«Назови хотя бы что-то, известное тебе, что непременно свершится в твоем будущем и моем?
— Мы оба непременно умрем.
— Да. Это верно. Существует один лишь вопрос, на который можно дать
твердый ответ, и этот ответ мы уже знаем сами… А потому единственное, что делает продолжение жизни возможным, — это постоянная, порой непереносимая неуверенность в ней, незнание того, что произойдет с тобой в следующий миг.»
Урсула Ле-Гуин. «Левая рука тьмы».
Интуитивно мы все это понимаем, но это не мешает нам делать прогнозы — или взваливать эту работу на тех, кто на этом собаку съел. Или думает, что съел, или убедил нас в этом. Ирландцы всегда жили в интересное время, поэтому крайне нуждались в службе предсказателей. И провидцы у них были, причём, не только пророки, а простые труженики, работавшие не от Божьего вдохновения, а от чисто выполненного магического ритуала. То, что все предсказания сбываются не так, как мы себе нарисовали, никого не волнует сейчас, а тогда и подавно не волновало.
В простейших случаях ирландцы справлялись сами. Гадали по поведению птиц. Зафиксированы правила были уже в христианское время в трактате «Fiachrecht andso sis» - предсказания по повадкам ворона. Пример: если ворон каркает над местом в доме, где полог кровати, значит, скоро в доме будет седовласый гость либо клирик — если мирянин, ворон каркает «баках», а если духовная особа - «градх-градх». Если к дому приближаются воины, ворон каркает «гроб-гроб», если сатирист - «гракх-гркх». Имело значение, с какой стороны подаёт голос разговорчивая птица. В каких-то случаях она предупреждала не только о гостях, а о неприятностях или, напротив, хороших событиях. Подобная инструкция есть и к толкованию поведения крапивника («Dreanacht andso sis»).
Упоминания о гадании по внутренностям жертвенных животных отсутствуют. Существуют предположения о неких гадательных палочках, возможно, на них наносили огамические знаки, однако, описания самой практики не сохранились, и пока это домыслы, основанные на этнографических параллелях.
В случаях сложных, и особенно связанных с общественно-значимыми событиями, предпочитали привлекать профессионалов.
Обычно принято считать, что практиковали гадание в дохристианской Ирландии именно друиды. Однако, в настоящее время пришли к консенсусу, что все учёные люди так или иначе приобретали навыки в различных отраслях магии, не говоря уже о магии народной. Что там проделывали друиды для того, чтобы увидеть будущее, точно не установлено.
К их обязанностям относят обряд «бычьего гадания» , предшествующего избранию очередного короля. Правда, кто конкретно участвовал в мероприятии, точно не указано. См. «Разрушение дома Да-Дерга»: «Между тем умер король Этерскел. Собрались тогда ирландцы на праздник быка. По обычаю, на нем убивали быка, и один из мужей наедался досыта его мясом и пил отвар, а потом над его ложем произносили слово правды. Тот, кого случалось ему увидеть во сне, должен был стать королем. Помертвели бы губы его, лишь осмелься сказать он неправду.»
В обязанности всякого сведущего друида входил обряд imbhas forosna. В первой редакции «Похищения быка», едва познакомившись с пророчицей Фэлим, Медв выясняет её квалификацию: «In fil imbass forosnalat? [Владеешь ли ты силой имбас форосна?] О том, что это за чёрная магия, есть на канале в статье о друидах: https://dzen.ru/a/Zw5qb7Q9IhTXHcBF . В ней обряд описан со всеми дожившими до наших дней подробностями. А вот редактору эти подробности неизвестны: Фэлим начинает вещать с места в карьер, на голодный желудок, ни свинины сырой, ни собачины не откушав, и никого в жертву не приносит. Ясновидица, что с неё возьмёшь? Но обряд зафиксирован в Словаре Кормака — ирландском литературном памятнике X века. И он повествует о работе другого учёного сословия — филидов.
