Найти в Дзене
Воздух Писателя

5 способов обмануть читателя: создаём неожиданные сюжетные повороты

Оглавление

Вам звонит друг, перед этим он отправил вам пару "кружочков" в телеграме с описанием своей проблемы. Он просит денег. Вы переводите деньги и... узнаёте, что на самом деле это был не ваш друг, а мошенники. Неприятно такое в жизни испытать.

Другое дело — наблюдать за героем книги, который оказался в той же ситуации, или в ситуации в разы хуже. Читатель в зоне комфорта любит наблюдать за чужими проблемами. Вот 5 хороших приёмов, чтобы добиться нужного эффекта.

Человеческий мозг любит загадки. Мы пытаемся предугадать события, но обманутые ожидания заставляют нас восхищаться автором. Главное — чтобы этот обман был честным (звучит как оксюморон, но вы же понимаете, о чём я?).

Что такое хороший обман читателя?

Это сюжетный ход, который:

  • Логично вписывается в историю.
  • Переворачивает восприятие событий.
  • Вызывает эмоции: шок, восторг, грусть или даже смех.

Пример: «Шестое чувство». Мы до самого конца не знаем, что главный герой — мёртв. Но если пересмотреть фильм, все подсказки становятся очевидными.

5 сюжетных поворотов

1. Обман через персонажа

Создайте героя или злодея, которые оказываются кем-то другим. Этот приём работает, если вы тщательно скрываете правду, оставляя мелкие подсказки.

Пример:

  • В «Бойцовском клубе» зритель не понимает, что Тайлер Дёрден — это альтер эго главного героя. Все подсказки есть, но мы их не замечаем.
  • В «Зове кукушки» Джоан Роулинг убийца кажется одним из самых надёжных персонажей.

Как использовать:

  • Давайте героям противоречивые поступки, которые будут выглядеть как особенности их характера.
  • Сделайте раскрытие их истинной сущности поворотным моментом истории.

2. Смена перспективы

Читатель видит мир глазами героя и доверяет его восприятию. Используйте это доверие, чтобы повернуть историю.

Пример:

  • В «Острове проклятых» герой считает себя детективом, но финал показывает, что он пациент психиатрической клиники.
  • В «Шестом чувстве» герой уверен, что он жив, хотя все детали указывают на обратное.

Как использовать:

  • Сначала установите «правду» через точку зрения персонажа.
  • В ключевой момент дайте читателю понять, что всё это было иллюзией или манипуляцией.

3. Скрытые детали, которые становятся важными

Добавьте в текст элементы, которые кажутся незначительными, а затем превратите их в ключевые.

Пример:

  • В «Шестом чувстве» отсутствие взаимодействия героя с окружающими указывает на его мёртвое состояние.
  • В «Убийстве в Восточном экспрессе» каждый персонаж оставляет мелкие подсказки, которые в финале складываются в общую картину.

Как использовать:

  • Распределите подсказки по всему тексту.
  • В финале свяжите их так, чтобы читатель удивился, как он этого не заметил раньше.

4. Ложные ожидания

Создайте у читателя уверенность, что он понимает, куда идёт история, а затем резко измените направление. Этот приём работает, потому что нас мозг умеет простраивать сюжеты знакомых историй.

Пример:

  • В триллере (жанр важен) «Игра» герой считает, что его жизнь рушится, но финал показывает, что это был тщательно спланированный сценарий.
  • В «Паразитах» история о семье мелких мошенников превращается в жёсткий социальный триллер.

Как использовать:

  • Установите привычный для читателя шаблон — например, стандартный детектив.
  • Внезапно сломайте шаблон, добавив новый жанровый элемент или неожиданный поворот.

5. Фальшивый главный герой или злодей

Персонаж, которого читатель считает главным героем, главным антагонистом или лучшим союзником, оказывается совсем другим.

Пример:

  • В «Гарри Поттере» Снейп выглядит злодеем, но в конце оказывается героем.
  • В «Игре престолов» Нед Старк кажется главным героем… пока его не казнят.

Как использовать:

  • Дайте антагонисту или герою поведение, которое запутает читателя (например, ведите повествование от лица этого персонажа, чтобы читатель подумал, что с нами говорит главный герой).
  • Раскройте их истинную мотивацию ближе к финалу, либо поверните историю на 180 градусов в самой середине (как в фильме «Психо»).

Как писать неожиданные повороты?

  • Планируйте заранее. Решите, что будет сюрпризом, а затем «раскидайте» подсказки по всему тексту.
  • Используйте правила трёх. Укажите на важную деталь трижды: первый раз — мимоходом, второй — с лёгким акцентом, третий — как очевидный факт.
  • Играйте с ожиданиями. Если читатель ждёт, что герой спасёт мир, дайте ему сложный выбор, где никто не выиграет.
  • Проверяйте на логичность. Поворот должен быть неожиданным, но логичным в рамках истории. Иначе читатель почувствует себя обманутым (вы же читали «Мизери» Стивена Кинга? Если да, то должны знать, насколько сильно расстраиваются читатели).

---

Автор: Макс Ридд. Пишу о писателях и писательском ремесле.

❤️‍🔥 Понравилась статья? Лайк и подписка с вас!

Какие ещё приёмы знаете для того, чтобы создать неожиданный поворот в истории?

Больше статей для писателей: