Это несколько чёрная, но всё же комедия. Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки, поэтому так интересно видеть, как в фильме "Я буду жить" поднимаются важные проблемы современности – эпидемия инфантильности и эгоцентризма. Давайте и мы их с вами обсудим.
(Традиционное предупреждение о спойлерах. Да, я перескажу весь сюжет, так что обязательно будут спойлеры).
Итак, вот в неплохом районе Москвы в трёхкомнатной "сталинке" живёт Алла, 50 годиков, преподавательница английского. С нею в квартире проживает сын Иван, великовозрастный балбес. Сын постоянно рвётся съехать от мамы и жить отдельно, но как-то странно: оплачивать съёмную квартиру должны ему мама и отец, с которым Алла в разводе. Нет, противоречия мальчик (которому лет 25) не видит – а что? Вы же заинтересованы, чтобы я начал самостоятельную жизнь? – спрашивает у родителей взрослый ребёночек.
В разводе Алла аж дважды, от каждого брака по ребёнку (есть ещё старшая дочурка Наташа 30 лет), у которой тоже свои проблемы (чуть позже расскажу). Бывшие мужья тоже не забывают старую любовь: минимум три раза в неделю каждый является к бывшей супруге, и спрашивает: а у нас есть, что покушать? Это происходит так легко, так естественно. Очень здорово показано, как интеллигентная Алла, которая, в общем-то, не держит ни на кого зла, не находит аргументов, чтобы выпереть нахлебников со своей кухни и из своей жизни.
Итак, фильм начинается с того, как Алла, репетитор по английскому, работает с ученицей на своей кухне: девочка нудно пересказывает заданный текст, похоже, никак не вдумываясь. А сын Ваня тем временем привёл домой подружку и шумно с ней развлекается – гремит музыка, слышится визг и возня. Полуголые, разгорячённые, они выскакивают на кухню – проверить, чем можно разжиться в холодильнике. Ученица, юная фифа, корчит сильно накрашенную мордочку: невозможно работать в таких условиях!
Ваня спроваживает подружку и приходит ластиться к маме: приготовь что-нибудь вкусненькое, мамочка? Нет, он не чувствует раскаяния, он же ничего ужасного не совершил? А что он сидит на шее у мамы и использует её как банкомат и скатерть-самобранку, так она же и сама не против?
На вкусненькое слетаются другие соискатели: заявляется дочка Наташа, которая уже живёт отдельно (в купленной ей родителями квартире). Наташа взволнованно рыдает, утирая слёзы с наращенных ресниц: она беременна, срок уже 6 недель! И не готова к ребёнку! Поэтому нуждается в моральной поддержке и утешении, и как вы смеете быть такими жестокими!
Да, Наташа тоже хочет есть, поэтому лопает жареную картошку прямо со сковородки и жалеет себя: "Ой, обожглась. Я ведь даже с картошкой справиться не могу, а тут целый ребёнок..." – и снова в слёзы.
Оказывать моральную помощь подъезжает наташин папа, первый муж Аллы – Андрей. Он, похоже, человек незлой, но тоже не особенно самостоятельный.
Весь этот кавардак давно привычен Алле, она почти не замечает происходящего. И тут... тут происходит мелкое, но важное событие, после которого она принимает решение: надо что-то менять. Та самая соломинка, которая переламывает спину верблюда.
Алла, которую на минутку оставили одну близкие, давится картошинкой. Задыхается, пытается выкашлять из дыхательных путей подлый корнеплод. Тот не поддаётся, и, только после мучительных одиноких усилий Алла снова обретает способность дышать.
И как-то это оказывается очень важным: то, как она корчилась на кухне, никто не заметил. Всем было наплевать. Родным людям было интересно только: а есть ли что-нибудь покушать?
Так что привычное бессердечное использование со стороны близких заставило Аллу задуматься: а зачем я, собственно, живу?
И ещё одна вещь помогла: взволнованная переменами в своей жизни Наташа не смогла пойти в центр, где она обычно волонтёрила. Пришлось маме тащиться и выполнять наташину несложную, в общем-то, работу. Но за это Алла смогла поприсутствовать, а затем и присоединиться к группе поддержки для больных раком.
И вот сидит Алла в уголочке, слушает разговоры на группе.
Один участник рассказывает, как ему задерживают деньги на работе, "кормят завтраками" – а он не может себе позволить работать на перспективу, нет у него уже перспективы в жизни. Вторая сожалеет, что жила ради семьи, вкалывала на всех. Третья, с платочком на голове после химиотерапии, переживает, что "в нашем возрасте упущен шанс на беспорядочный секс" (это почему ещё, отмечу я в скобках. Очень даже запросто, если есть такой интерес). Четвёртый участник рассказывает смешную байку о том, как он даже наркоманом не стал – с первого раза ему не понравилось, а употреблять ещё и ещё, чтобы приход появился, он себе позволить не может; времени на это у него, может, больше в жизни и не найдётся.
Аллу принимают за "свою" и зовут присоединиться к группе. Она садится в круг и понимает: это весело, и, главное, легко – приходит ощущение свободы. Когда виден конец, можно делать то, как удобно себе, а не другим.
И это новое чувство окрыляет.
По пути обратно Алла заворачивает в бутик и покупает себе красивый шёлковый платок, на который давно облизывалась, но который не могла себе позволить из-за цены (она вообще одевается скромно, как серая мышка). Не моргнув глазом, говорит продавцам, что это ей нужно потому, что на следующей неделе химиотерапия – и получает солидную скидку.
Внутри она уже освободилась, а семья, разумеется, ничего не видит. Поэтому они ведут себя с Аллой, как привыкли.
Вот с бывшим мужем (вторым) Сергеем и их сыном Ваней они ходят, выбирают квартиру, в которую хочет съехать Ваня. Бывший муж пообещал вносить 50% оплаты (первые 50%, конечно, на Алле). Ваня воодушевлён: тут красиво и стильно, ему ужасно нравится, ух, берём! Но Алла не собирается молчать: она просто упоминает, что предыдущие не то две, не то три съемные квартиры сыночек разнёс во время гулянок с друзьями, поэтому и эту надо бы застраховать. В сдаче им отказывают, Ваня злится, обижается, и убегает напиваться, отключив телефон.
Сергей упрекает Аллу – и наговаривает ей гадостей о том, что она такая вредная от грядущего климакса. Раньше, может, она бы промолчала, но теперь, всё тем же спокойным вежливым тоном, заботливо рассказывает Сергею о симптомах мужского климакса, и что вот они все – налицо у него самого. Тот теряется и даже принимает её пассивно-агрессивный рассказ за чистую монету. И уходит, переживая уже за собственное здоровье.
Но, тем не менее, ванины истерики в этой семье всё равно принято называть – "посмотри, до чего ты его довела". Ваня не берёт на себя ответственность ни за свои хотелки, ни за своё эмоциональное состояние и переживание после того, как ему отказали. Да, он привык всё получать на тарелочке. Да, возможно, Алла несколько поздно и чуть слишком резко ссаживает его со своей шеи – но, всё же, в 25 лет упрекать родителей во всех своих бедах поздновато.
Пока Алла отпаивает сына от похмелья энтеросгелем, тот жалуется:
– Я очень разозлился на тебя
– Я просто хотела показать тебе, что твоё поведение инфантильно.
– Ну наоборот же! Я хочу жить отдельно и самостоятельно
– Но ты хочешь этого за чужой счёт! А если тебе не дают того, что ты требуешь, ты делаешь жизнь окружающих невыносимой
Но в такой ситуации слов недостаточно. Великовозрастный сынулька совершенно не собирается менять привычный и приятный способ поведения – зачем? Его же и тут неплохо кормят (и он снова заглядывает в холодильник).
Наташа приводит на смотрины потенциального отца ребёнка: он безработный, нигде не учится, живёт у Наташи и за её счёт, создаёт музыку и ищет себя. Будущие тесть и тёща (Алла и Андрей) офигело смотрят на очередного балбеса, которого мостят им же на шею – вернее, к Алле. А та уже не может по-старому и попросту называет вещи своими именами: вы, Петя (это имя жениха) – никчёмный, проблемный, употребляющий и ещё предохраняться не умеете. Андрей лепечет что-то умиротворяющее, жених оскорблённо откланивается, Наташа катает сцену.
Вообще, Алла начинает вести себя не так покладисто, не настолько плизерски (плизер = угождатель; от английского please – "радовать, нравиться, угождать").
Она сперва резко разговаривает с продавщицей в магазине, потом отказывается работать с невыносимой капризной ученицей. Алла отказывает ученице и прекращает занятия с нею.
(Так, минус ученица).
Потом Наташа, которая требует помощи, моральной поддержки (ей так трудно!) и помощи с ребёнком, когда тот родится, устраивает матери истерику и тоже получает блок в телефоне – минус ещё один контакт. (Дочку, правда, Алла через время разблокирует – но раньше и так не делала, просто терпела все дочкины закидоны).
Затем Ваня пытается совершить демарш и свалить к отцу, но тот его не принимает – "Будь мужчиной, вернись домой и поговори с матерью".
Родные злятся и пытаются заставить мать быть всё такой же: привычно-покладистой, удобной, предоставляющей знакомый комфорт и радости жизни. Они привыкли находить у Аллы накрытый стол, полный холодильник, банкомат без комиссии, выдающий необходимые суммы, а ещё – моральную поддержку и утешение. Это ведь не просто так – это эмоциональная работа (обязательно напишу про это ещё), которую они выжимают из матери по-полной. И занимаются этим не только дети, но и бывший (первый) муж Андрей и бывший (второй) муж Сергей.
Если честно, характеры этих персонажей прописаны так себе. Если про Сергея понятно, что он жадноват, любит прикладываться к бутылке и во время совместной жизни с Аллой годами не работал (заделав ей ребёнка, чтобы не ушла), то про первого экс-мужа понятно только то, что он ипохондрик. Но, в любом случае, потребительское отношение к женщине со стороны всех – и мужей, и детей – показано до слёз узнаваемо.
При этом если выросшие дети просто сами по себе сидят на шее у матери (ну, Наташа пытается ещё и потенциального своего младенца туда умостить), то мужья всё норовят подсунуть какое-нибудь живое существо, чтобы о нём заботиться. Андрей уже договорился, и хотел бы привести "небольшую собачку" – алабая из питомника, от которого отказались все. А тут Сергей работает на упреждение и приволакивает домой к Алле кота. Короче, только расслабишься – и семья пополнится ещё одним требующим прокорма ртом.
И тут Алла перед всей семьёй делает ход конём: сообщает родным, которые собралась выяснять, какая муха её укусила, – у неё рак. Эффект поразительный! Наташа рыдает, на слёзы пробивает даже Ваню (он добрый парень, хоть и балбес и инфантил); мужья интересуются, нет ли ошибки – но Алла подготовлена. Называет диагноз ("у меня мультиформная англиобластома"), сообщает, что её осмотрели три врача и дали прогноз – полгода. С таким долго не живут.
А на вопрос Сергея: "Что бы мы могли сделать, чтобы появился хоть какой-то шанс" – предлагает продать свои квартиры и оплатить ей лечение.
Просто потому, что интересно же – во сколько оценивают твою жизнь люди, на которых ты потратил её большую часть?
Что характерно, Наташа попервости даже рассматривает вариант продать свою однушку в Новой Москве. А вот бывший муж номер два – Сергей – и сам против, и подговаривает Андрея отжать и поделить квартиру Аллы (ну, когда она умрёт, и квартира освободится). Дальше родные попеременно то пытаются угождать "умирающей" (покупают вкусняшки, убираются дома; Наташа даже дарит матери фотосессию у знакомого фотографа), – то затевают ссоры и драки. Алла втихаря наслаждается этой движухой. Наконец-то в ней видят не только молчаливую прислугу.
Но надо не только красить лицо бледным тоном, а ещё и что-то сделать с волосами, чтобы оставаться в образе. Алла идёт в салон постричься налысо, но там мастер уговаривает её на стильную короткую стрижку, покраску в платиновый блонд – которые, внезапно, ей идут. Теперь ещё и гардероб можно будет поменять на что-то помоднее. Да, умирание оказалось очень даже увлекательной задачей, и Алла находит в этом всё больше плюсов. Можно делать что хочешь для себя и не ставить других во главу угла. Так она покупает себе икру, вино, и на претензии родных, набежавших попробовать вкусняшку, скромно отвечает: это мне доктор прописал, икра полезна. Да, и вино.
И забирает всю баночку, чтобы съесть одной, и бутылку прихватывает.
