Современные россияне привыкли наблюдать одно из самых известных зданий на территории страны – Зимний дворец, утопающий в светлых бирюзовых оттенках. В таком облике Зимний дворец уже почти 80 лет.
Впервые после революционных событий Зимний дворец подвергся реставрации в 1927 году. Хотя молодая республика испытывала финансовые трудности, а экономике требовалось восстановление, новые власти не забывали о культуре и образовании населения.
В процессе реставрационных работ 1927 года специалисты обнаружили на стенах Зимнего дворца впечатляющее количество – целых 13 слоев краски различных оттенков.
Зимний дворец был возведён в период с 1754 по 1762 год. Его строительство началось ещё во времена правления Елизаветы Петровны. Архитектором, который пользовался особым расположением у дочери Петра Великого, был Бартоломео Растрелли. Именно ему императрица поручила создание нового дворца. Однако Елизавета не успела увидеть завершение работы Растрелли, так как скончалась всего за полгода до окончания строительства.
Завершение постройки Зимнего дворца произошло во времена правления Петра III. За ходом работ наблюдала его супруга, императрица Екатерина Алексеевна. В этот период за проект отвечал другой архитектор – Ринальди, которого особенно любила Екатерина.
С момента завершения строительства и на протяжении многих лет этот дворец стал главной зимней резиденцией российских монархов. В таком качестве он сохранял свою значимость вплоть до 1904 года.
В 1762 году Растрелли описал внешний вид дворца следующим образом:
«Дворец снаружи раскрашен: стены песчаною краскою с тонкой прожелтью, а орнаменты — белой известью».
Исследовательские усилия указывают на то, что действительно использовался светло-охристый цвет для окраски дворца. Это подтверждается протоколами строительной Канцелярии, где зафиксировано выделение красок для этих работ.
Сегодня трудно поверить, что первоначально дворец имел желтый цвет. На протяжении десятилетий изменялись только его оттенки, переходя от светлых к более темным тонам. Интересно, что желтый цвет стал основным для Главного штаба, который был возведен в 1829 году, так как архитектор Карло Росси задумал, чтобы все здания на Дворцовой площади были в гармонии друг с другом.
Светлый охристый оттенок сохранялся достаточно долго, даже после пожара, произошедшего в 1837 году. Архитектор В.П. Стасов обновил окраску, выбрав краску с оттенком слоновой кости.
Во второй половине XIX века, в 1850-1860-х годах, Александр II принял решение о переменах в цветовой палитре. Охра стала более насыщенной, а декоративные элементы перестали окрашиваться в дополнительные цвета, вместо этого они стали немного выделяться оттенками. Так начинается «оранжевый период».
С воцарением Александра III фасад Зимнего дворца стал иметь кирпично-красный оттенок. В охру был добавлен красный пигмент, а крыша была обработана железным суриком, что привело к появлению красно-коричневого цвета. Этот период получил название «красный» или «военный». Второе название возникло из-за того, что в те времена кирпично-земляной цвет воспринимался как характерный для казарм и военных объектов.
При царствовании Николая II не акцентировалось внимание на ордерной системе, а также не использовали дополнительные цвета или оттенки для оформления, поэтому фасады стали представлять собой монохромную терракотовую массу. Таким образом, Зимний дворец сохранял этот вид до 1927 года, когда его цвет изменился на серый с зеленоватым оттенком.
После этого начался этап стремительных преобразований. В 1930 году Зимний дворец был окрашен в коричнево-серый цвет, а через четыре года сделали попытку придать ему больше выразительности, и фасады стали почти оранжевыми с белыми элементами декора. В то время стены были покрыты масляной краской, которая, как оказалось, оказывала негативное влияние на каменные поверхности, штукатурку и лепнину. В 1940 году было принято решение удалить предыдущую краску и заменить ее на голубую. Однако этому помешала война.
После завершения Великой Отечественной войны в 1946 году начался «зелёный» период. Для окрашивания стен был использован изумрудный пигмент, карнизы и колонны получили белый цвет, а декор и капители были окрашены в охровый оттенок.
В 2008 году изменения были менее радикальными. Стены стали заметно темнее по сравнению с предыдущим светлым тоном.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: