа, будущий основатель "Русских сезонов" Сергей Дягилев и его двоюродный брат и единомышленник Дмитрий Философов. Тогда же вышел и первый номер одноименного журнала.
Выпуском издания руководил Сергей Дягилев при финансировании Тенишевой и Мамонтова. «Мир искусства» выпускал статьи о новых веяниях в русском и западном искусстве, аннонсировал интересные события по теме, демонстрировал репродукции, иллюстрации талантливых современников. Правда, журнал выпускали недолго. Впрочем, художник Валентин Серов помог изданию получить финансирование непосредственно от государства.
Как об объединении, а не только и не столько журнале «Мир искусства» публика узнала после первой выставки, которая была проведена в Музее Центрального училища технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге. На этой выставке были представлены картины Михаила Врубеля, Константина Коровина, Валентина Серова. Тогда же Дягилеву удалось привезти и работы финских художников (Финляндия тогда входила в состав Империи). Во многом и работы отечественных мастеров, и привлечение их финских коллег стало новаторским, разбередило общество, вызвало особенный интерес к искусству. Ведь это было, как уже сказано выше, время и столкновения старого с новым, и перемен. Художники этого периода особенно остро ощущали желание одновременно и новизны, и опыта прошлого. Мы видим этот прекрасный синтез одного и другого у участников "Мира искусства" Бориса Кустодиева, Николая Рериха, Константина Сомова, Игоря Грабаря. Параллельно Сергей Павлович Дягилев был буквально одержим идеей показать подлинное живое русское искусство.
Показать его самим русским, и всему миру. А сами "мирискуссники" хотели и русскую аудиторию приобщить к иностранным образчикам искусства, познакомить с яркими явлениями и именами той поры - импрессионистами, абстракционистами.
Продолжение следует
📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:
📚YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA
📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky
📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory
📚 Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/
📚Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno
📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/