Я люблю кино, после которого хочется сказать очень много, но ты с трудом подбираешь слова, потому что понимаешь как мало еще знаешь об этой жизни. Думала, у нас такое уже не снимают. Ошиблась.
На днях посмотрела драму Петра Тодоровского "Здоровый человек" с Никитой Евремовым (Егор Погодин) и Ириной Старшенбаум (Майя, жена Егора) в главных ролях. Фильм оказался непрост для восприятия, несмотря на то, что похожие ситуации мне не раз приходилось наблюдать в реальной жизни. Впрочем, наверное именно потому и сложен, что некоторые вопросы в моей голове до сих пор не проработаны, и меня все еще мотает между вариантами решений, ни одно из которых не является оптимальным для всех.
Безусловной ценностью фильма является многослойность образа главных героев, отсутствие прямого морализаторства, но при этом вся лента пропитана вопросами морали и нравственности. Несмотря на отсутствие даже упоминаний о Боге (ну кроме диалога, где герой после посещения онкоотделения говорит: "Что же это за Бог, который позволяет такое?"), в фильме много символов, которые с первого взгляда понятны верующему человеку. Не знаю, получилось это намеренно или случайно, но для меня это прибавляет ценности киноленте.
Вообще в картине много ситуаций и диалогов "на подумать" без ответов. Взять хотя бы семью Егора. На первый взгляд, его жена, Майя, – правильно воспитана, любит мужа и во всем (ну или почти во всем) его поддерживает... Стоп! А надо ли так? Надо ли большого взрослого мужчину хвалить, словно он подросток? Не она ли своими эпитетами "ты великий" помогла вырасти его чувству исключительности и зависимости от признания? Ведь она в их паре скорее мама, чем жена. Хотя с рождением второго ребенка и другими событиями она очень сильно меняется. Ирина Старшенбаум сумела уловить и сыграть этот переход совершенно невероятно!
О главном герое мне писать еще сложнее. А все потому, что я однажды сама попала в такую же ловушку своей исключительности, из-за которой перегорела на работе, потому что тогда не понимала разницу между помощью и спасением. И здорово, что в фильме на этом сделан четкий акцент.
Я очень люблю рассказывать про сад в буддийском храме Рёан-дзи. На его площадке расположено 15 камней, организованных в пять групп. Считается, что с какой бы точки посетитель ни рассматривал эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, загороженный другими камнями.
И этот фильм как раз про тот самый пятнадцатый камень, который никак не могут увидеть герои картины ‒ про Бога. А когда Его нет, то есть большой соблазн самому претендовать на эту роль. И вместо того, чтобы просто хорошо делать свою работу, вдруг решить, что можешь влиять на ход событий. Но это прямой путь в уныние, которое является грехом, потому что унывающий человек прежде всего не имеет смирения перед Божьим Промыслом. Зачем Бог, если ты сам "великий", сам можешь спасти от ножа, от рака, из ямы... Но когда по факту все усилия оказываются тщетными, Егора неизбежно догоняет черное уныние.
Одним из самых ярких моментов фильма является эпизод, когда герой, напившись до безумия, видит умершую девушку, которую он так и не смог защитить. Она манит его к окну, где говорит: "Ты не такой как все, ты заслуживаешь награду. Пошли" и шагает наружу. Она парит в воздухе, и Егор, опьяненный не столько алкоголем, сколько ее словами, следует за ней.
С точки зрения человека, не знакомого с подобными историями, это просто пьяный бред, горячка, но верующие люди сразу угадывают в этом одно из самых страшных бесовских искушений.
Я не знаю, является ли Петр Тодоровский верующим человеком, но у него получилось снять фильм о Боге без упоминания Бога. Это картина про человеческую гордыню, про внутреннюю пустоту, про семейные роли и жизненные сценарии, где герои постоянно путают оценку личности с оценкой ситуации. Вообще подмена понятий сопровождает их на каждом шагу, ну а кто отец лжи ‒ известно.
Концовка фильма гениальна в своей недосказанности. Шедевральный диалог взглядов Егора и его избитого начальника вызывает бурю мыслей и ассоциаций! Потому что ты понимаешь, что твоя жизнь, с одной стороны, далека от киношной, но вопросы и ситуации все те же, даже про машину. Я, например, знаю семью, которая жила ну не то, чтобы прям впроголодь, но более чем скромно. Глава семейства при этом подавал щедрые пожертвования, а однажды, как и герой Ефремова, подарил кому-то свой автомобиль. Может и правда, те, кому он его отдал, остро в нем нуждались, но я до сих пор не знаю правильно ли это ‒ делать такие подарки, зная, что твоя жена экономит каждый рубль, а дети ни разу в жизни не были на море? Но до моря ли, если вдруг на кону стоит чья-то жизнь? В общем, снова вопросы без ответа...
Короче, фильм однозначно советую к просмотру тем, кто любит умное и качественное кино, с глубоким смыслом и хорошей актерской игрой.
Почитать еще: