Найти тему
Лекторий Dостоевский

Дягилев. Солнце Европы восходит в Перми

Полтора столетия назад Сергей Дягилев появился на свет в Новгородской губернии, где служил его папа. А еще раньше — Лермонтов. Переехали в Петербург. Но долги заставили семью отправиться в Пермь — ужасное понижение. Посему Сережа вырос с комплексом пермского, уральского простака, незаслуженно удаленного от Петербурга. С мечтой о недостижимом прекрасном. Безумная тяга к искусству выражается в спектаклях и концертах на дому, прозванном «пермскими Афинами».

К моменту рождения Дягилева появляются в изобразительном искусстве передвижники, в поэзии — Некрасов, в критике — Стасов, с их публицистическим, прежде всего, информирующим искусством. Но время проходит и становится ясно, что одним изобличением пороков и проблем общества задач не решить.

Не из-за того ли, что не было мамы (она умерла вскоре после родов), а лишь потом была мачеха, — ощущение, что надо доказывать то, что ты чего-то стоишь, интересничанье, которое многие потом принимают за спесь? Нет опыта безусловной любви, такой, какая имеется по умолчанию, с рождения, без объяснений, вне их. Получая юридическое образование, учился музыке у Римского-Корсакова, выступал с концертами, пел, играл в четыре руки с Остроуховым, с друзьями. Александр Бенуа — сокурсник и друг Димы Философова, кузена Сережи. Пишут Толстому, наведываются к нему в гости.

На фоне богемной жизни, прекрасного происхождения и комплекса пермяка-соленые-уши ему хочется юношески и бунтарски взломать, изменить мир искусства. Пытается сам создавать и сочинять. Но все — мимо!

И слава Богу.

Потому что судьба уводит его напрямую от авторства, но удерживает в искусстве. Рубеж столетий — век синтеза. Значит, нужно собирать! Управлять! Синтезировать и режиссировать! Недаром грядущий ХХ век — век режиссера, руководителя, организатора, продюсера. Вот он — Дягилев — импресарио, организатор, менеджер, антрепренер и есть. Карабас-Барабас в кукольном театре…

Дягилев был идеальной фигурой для антрепренерства. В нем сочетались азиатское торжество просторов (Пермская область как две Голландии), фундаментальность истин, стремление к вершинам, недовольство малым, по- множенные на европейское дотошное мастерство, эстетику, скрупулезность, образованность — все то, чего не достает размашистой русской удали самой по себе. Русские — молодцы, но внимания к деталям не хватает. Русские часто заимствуют чужое, но доводят его до совершенства, когда основоположники уже отчаялись или охладели.

Он создал с Бенуа объединение «Мир искусства» и одноименный журнал, организовывал выставки, собрав и показав русское искусство сначала России, потом Европе. Так проявился его самостоятельный триумф в мире театра. А затем — триумф русского искусства во всем мире. И еще после — триумф искусства как такового.

Дягилев чутко улавливает страсть не только России к Востоку, но и Европы к России как к Востоку. Славянско- ориентальные тенденции вот-вот захватят мир — вот он, тот самый поиск ответов на вопросы где-то в глубине веков или пространств. С 1907 года Дягилев организовывает ежегодные зарубежные выступления русских артистов, получившие название «Русские сезоны». Сначала это был цикл из пяти концертов на сцене Гранд-Опера с участием Рахманинова, Римского-Корсакова, Шаляпина. Сочетал традиционное, то, чего ждал Запад, и новаторские элементы. После оперы пришло время балета. Он хотел создать совершенно иной тип русского балета. Новаторский подход Дягилева отличало стремление достичь «единства художественного замысла и исполнения». В обсуждении будущего спектакля участвовали все и сообща разрабатывали сюжет, придумывали характер музыки и танца, костюмов и декораций. Это уже потом в США «придумают» брифинги и брейн-стормы. Первым в искусстве менеджмента это практиковал Сергей Павлович.

Художники Коровин, Билибин, Бенуа, Головин обходили еврейские, татарские лавки, покупали наряды и ткани в глубинке, старинные сарафаны, вышитые головные уборы, расшитые пояса. Композиторы также тщательно и подробно создавали не второстепенную служанку танца, а полноценную музыкальную историю. А костюмы, придуманные Львом Бакстом? Бакст — первый сценограф, ставший всемирной знаменитостью. Труппа балетных сезонов была набрана из ведущих танцовщиков. Приглашение Дягилева приняли Анна Павлова, Михаил Фокин и его жена Вера Фокина, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн, Вацлав Нижинский, Матильда Кшесинская.

Дягилев боялся смерти, был патологически брезглив и чистоплотен, а это ли не привязка к жизни, где искусство — способ преодолеть ее рамки.

…На постаменте рядом с фотографией импресарио на его могиле на острове Сан-Микеле почти всегда лежат балетные туфли (чтобы их не унесло ветром, их набивают песком). Даже если они улетят, о Дягилеве будут помнить. Все члены труппы разнесли искусство по свету, как семена прекрасных цветов. Тифлисец Джордж Баланчин уехал в США, где стал реформатором американского балета. Леонид Мясин основал труппу «Русский балет» Монте-Карло и до второй половины века поддерживал традиции Дягилева в мировом балете. Киевлянин Серж Лифарь остался во Франции и возглавил балетную труппу Гранд-Опера, передав бразды правления опальному и гениальному преемнику — Рудольфу Нуриеву, танцевавшему репертуар Нижинского вплоть до 90-х гг. прошлого века. А памятник самому Дягилеву и сегодня стоит на площади перед зданием Гранд-Опера.

Автор: Юлия Милович-Шералиева

📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:

📚 YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA

📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky

📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory

📚 Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/

📚 Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno

📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/