Родные постепенно начинают понимать, что всё изменилось и как раньше уже не будет. Из них из всех активнее всех взрослеть начала почему-то Наташа – но, наверное, это логично. Долюшка женская; в конце концов, Наташи есть перед глазами ролевая модель – та же Алла. У неё есть все шансы вырасти такой же, как мать, сперва взяв ответственность за ребёнка (а куда деваться), а потом и у всех прочих, кто попытается пристроиться ей на шею. Но, может, она сможет дать отпор – Алла когда-то не смогла.
Но Алла так больше не может и не хочет. Пусть она не умеет говорить нет – она просто выходит из этого спектакля, где ей раз и навсегда прописана донорская роль – роль существа, которого все жрут и ресурсы которого все наперебой потребляют.
А фотосессия, которую организовала Наташа, имеет интересные последствия. Пока Алла выбирает референсы среди других работ фотохудожника, она натыкается на серию работ ню. "Вот так хочу" – решает она. В конце концов, сколько мне осталось. Хочу напоследок хорошо выглядеть, как обнажённая натура. Фотограф удивлён, но он профессионал – и Алла сперва снимается в серии очень приличных, но рискованных фото, а затем и выкладывает их в соцсети.
Сетевые хейтеры тут как тут (они везде есть; они и ко мне в комменты захаживают), пишут Алле разные гадости про её тело, возраст и фигуру. Но, среди прочих, вырисовывается ещё и новый поклонник. Его зовут Павел, они с Аллой встречаются, идут в ресторан, пьют вино – и обнаруживается, что Павел очень и очень может помочь женщине довести её план с "раком" до конца.
Он медик, поэтому они инсценируют смерть и даже прощание в крематории с Аллой (родные начинают делить её вещи прямо в морге).
А затем, прямо во время некрасивой сцены, пока бывшие мужья и дети решают, что делать с квартирой – выясняется, что у Павла есть дарственная на трёхкомнатную квартиру Аллы. Да, не запросто так – в обмен он отдаёт ей свой коттедж, построенный у тёплого моря. Наверное, это некоторая художественная натяжка, но Алла даже не хочет смотреть заранее на этот дом.
Но дом оказывается красивым, и, взяв с собой нового друга – кота (в переноске), укутанная в новый дизайнерский шарф, с новой стильной стрижкой, Алла отправляется в новую жизнь. И пускай она скучает по детям, но больше жить ради них она не может и не хочет. Да и не должна – дети выросли, им пора жить свою жизнь. За собственный счёт.
Да, на мой взгляд, этот фильм полон натяжек и художественных преувеличений. Меня как-то не оставляет мысль: а как они обошлись без свидетельства о смерти? Ведь без него в наследство не вступить. Ну разве что все герои там такие инфантилы, что о подобном и не вспомнили.
Но как-то странно.
Фильм, хотя и местами по непроработанному сценарию, вытягивают отличные актёры, из которых самая дивная – Евгения Дмитриева (Алла). Вообще я полюбила её после сериала "Библиотекарь".
Но и проблемы, которые в "Я буду жить" заявлены – они ведь действительно важные и существенные. Не замечание обслуживающего труда ("да что ты там, надорвёшься ещё одну тарелку на стол поставить?"), вообще непризнание за труд такой важной и порой изнуряющей вещи, как эмоциональная работа (я обещала об этом побольше рассказать – и я обязательно напишу). Да, Алла не камни грузит, но то, какая она серая и измотанная в начале фильма – это из-за того, что её ресурсами, её трудом и её временем исподволь питаются близкие. И не видят в этом ничего дурного! Она же сама не против! Она сама предложила!!!
Да, она не против. Она любит своих детей, скучает по ним и неплохо относится даже к бывшим мужьям – по крайней мере, вот же они, общаются, дружат, видимо, разошлись без конфликтов.
А вот это взваливание на другого своих проблем – не позволяет взрослеть и брать ответственность за свою жизнь и свои поступки. И не только детям, а и дядечкам за 50 и под 60 (это я про героев фильма, Сергея и Андрея).
В любом случае, проблемы фильм поднял важные и большие.
Надеюсь, в обществе начнётся признание их важности и обсуждение.
Это важно, правда.
______________________________
А ещё у меня есть телеграм-канал по психологии. Сейчас пишу там о том, как строить отношения. Подписывайтесь, чтобы читать новое и интересное!