Среди множества фильмов с названием «Паранойя» мы решили остановиться на ленте 2007 года, которая примечательна тем, что это была одна из первых попыток вывести молодежные триллеры из глубокого кризиса. На сей раз путем извлечения из недр слэшера, с попутным скрещиванием с классическими образцами пугающего жанра, а именно, гениальным творением Хичкока «Окно во двор»
И надо отметить, что эксперимент удался, по крайней мере, с той точки зрения, что вызвал массу стилистических подражаний, когда подростки выслеживают маньяка, «живущего по соседству». Можно вспомнить «Ночь страха», «Лето 84», «Девушка, которая боялась дождя», а также с некоторыми оговорками - психологический триллер «Хороший сосед».
Опять же нельзя не отметить, что именно стараниями создателей «Паранойи», в первую очередь выступавшего в качестве сценариста Кристофера Лэндона (позже он будет преобразовывать слэшеры уже как режиссер - «Счастливого дня смерти» и «Дичь») было расширено понимание «сюжетного окна». То есть того средства, через которое человек наблюдает за внешним миром.
Это не обязательно может быть окно в привычном понимании. Например, в «Площади Колумба» - это дверной глазок, так как для страдающей агорофобией героини её «внешний мир» сведен к коридору высотки, где она живет. Или же это могут быть «окна» бразуеров, что в итоге породило фреймовые триллеры («Открытые окна» и т.д.)
В предложенном варианте - окон несколько. И старшеклассник Кейл заперт в своём доме на кажущиеся ему бесконечными три месяца не от хорошей жизни: он под официальным домашним арестом, поскольку совершил нападение на учителя, позволившего себе неудачную реплику по поводу его погибшего отца.
Вообще-то за это полагается год тюрьмы, но юноше прошли навстречу, так что три месяца заточения в родном доме - вроде бы не самое страшное наказание. К слову сказать, за это «удовольствие» вы обязаны платить в казну 12 долларов в день (многие не могут себе позволить таких сумм на простую жизнь, без всяких арестов).
В итоге жизнь в течении летних каникул сведена к наблюдениями за соседями, чьи привычки Кейл быстро выучил «наизусть», фактически как Фил Коннорс из «Дня сурка». Некоторое оживление добавляет появление новой семьи, в которой есть симпатичная дочка, которая на радость юноши иногда появляется в купальнике и посещает бассейн.
Сразу же отметим одну психологическую особенность: девушки не любят, когда за ними шпионят. «Криповых сталкеров» вообще не очень любят. Однако Эшли оказалась с хорошо замаскированными ото всех странностями, о природе коих можно только догадываться. Но на них указано едва уловимыми намеками: она часами сидит на крыше с книжкой в руках, не ладит с родителями, а рингтоном на мобильнике стоит фатальный проигрыш из 5-ой симфонии Бетховена, который также известен как «стук в дверь».
Очень символично, если учесть, что молодые люди постепенно приходят к выводу, что живущий по соседству мужчина – маньяк, разыскиваемый полицией. Как говорилось в этой связи, каждый маньяк – это чей-то сосед, но не всякий сосед – это маньяк. И тут важно понять: оказались герои фильма во власти наваждений или же их подозрения вполне оправданы?
Всё усложняется тем, что наблюдение может быть «двухсторонним» - очень сложно утаить, когда вы за кем-то пристально наблюдаете. То есть использован знаменитый принцип мрачного кино, когда объект и субъект сумрачного процесса меняются местами. Как сказал мистер Тёрнер: «Теперь ты знаешь, что наблюдать можешь не только ты».
И тут новая проблема, которая сводится к фабуле поучительной сказки о мальчике, который чересчур часто кричал «Волки!!!» Излишне частные обвинения соседа без должной доказательной базы могут привести к тому, что к ним никто не будет прислушиваться. В итоге всё сводится к проблеме контекста: вроде бы маньяк есть, а вроде бы его и нет. Это смотря как трактовать те или иные фразы и реплики.
Если говорить о слабых сторонах «повседневной борьбы со злом в нашем квартале», то это использование знаменитого сценарного фейка о том, что якобы можно улучшить качество на изначальной цифровой картинке, дабы разобрать некоторые детали. Изначально данный пиксель именно таким и останется, даже сейчас нейросети лишь дорисовывают с «фантазией», но вовсе не улучшают первичное изображение.