Теоретически у каждой реки Ирландии, по аналогии с Грецией, должна быть своя нимфа. В случае Ирландии, имеются варианты. Всё потому, что вода — волшебная стихия, ипостась самой Дану. Вода — источник жизни. Она же — проводник в иной мир, страну блаженства, средоточие знаний и мистической мудрости. Поэтому в Ирландии не так много речных божеств.
Все они — женщины, и, если не считать самой несотворённой Дану, их всего две. Первая — Шинон, целомудренная дева божественного происхождения, вторая — Бойн. Обе смертными не были, но боги ирландцев вполне убиваемы, и самые почитаемые — всегда неживые. Пострадали наши фигурантки из-за вполне человеческих пороков — одна из тщеславия, вторая - завравшись, а заодно из-за пренебрежения магической техникой безопасности. Как Вы уже поняли, одна утонула в реке Шаннон, вторая — в реке Боин.
Обе реки знамениты тем, что берут начало в волшебных колодцах. Это не соответствует географическим реалиям: Шаннон рождается из озера Шаннон Пот, Боин — в колодце Троицы. Но так в стародавние времена было не очень интересно, поэтому в ходу версия о волшебных источниках, тем более, колодец — портал в иной мир, а на той стороне может быть всё, что угодно.
Над волшебным истоком реки склонили ветви девять волшебных кустов лещины. С них падают орехи, и вода уносит их вниз по течению. Те, кто отведал тех орехов, обретает пророческий дар — видит нездешнее, далёкое, прошедшее и что ещё случится. Это умение называется imbass forosna. Боги и сверхъестественные существа наделены им от природы. Сведущие люди приобретают магическое видение на короткое время, и только в результате жестокого и кощунственного ритуала, в котором лишается жизни живое существо, в пределе — человек (подробнее о ритуалах тут:https://dzen.ru/a/Zw5qb7Q9IhTXHcBF и тут:https://dzen.ru/a/Z18ggFLEBjjYdWTM). В волшебном источнике живут волшебные лососи. Они глотают орехи, и рыбе передаются паранормальные свойства. Достаточно съесть волшебного лосося, чтобы стать великим пророком. Один старый хитрый друид поручил приготовить такую рыбу мальчишке-ученику, у рыбы на боку пузырь вздулся, мальчишка ткнул пальцем из озорства и ошпарился, облизал ожог — и вуаля, готов новый маг. Финн МакКуйл, собственной персоной. Но не о нём речь, а о колодце Шегис. Впрочем, о колодце КонЛу рассказывают то же самое.
Итак, Шинон не подстрекали сходить к волшебному колодцу КонЛу и не поручали собирать плоды древа познания орехи, но она пошла, разумеется, одна. Орехи падали в воду, тонули, и со дна поднимались пузырьки — вода будто кипела. Шинон полезла в речку посмотреть и, разумеется, утонула. Река, начиная от устья ручья, где девушка-богиня ушла в ершову слободу, теперь называется Шаннон — с поправкой на изменение произношения в новоирландском.
С Боин случилась несколько другая история. В показаниях свидетели рассказчики расходятся, но в целом картина следующая: Боин была замужем за Нехтаном, владевшим близлежащим местом-шии, возле котого находился колодец Шигис. И надо же было такому случиться, что к ней проникся любовью сосед, бог Дагда, обретавшийся в холме Бру-на-Боин, портал в который — неолитическая гробница Нью Грейндж. И соблазнил. Последствия в виде беременности не заставили себя ждать, и Дагда, как ответственный отец, спрятал беременную подружку у себя дома и слегка начудил со временем, так что для всех, в том числе Нехтана, прошли сутки, а внутри холма — положенный срок. Родился мальчик, которого назвали Энгусом, однажды он вырастет и станет ирландским богом любви, чьи поцелуи превращаются в птиц. Но сейчас он младенец, который остался в чертогах отца, а мать-кукушка отправилась домой. По дороге она решила освежиться в колодце Шигис, чтобы дома не увидели её во всём естестве после родов. Но колодец-то волшебный, всеведущий и служит Нехтану! Священная вода поднялась и утопила обманщицу. Боин превратилась в реку и живёт отныне в таком виде. Единственный облик, который она может принимать — белой коровы. Собственно, имя её (название реки) именно белую корову и обозначает.
