Найти в Дзене
Воздух Писателя

14 приёмов, чтобы сразу увлечь читателя вашей книги

Оглавление

Первая строчка — это как удар в лицо или под дых. Она сбивает с ног и выбивает воздух из легких читателя. После неё хочется дышать строчками вашей книги.

Первая строчка — как первое свидание. Если сразу показать, что история интересная и обещает несколько минут или часов приятного времяпрепровождения, тогда читатель решит дать вашей книге шанс и уединиться с ней. Давайте разберём 14 готовых приёмов, которые можно просто взять и использовать прямо сейчас.

так ИИ видит, какой должна быть первая строка в книге
так ИИ видит, какой должна быть первая строка в книге

1. Игра в прятки

Начните с того, что кто-то скрывается — от врага или просто от чего-то пугающего. Это мгновенно затягивает: почему герой прячется? Кто его ищет?

Пример: «Она спряталась в тени подвала, затаив дыхание. Шаги приближались…»

2. Крючок из будущего

Эта техника — своего рода предсказание, намёк на важное событие. Мы сразу понимаем: впереди у героя нечто значительное, хотя подробности пока не раскрыты.

Пример: «Анна ещё не знала, что эта встреча перевернёт её жизнь с ног на голову.»

3. Тайна и доверие к читателю

Герой делится с читателем секретом. Тайна — это почти всегда захватывающе, ведь читателю тоже хочется почувствовать себя "посвящённым".

Пример: «Я расскажу вам, что случилось той ночью. Только, прошу, никому…»

4. Плохой мальчик/девочка

Начните с дерзкого или морально сомнительного поступка героя. Это мгновенно вызывает эмоции: осуждение, восхищение, любопытство.

Пример: «Он ударил ещё раз. Руки дрожали, но он не остановился.»

5. Опасность

Описание опасной ситуации, в которой оказался герой, поднимает уровень тревожности. Это приковывает внимание, и мы переживаем, что произойдёт дальше.

Пример: «Она стояла на краю обрыва, земля уходила из-под ног, а спасения не было.»

6. Картина грандиозных последствий

Покажите хаос или разрушение, но не раскрывайте сразу причины. Читатель захочет понять, как всё это случилось.

Пример: «Он стоял посреди руин, понимая, что всё, что он знал, исчезло.»

7. Скрытая угроза

Когда читатель знает об угрозе, но герой нет, возникает напряжение. Мы начинаем болеть за героя, чтобы он успел понять, что его поджидает.

Пример: «Они спокойно беседовали, не замечая, как тени крадутся к ним всё ближе.»

8. Странный вопрос

Задайте вопрос, который вызывает любопытство и желание понять происходящее.

Пример: «Почему сегодня небо над городом было без единой звезды?»

Начало с описания травмы или страшного воспоминания делает героя сразу понятным и близким читателю. Это открывает дверь в его внутренний мир.

Пример: «С того дня, когда ему пришлось уйти из дома, жизнь больше не была прежней.»

10. Сразу в дело

Начните с самой проблемы, как если бы читатель вдруг попал в середину события, которое уже происходит.

Пример: «Она задыхалась от криков в коридоре — в дом вошли чужие.»

11. Противоречивое утверждение

Сделайте заявление, которое заставит читателя задуматься или усомниться. Это сразу зацепит его ум и эмоции.

Пример: «Бога никогда не было. Я всё вам сейчас объясню.»

12. Приказ читателю

Приём, когда ты обращаешься к читателю напрямую. Заставляешь (или просишь) его что-то сделать прямо сейчас.

Пример: «Представьте, что вы стали свиньёй. Вот как будет выглядеть ваш распорядок дня...»

13. Отталкивание читателя

Мы накладываем запрет на действия и мысли читателя. Конечно же, читателю это не понравится и он продолжит читать.

Пример: «Я запрещаю вам даже думать о том, насколько мой герой плохой. Просто воспринимайте его таким, какой он есть...»

14. Разговор с середины

Ты как будто продолжает прерванный ранее разговор. Это может быть диалог героев, начавшийся с середины. Может быть обращение от автора.

Пример: «— И наконец, последняя причина, по которой я не спал в тот день...»

Бонусный приём

«1984» Оруэла начинается с фразы: «It was a bright cold day in April, and the clocks were striking thirteen» («Был холодный ясный апрельский день, и часы пробили тринадцать»).

Обратите внимание, какое время пробили часы. Как думаете, что здесь не так и может вызвать недоумение у англоязычного читателя? Как бы вы назвали этот приём?

***

Все описанные в статье приёмы — это конкретная реализация общих советов, которые можно найти в книгах — «начните с действия», «начните с диалога», «дайте эмоцию», «начните с тайны». Каждый раз когда я составляю этот список приёмов, я обязательно добавлю 1-2, потому что на самом-то деле способов реализовать интригующее начало гораздо больше четырнадцати.

Хотите поделиться своими любимыми приёмами? Напишите о них в комментариях!

Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Больше материалов о написании историй:

Где меня искать: