Найти в Дзене

Как я училась смотреть кино

Оглавление

Умные люди говорят, что читать лучше чем смотреть, мол, для мозга полезнее. Я люблю книги, но при этом кино для меня – отдельное визуальное удовольствие. Главное – смотреть его правильно, а это, оказывается, порой не так-то просто.

Просто смотреть

В детстве я смотрела все, что разрешали родители – будь то кино, научно-популярные программы, детские передачи или политические обозрения. До сих пор помню все музыкальные заставки. Я знала имена многих советских актеров, и уж, конечно, всех ведущих популярных программ – последних даже по имени-отчеству. Иногда с удивлением думаю: в телевизорах существовало всего два канала, а столько всего было интересного.

В кино в те годы меня больше всего, конечно, привлекал сюжет и диалоги, особенно если это были комедийные фильмы. Ну и песни – куда же без них! Когда я стала мамой, то кино чаще слушала. Сидеть перед экраном просто так было непозволительной роскошью и чаще я совмещала это с какой-то работой или рукоделием. Наверное, поэтому меня никогда не напрягала глажка-утюжка.

Смотреть как психолог (родитель, педагог)

Впервые серьезно смотреть фильмы я начала на психфаке. Не помню, давали нам такие задания, или я сама вдруг осознала, что каждый фильм – это хороший тренинг для прокачки психологических умений и навыков. Самыми ценными для анализа были драмы и мелодрамы, где требовалось разобраться в истоках проблем героев, их мотивации и ты пы.

Кадр из фильма "Звездочки на земле" (реж. Аамир Кхан, 2007, Индия)
Кадр из фильма "Звездочки на земле" (реж. Аамир Кхан, 2007, Индия)

Когда пошла преподавать, то стало еще веселее. Мой коллега был таким же отбитым увлеченным киноманом, и на практических занятиях мы частенько использовали фрагменты фильмов как иллюстрации к теме. Например, при изучении типологий личности "крутили" комедии, так как гротескные киношные характеры хорошо укладываются в какой-нибудь психотип. В качестве "задачи со звездочкой" брали "кино не для всех". Именно в тот период я пересмотрела почти всего Тарковского.

Кстати, именно благодаря его фильмам я впервые вычленила из фильма еще одну составляющую – звук. Не то, чтобы я раньше его не слышала, просто особо не задумывалась как он влияет на восприятие. До этого я реагировала только на мелодии песен да на голоса актеров, узнавая их на "раз" – могу забыть фамилию артиста, но пару лицо+голос не спутаю никогда.

Кадр из фильма "Надо мною солнце не садится" (реж. Л. Борисова, 2019, Сахафильм).
Кадр из фильма "Надо мною солнце не садится" (реж. Л. Борисова, 2019, Сахафильм).

За монотонной работой, которая не требует напряжения мозга, я часто включаю знакомые фильмы, которые больше слушаю, чем смотрю. И тогда порой удается ухватить то, что пропустила при прямом просмотре: музыкальное сопровождение, особенности голоса актера, фоновые звуки, которые усиливают драматургию кадра и так далее. Это оказалось не менее увлекательно.

Смотреть как фотограф (видеограф)

Но по-настоящему кино я увидела только занявшись фотографией! Это было так неожиданно вдруг обнаружить в фильмах примеры интересной композиции, цвета и света. Позже начала обращать внимание на движение камеры, планы, их переходы и многое другое. Я пересматривала любимые ленты словно впервые в жизни, ликуя от новых открытий!

Но самое удивительное – когда все это находилось в мультфильмах, особенно старых советских. В моей голове они долго не воспринимались как что-то серьезное, достойное художественной оценки.

Кадр из фильма "Верные друзья" (реж. М. Калатозов, Мосфильм, 1954). Шедевр советского кино!
Кадр из фильма "Верные друзья" (реж. М. Калатозов, Мосфильм, 1954). Шедевр советского кино!

Увы, в моей кинокопилке катастрофически мало фильмов, где сходилось бы все: сюжет, актерская игра, интересные художественные приемы. Иногда смотришь фильм, видишь в нем хорошую операторскую работу, а сюжет пустой. Или замечательная история, но такая бестолковая работа художников-костюмеров, что диву даешься как они умудрились так промахнуться с эпохой. Или ну так все заморочено и загадоШно, что устаешь расшифровывать что там хотел сказать режиссер своими символами и намеками. Тут даже красивая картинка не спасает – при всей любви к визуалу для меня сюжет всё-таки на первом месте.

Тяжелее всего смотреть фильмы после книги, когда лента снята "по мотивам". Бывает так сильно по мотивам, что от первоисточника не остается и следа. Иногда переживаю по этому поводу, иногда нет – все зависит от того, насколько хорош фильм сам по себе.

Если хорош, то просто воспринимаю его как отдельное произведение без привязки к основе. В конце концов, творческие люди имеют право видеть что-то по-своему. Но вот когда художники начинают... как бы это так покорректнее сказать... заимствовать чужие находки, то это уже неприятно. Скучно даже.

Смотреть как исследователь

Фильмы, снятые по мотивам реальных историй, часто побуждают к поиску дополнительной информации о людях, о сопутствующих событиях. Порой это превращается в увлекательный квест, который дарит не только новые знания о мире, но и заставляет, как ни странно, читать книги.

Кстати, недавно заметила за собой, что и читать я в последнее время тоже стала иначе. Например, произведения, где меня прежде захватывал только сюжет, стали привлекать разбором художественных приемов автора. Я стала смаковать слова, чего прежде за собой не замечала. То же самое и с живописью, ну тут все понятно – яжфотограф 😁

Смотреть как кинокритик

Для меня это высший пилотаж просмотра, недоступный пока по причине малой насмотренности и незнания теории кино. Но кто сказал, что обычный зритель не может высказать своего мнения по поводу просмотренной киноленты, даже если это на уровне "нравится-не нравится"? Да, аргументированные отзывы, возможно, вызывают больше доверия, но эмоции, на мой взгляд, тоже важны.

Конечно же разделения зрителей условны и больше характеризуют мой собственный взгляд на киноискусство. У остальных он может быть иным. Например, моя знакомая находит в фильмах вдохновение для создания одежды и оформления интерьеров. В любом случае, осмысленный просмотр приносит гораздо больше пользы, чем "просто посмотреть".

Сейчас я стала позволять себе смотреть фильмы без параллельных занятий "полезным" делом и не считать при этом, что транжирю время. Один в неделю, как минимум. Да, это порой дается сложно, но я нашла выход: например, можно сесть за просмотр с ребенком под предлогом знакомства с хорошим кино. На этой волне пересматриваю с младшим сыном классические киноленты, как наши, так и зарубежные, расправляясь таким образом сразу со стадом зайцев: развиваю вкус, отдыхаю, общаюсь, налаживаю контакт и тому подобное.

Еще способ не гнобить себя за сидение перед монитором – смотреть как блогер, которому потом надо еще что-то и другим рассказать. И тут на ходу точно никак не получится. Надо же не просто смотреть, а еще и какие-то заметки по пути делать, скрины там всякие... Хитрая, да? 😁 Ну в общем, вы поняли, что о фильмах я буду рассказывать чаще и не только о тех, что связаны с фотографической тематикой – я ж не только фотограф/психолог, я ж еще и мать, в конце концов!