Прошу обратить внимание на тонкость: утопленные богини превратились в реку ипостасно, то есть вода — их тело, и душа тоже пребывает в воде, струящейся между мирами. Имбос форосна совершилось: Шинон обрела мудрость и пророческий дар ценой жизни, а Нехтан узнал о своём позоре ценой жизни жены. С иным миром не шутят: если цена назначена, её непременно взыщут.
Святые источники в Ирландии - не только колодцы, но и родники, прудики с ключевой водой и водопады. В отличие от трясины, они - животворное начало. Вода остаётся стихией, в ней тонут, но она даёт больше, чем забирает, а забирает чаще то, с чем хотят расстаться — главное правильно попросить. О деревяшках, изображающих болезни, я уже как-то писала в статье о водном культе (https://dzen.ru/a/ZqKNOb1aml1iTGG9 ). Разумеется, такой важный пласт нематериальной культуры не мог сгинуть без следа. После принятия христианства культ священных колодцев переобулся и бодро топает дальше, в вечность.
К священным источникам ходят толпой в определённые дни — в день святой Бригитты (Имболк), в день святого Патрика (канун весеннего равноденствия), в Белтене, в день Низвержения Кровавого Крома (последнее воскресение июля — канун Лунаса). У большинства святых колодцев этот день можно определить по дню памяти святого, которому он посвящён. Например, колодец святого Диклана посещают в канун Лунаса, святого Патрика — на равноденствие или в Лунаса.
Были и персональные паломничества, когда человек шёл со своей бедой. Ритуал варьирует, но есть общие моменты.
Часто на пути или в конце пути будет камень с петроглифами -чашами или естественными углублениями. В эти углубления нужно поместить круглые камни — человек шёл, неся на себе груз грехов. Потом эти камни нужно было поворачивать каждый день, до девяти раз в общей сложности, где-то в полночь, где-то просто каждый день. Запрещалось беспокоить чужие камни: если лунки заняты, жди своей очереди. Отработанные камни оставляли рядом с источником в куче — каирне.
Для многих колодцев действовала упрощённая схема — приносили большой камень и складывали в каирн над источником, а потом шли дальше — пить воду, молиться и т. д.
Возле некоторых колодцев растут деревья боярышника, на которые хорошим тоном считается пожертвовать ленточку. В источник бросают монетки — с этим активно борются местные власти. Монетки могут забить в дерево при помощи молотка. Их вколачивают и в живые деревья, и в любую древесину. Считается, что таким образом дерево возьмёт на себя болезнь или горе. Доходит до курьёза: возле колодца святого Финварра в Гугаон Барра (Guagán Barra) в графстве Корк поклонный крест обрушился под тяжестью мелочи. В баптистерии оставляют зажигалки те, кто хочет бросить курить, ручки — студенты и школьники, фотографии больных родственников или безвестно пропавших, детские рисунки - безутешные родственники, уже не говоря о предметах религиозного культа. Колодцу жертвуют еду, украшения (заколки для волос, броши и прочую бижутерию), сливочное масло и цветы. Особенно мило смотрелись во время пандемии маски, развешенные на деревьях. Внешняя атрибутика христианства, наложившаяся на твердыню языческого ритуала.
Колодцы играли важную роль в жизни общин. Считалось похвальным делом переночевать у колодца в канун свадьбы — это благословляло новую семью. До того, как снова открыли церкви в начале XIX века и купели перенесли в них, в колодцах крестили. Многие люди желали, чтобы их похоронили поблизости от святого колодца. Праздники отмечали поблизости — помолились, отошли, накрыли поляну, потанцевали и подрались потехи ради или на спор. Синод в 1660 году издал уложение, запрещавшее танцы, банды музыкантов-гудочников, буйные пирушки и прочие злоупотребления возле святых источников — не помогло от слова совсем.
Католическая церковь относилась к этому безобразию по-разному. Во время гонений после принятия Уголовных законов храмы не ремонтировали и не разрешали открывать новые. В такой ситуации святые колодцы, к которым можно было провести крестный ход, использовать для крещения, молебен провести рядом — в общем, хотя бы как-то окормлять пасту, были нужны. После послаблений, а затем и снятия запретов на вероисповедание лояльное отношение сменилось на прохладное, но в культ колодцев вовлечено слишком много прихожан, чтобы открыто выступать против.
Но, самое главное, вода из колодца обладала целительной силой.
Бытовало поверье, что во всяком колодце, посвящённом Иоанну Крестителю, в Иванову ночь вода «кипит» (бурлит) и ею можно вылечить всё, что угодно. Посвящённые другим святым не отставали. К ним ходят даже те, кто в целебные свойства воды не верит — не верящим тоже помогает, поэтому на всякий случай стаканчик родниковой водички пьют, или глаза промывают. Tobar na Súl («Глазной колодец») непременно есть в каждом графстве. Колодец святого Сгарвана в графстве Клэр не только глаукому излечивает, но и «фейри» отваживать может.
Если эпилептик проведёт ночь на каменной плите над баптистерием колодца Патрика на острове Каэр, графство Майо, приступы прекратятся. В Ирландии несколько источников, которые называются Tobar na n-Gealt (колодец Лунатиков) — водяной кресс, растущий на урезе воды, вылечивает безумие. Голова — предмет тёмный, кому-то, наверное, помогает.
А вот, чтобы избавиться от ревматизма или прострела, нужно было и в самом деле муки принять: доступ к воде нарочно сделан как можно более неудобным. При этом человеку с больной спиной или суставами лезть в ледяную воду необязательно: в лечебных целях на пути к источнику установлены специальные приспособления. Например, у колодца Лазаря в Килронане, графство Роскомон, стоит алтарь, под которым нужно проползти на четвереньках. А потом уже к роднику пожалуйте, воду пить.
Паломничество к некоторым колодцам исцеляло бесплодие и облегчало роды. В 1625 году граф МакДоннелл (вождь Макдональдов) с женой, дочерью Красного Хью О'Ниала, совершили паломничество к колодцу святой Бригитты в Брайдсвеле, графство Роскамон. Когда после этого путешествия у четы родился долгожданный наследник, на средства счастливого отца отремонтировали баптистерий и сделали красивый портал.
Вода отдельных колодцев исцеляет исключительно детей. В Tobar na Taise (Колодец Призраков) в графстве Клэр безнадёжно больного ребёнка погружают в купель, выполненную в форме гроба. К колодцу святого Ултана матери приносили младенцев, совершая паломничество от их имени. В состав народного средства от коклюша входил мох, собранный на стенках колодца Бригитт в Дарраге (графство Лимерик). Неподалёку от Портрейна в графстве Дублин есть пещера, доступная только во время отлива, а в ней — колодец Коклюша. Вода пресная, её нужно выпить, а рядом с колодцем положить хлеб. Если прилив заберёт подарок, исцеления не избежать.
В колодцах периодически появляется рыба — форель либо угорь. Увидеть такое чудо — к великому благу. Дама, которой так повезло в день святой Бригитты у колодца Бридид в Лисканоре, графство Клэр, вскоре выиграла в лото, и немало. А вот рыбалкой заниматься в колодцах не рекомендуется: удовольствия на четверть часа, прибыли ноль, зато умрёшь спустя три дня, три месяца или три года, а до этого времени будешь изнурять себя мыслями о том, что скоро тебе конец. В некоторых колодцах живёт зловредный червь: увидеть его — к великой печали или к смерти кого-то из близких, а в городе Слайго в одном из дворов на улице Олд Паунд Стрит имеется Колодец Червя - Tobar na Selmide. Иногда вода в колодце бурлит и поднимается выше уровня земли, устраивая потоп местного значения. Это червяк балуется — так говорят.
Но о червях и ещё одним непонятном свойстве родниковой воды, - в следующий раз, пожалуй.