Истории о проклятых фильмах являются частью т.н. «городских легенд», которые активно «поощряются» кинобизнесом, что создает некоторый ажиотаж, как вокруг отдельных из картин, так актеров и режиссеров.
В качестве подобного продюсерского хода можно привести «дурную репутацию» Майлы Нурмы, более известной под псевдонимом «Вампира» (для русского языка более благозвучна версия «Вампирелла»), которая активно тиражировала слухи о том, что якобы причастна к гибели культового актера Джеймса Дина, мол, я его прокляла, что позволяло ей «сделать имя» в нарождавшейся в 60-ые годы «готической субкультуре».
Кроме того есть фильмы с дурной репутаций, так как во время в съемок погибли люди. Список подобных огромный: от «Ворона» до «Экзорциста». Однако откроем тайну – в этом нет ничего сверхъестественного. Если бы люди знали, сколько на самом деле происходит несчастных случаев на съемочной площадке, то они бы обходили оную за километр.
Впрочем, есть ленты, участники которых действительно подозрительно часто уходят из жизни. В качестве примера можно привести так и не выпущенную в прокат, по большому счету даже не законченную сатирическую картину «Атук». Она «унесла жизни» нескольких актеров, которые согласились исполнить главную роль. Среди них значились: Джон Белуши, Майкл О Донахью, Сэм Кинисон. Хотя тут не исключено трагическое совпадение.
Другим проклятым фильмом, хотя и увидевшим свет, но в жутком сокращенном варианте считается «Леди из Шанхая». Эта лента буквально уничтожила карьеру Орсона Уэллса, разрушила его брак и на долгие годы этот гениальный режиссер считался «неудобным» для большинства киностудий.
Недоброй репутацией также пользовался подростковый нуар «Смертельное влечение». Дело в том, что часть актеров ушла из жизни в соответствии с теми репликами, которые произносили в этом фильме. Причем огласке эти сведения были преданы уже много лет спустя после выхода на экраны, так что нет оснований это считать маркетинговым ходом.
А вот пример уже из нашей истории. В 1967 году культурное руководство СССР настолько испугалось ленты «Первороссияне», которая создавалась в рамках обширной кампании к 50-летию Октября, что было решено не просто «положить её на полку», но полностью уничтожить все прокатные копии и негативы. Такова была реакция на воссоздание традиции революционных мистерий, присущих первым годам советской власти. Через десятилетия удалось восстановить часть фильма, хотя то, что сейчас наличествует в сети, отнюдь не идентично «оригиналу».
В этой части мы подходим к части рукотворных легенд, которые весьма напоминают предания о «проклятых книгах» во всём их великом множестве: от «Некрономикона» до «Книги Тота» и «Стансов Цена». Конструкция у подобных сюжетов типовая: есть фильм, просмотр коего погружается зал с безумие, из которого удается выбраться не всем (или вообще никому), после чего фильм запрещают или уничтожают. Иногда он пропадает «сам по себе».
Странным образом напоминает сюжет фильма «Демоны», который в 1985 году снял Ламберто Бава, сын маэстро «итальянских ужасов». Впрочем, в этом проекте фильм внутри фильма остался безымянным. И не совсем понятно, что именно запустило цепочку мистических событий: плёнка, сам кинотеатр или реквизитная маска?
Куда больше ясности с выдуманной лентой «Абсолютный конец света», на поисках которой держится сюжет новеллы «Сигаретный ожог» - одного из самого сильного эпизодов антологии «Мастера ужасов». Есть вещи, кои не надо разыскивать, ибо они сокрыты во имя общей безопасности.
Аналогичная концепция заложена в основу опять же выдуманного фильма «Осторожно», который является органической часть корейского мистического триллера «Затмение» (2019). Здесь наличествует полный набор атрибутов: от гибели во время съемок до безумия во время коллективного просмотра.
Без каких-либо дополнительных деталей оставлен «считавшийся пропавшим» фильм якобы 1943 года «Триллион склонившихся башен», который упоминается в кровавой комедии «Глубокий порез» (2009).Хотя эта лента не имеет для сюжета принципиального значения – это просто ироничная ремарка.