В поэтических школах учили не только стихи сочинять. Святой Кормак, сам учившийся поэзии (о нём тут: https://dzen.ru/a/Z09LMqNERDvjFQmV ) описывает случай, как некий филид Луха Далейс установил, кому принадлежала собачка, череп которой был найден в дюнах на берегу моря. Филид велел своим спутникам положить рукояти посохов на череп. Как только приказание было выполнено, поэту стало ясно, что хозяином собаки был торговец по имени Бреккаан, а заодно и то, что и человек, и собака утонули в море, когда лодка попала в водоворот, часто возникающий в здешних бурных водах. Если заклинание и было, то невербальное.
Другой филид посредством ритуала teinm láedo определил, что другой череп принадлежал Муг Эме, самой первой карликовой собачке, привезенной в Ирландию. Этим же einm láedoизвестный всем литературный герой, Финн, опознаёт обезглавленное тело. Как и в предыдущем случае, он поёт заклинание, и ответ образуется внутри изречённого текста. Из этих примеров следует, что филиды были уполномочены допрашивать скелеты из шкафа решать задачки из прошлого, в которых «пациенты» умерли давно или недавно.
В других словарных статьях в дополнение к einm láedo упоминаются imbass forosnai и díchetal di chennaib. Все три обряда составляли профессиональную триаду филида — набор навыков, свидетельствовавших о квалификации. В трактате о мудрости Trecheng Breth Féne триада выглядит именно так, и в таком же виде повторяется в юридическом трактате Uraicecht Becc в комментариях со ссылкой на другой юридический трактат Bretha Nemed. Но в дошедших до наших дней рукописях Bretha Nemed эта информация отсутствует. Таким образом, триада мудрости филида, скорее всего, пришла не из глубины веков, а сложилась уже в раннем средневековье.
Изначально все три «заклинания» не имели магической коннотации, зато мистическое «вхохновение», которое их порождало, имело. О нём постоянно вспоминают в сагах.
Источником вдохновения могли служить волшебные орехи, которые падали с кустов лещины у волшебного источника — истока реки Боан, который был порталом в Иной мир. В случае imbass forosna вдохновение вызывал сам ритуал — жертвоприношение собаки перед идолом, жевание мяса и оставление его за порогом. Всё заканчивалось волшебным сном, в котором филиду являлось всё, что его интересовало. След традиции волшебного сна восходит к VI веку. Особенно интересно, что Фэлим - персонаж «Угона быка» училась ведовству в Британии. И именно там друиды поставили подобные ритуалы на поток.
Но не менее важно в ритуале и зачарованное мясо. Судя по тому, что юридических трактатах упоминается в числе неприемлемых поступков скормить такое чужой собаке, над убитыми животными колдовали все, кому ни лень. В исполнении филида такие чары были особенно не хороши.
Святой Патрик порицал как imbass forosna, так и einm láedo. Он считал эти обряды идолопоклонством, в то же время, празднование языческих дней Биолтине и Имболка — вполне благочинными, хотя и не христианскими. Создаётся впечатление, что в условиях мягкого отношения духовенства раннехристианской Ирландии к языческому прошлому, поэты сами продвигали тему своих выдающихся паранормальных способностей и связи с дохристианским прошлым, чтобы разнообразить спектр услуг и расширить клиентуру.
Что в сухом остатке? Прорицания в Ирландии были прерогативой поэтического творчества, и зарабатывали на жизнь предсказанием будущего и раскрытием тайн прошлого все причастные, не только друиды. Больше того, филиды как наиболее социально активные и обласканные обществом, уже в христианское время приватизировали бизнес, выдавив из него всех конкурентов. Закат друидизма не обязательно связан с распространением христианства.
И в любом случае "знать вопросы, которые не имеют ответа, и никогда их не задавать - вот искусство, особенно необходимое в годы смуты и тьмы".