Найти в Дзене

Как древние Ирландцы предсказывали будущее и узнавали тайны прошлого.

Просто мистический ирландский пейзаж вместо виньетки «Назови хотя бы что-то, известное тебе, что непременно свершится в твоем будущем и моем? — Мы оба непременно умрем. — Да. Это верно. Существует один лишь вопрос, на который можно дать твердый ответ, и этот ответ мы уже знаем сами… А потому единственное, что делает продолжение жизни возможным, — это постоянная, порой непереносимая неуверенность в ней, незнание того, что произойдет с тобой в следующий миг.» Урсула Ле-Гуин. «Левая рука тьмы». Интуитивно мы все это понимаем, но это не мешает нам делать прогнозы — или взваливать эту работу на тех, кто на этом собаку съел. Или думает, что съел, или убедил нас в этом. Ирландцы всегда жили в интересное время, поэтому крайне нуждались в службе предсказателей. И провидцы у них были, причём, не только пророки, а простые труженики, работавшие не от Божьего вдохновения, а от чисто выполненного магического ритуала. То, что все предсказания сбываются не так, как мы себе нарисовали, никого не волн
Просто мистический ирландский пейзаж вместо виньетки
Просто мистический ирландский пейзаж вместо виньетки

«Назови хотя бы что-то, известное тебе, что непременно свершится в твоем будущем и моем?

— Мы оба непременно умрем.

— Да. Это верно. Существует один лишь вопрос, на который можно дать

твердый ответ, и этот ответ мы уже знаем сами… А потому единственное, что делает продолжение жизни возможным, — это постоянная, порой непереносимая неуверенность в ней, незнание того, что произойдет с тобой в следующий миг.»

Урсула Ле-Гуин. «Левая рука тьмы».

Интуитивно мы все это понимаем, но это не мешает нам делать прогнозы — или взваливать эту работу на тех, кто на этом собаку съел. Или думает, что съел, или убедил нас в этом. Ирландцы всегда жили в интересное время, поэтому крайне нуждались в службе предсказателей. И провидцы у них были, причём, не только пророки, а простые труженики, работавшие не от Божьего вдохновения, а от чисто выполненного магического ритуала. То, что все предсказания сбываются не так, как мы себе нарисовали, никого не волнует сейчас, а тогда и подавно не волновало.

Ворон - крылатый оракул
Ворон - крылатый оракул

В простейших случаях ирландцы справлялись сами. Гадали по поведению птиц. Зафиксированы правила были уже в христианское время в трактате «Fiachrecht andso sis» - предсказания по повадкам ворона. Пример: если ворон каркает над местом в доме, где полог кровати, значит, скоро в доме будет седовласый гость либо клирик — если мирянин, ворон каркает «баках», а если духовная особа - «градх-градх». Если к дому приближаются воины, ворон каркает «гроб-гроб», если сатирист - «гракх-гркх». Имело значение, с какой стороны подаёт голос разговорчивая птица. В каких-то случаях она предупреждала не только о гостях, а о неприятностях или, напротив, хороших событиях. Подобная инструкция есть и к толкованию поведения крапивника («Dreanacht andso sis»).

Крапивник - ещё один предсказатель. Оцените размер птички.
Крапивник - ещё один предсказатель. Оцените размер птички.

Упоминания о гадании по внутренностям жертвенных животных отсутствуют. Существуют предположения о неких гадательных палочках, возможно, на них наносили огамические знаки, однако, описания самой практики не сохранились, и пока это домыслы, основанные на этнографических параллелях.

В случаях сложных, и особенно связанных с общественно-значимыми событиями, предпочитали привлекать профессионалов.

Таинственный антураж помогал клиентуре настроиться на нужный лад, а друидам - отработать ритуал по полной программе.
Таинственный антураж помогал клиентуре настроиться на нужный лад, а друидам - отработать ритуал по полной программе.

Обычно принято считать, что практиковали гадание в дохристианской Ирландии именно друиды. Однако, в настоящее время пришли к консенсусу, что все учёные люди так или иначе приобретали навыки в различных отраслях магии, не говоря уже о магии народной. Что там проделывали друиды для того, чтобы увидеть будущее, точно не установлено.

К их обязанностям относят обряд «бычьего гадания» , предшествующего избранию очередного короля. Правда, кто конкретно участвовал в мероприятии, точно не указано. См. «Разрушение дома Да-Дерга»: «Между тем умер король Этерскел. Собрались тогда ирландцы на праздник быка. По обычаю, на нем убивали быка, и один из мужей наедался досыта его мясом и пил отвар, а потом над его ложем произносили слово правды. Тот, кого случалось ему увидеть во сне, должен был стать королем. Помертвели бы губы его, лишь осмелься сказать он неправду.»

В обязанности всякого сведущего друида входил обряд imbhas forosna. В первой редакции «Похищения быка», едва познакомившись с пророчицей Фэлим, Медв выясняет её квалификацию: «In fil imbass forosnalat? [Владеешь ли ты силой имбас форосна?] О том, что это за чёрная магия, есть на канале в статье о друидах: https://dzen.ru/a/Zw5qb7Q9IhTXHcBF . В ней обряд описан со всеми дожившими до наших дней подробностями. А вот редактору эти подробности неизвестны: Фэлим начинает вещать с места в карьер, на голодный желудок, ни свинины сырой, ни собачины не откушав, и никого в жертву не приносит. Ясновидица, что с неё возьмёшь? Но обряд зафиксирован в Словаре Кормака — ирландском литературном памятнике X века. И он повествует о работе другого учёного сословия — филидов.

В поэтических школах учили не только стихи сочинять. Святой Кормак, сам учившийся поэзии (о нём тут: https://dzen.ru/a/Z09LMqNERDvjFQmV ) описывает случай, как некий филид Луха Далейс установил, кому принадлежала собачка, череп которой был найден в дюнах на берегу моря. Филид велел своим спутникам положить рукояти посохов на череп. Как только приказание было выполнено, поэту стало ясно, что хозяином собаки был торговец по имени Бреккаан, а заодно и то, что и человек, и собака утонули в море, когда лодка попала в водоворот, часто возникающий в здешних бурных водах. Если заклинание и было, то невербальное.

Другой филид посредством ритуала teinm láedo определил, что другой череп принадлежал Муг Эме, самой первой карликовой собачке, привезенной в Ирландию. Этим же einm láedoизвестный всем литературный герой, Финн, опознаёт обезглавленное тело. Как и в предыдущем случае, он поёт заклинание, и ответ образуется внутри изречённого текста. Из этих примеров следует, что филиды были уполномочены допрашивать скелеты из шкафа решать задачки из прошлого, в которых «пациенты» умерли давно или недавно.

Вот так волшебное вдохновение и выглядит
Вот так волшебное вдохновение и выглядит

В других словарных статьях в дополнение к einm láedo упоминаются imbass forosnai и díchetal di chennaib. Все три обряда составляли профессиональную триаду филида — набор навыков, свидетельствовавших о квалификации. В трактате о мудрости Trecheng Breth Féne триада выглядит именно так, и в таком же виде повторяется в юридическом трактате Uraicecht Becc в комментариях со ссылкой на другой юридический трактат Bretha Nemed. Но в дошедших до наших дней рукописях Bretha Nemed эта информация отсутствует. Таким образом, триада мудрости филида, скорее всего, пришла не из глубины веков, а сложилась уже в раннем средневековье.
Изначально все три «заклинания» не имели магической коннотации, зато мистическое «вхохновение», которое их порождало, имело. О нём постоянно вспоминают в сагах.

Источником вдохновения могли служить волшебные орехи, которые падали с кустов лещины у волшебного источника — истока реки Боан, который был порталом в Иной мир. В случае imbass forosna вдохновение вызывал сам ритуал — жертвоприношение собаки перед идолом, жевание мяса и оставление его за порогом. Всё заканчивалось волшебным сном, в котором филиду являлось всё, что его интересовало. След традиции волшебного сна восходит к VI веку. Особенно интересно, что Фэлим - персонаж «Угона быка» училась ведовству в Британии. И именно там друиды поставили подобные ритуалы на поток.


Но не менее важно в ритуале и зачарованное мясо. Судя по тому, что юридических трактатах упоминается в числе неприемлемых поступков скормить такое чужой собаке, над убитыми животными колдовали все, кому ни лень. В исполнении филида такие чары были особенно
не хороши.
Святой Патрик порицал как
imbass forosna, так и einm láedo. Он считал эти обряды идолопоклонством, в то же время, празднование языческих дней Биолтине и Имболка — вполне благочинными, хотя и не христианскими. Создаётся впечатление, что в условиях мягкого отношения духовенства раннехристианской Ирландии к языческому прошлому, поэты сами продвигали тему своих выдающихся паранормальных способностей и связи с дохристианским прошлым, чтобы разнообразить спектр услуг и расширить клиентуру.


Что в сухом остатке? Прорицания в Ирландии были прерогативой поэтического творчества, и зарабатывали на жизнь предсказанием будущего и раскрытием тайн прошлого все причастные, не только друиды. Больше того, филиды как наиболее социально активные и обласканные обществом, уже в христианское время приватизировали бизнес, выдавив из него всех конкурентов. Закат друидизма не обязательно связан с распространением христианства.

И в любом случае "знать вопросы, которые не имеют ответа, и никогда их не задавать - вот искусство, особенно необходимое в годы смуты и тьмы".