Приветствую всех любителей психологии. Вы на канале «На кушетке», располагайтесь удобнее.
Что, если вы замечаете какие-то странности, но вас уверяют в обратном? Что, если любимый муж что-то скрывает от вас? Вы уже не понимаете, где реальность и что реально, перестаёте доверять себе и чувствуете абсолютную беспомощность. А ловушка только глубже затягивает вас на дно безысходности..
Сегодня мы с вами заглянем в то время, когда на экране зарождался газлайтинг. На разборе фильм 1944-го года «Газовый свет».
❗️Внимание, дальше идут СПОЙЛЕРЫ❗️
ВВЕДЕНИЕ
Газлайтинг — это форма психологического насилия, при котором на жертву оказывается целенаправленное воздействие, чтобы заставить её сомневаться в собственной адекватности и верном восприятии реальности.
Своим происхождением термин обязан названию пьесы британского драматурга Патрика Гамильтона «Газовый свет» (англ. Gas Light), где можно проследить становление и развитие данной манипуляции.
Важное напоминание⤵️
Данная статья не ставит целью оскорбить ни актёров, ни их поклонников. Разбору подлежат исключительно персонажи и сюжет киноленты, дабы читатели могли вовремя распознать и избежать попадания в описываемые ситуации. Так же не ставьте себе диагнозы, если обнаружили совпадения с персонажами, это может сделать только специалист.
СЮЖЕТ
Юная Пола Олквист получила в наследство шикарный особняк в Лондоне. Однако девушка не спешит его занять, так как в этом доме трагически погибла её тётя, известная оперная певица.
Спустя 10 лет, уже выйдя замуж за пианиста Грегори Антона, Пола всё же решает поселиться в этом особняке. Ведь дорогой Грегори так мечтал жить в красивом доме! Однако Полу начинают одолевать нехорошие предчувствия..
ЗЕРНО СОМНЕНИЙ ПОСЕЯНО
Переезд в дом детства даётся Поле нелегко, ведь здесь всё напоминает о горячо любимой тёте. Но теперь рядом Грегори, он поддержит Полу и они вместе смогут начать новую жизнь.
Однако совсем неожиданно муж начинает отмечать странные перемены в девушке.
— Боюсь, что булавка на брошке не очень крепкая. Дорогая, тебе лучше пока не надевать её. Можешь потерять. Ты ведь имеешь обыкновение терять вещи.
— Разве? Я не замечала.
— О, разные мелочи. Я положу брошь в твою сумочку для безопасности. Ты же запомнишь, где она?
— Не глупи, разумеется, я запомню.
— Я просто пошутил, дорогая.
Узнали? Много весьма обидных и оскорбительных вещей говорится под невинным оправданием "Да это же просто шутка!". После чего с деланным возмущением у вас интересуются "Ты что, шуток не понимаешь?! Ишь, какой чувствительный (-ная)!".
Попытка жертвы указать на оскорбление и высказать свои чувства сталкивается с газлайтингом, где жертве в язвительной форме пытаются навязать её искажённое восприятие реальности.
Простодушная Пола ведётся на эту манипуляцию, и даже начинает извиняться и оправдываться перед Грегори. А вечером брошь таинственным образом пропадает из сумочки.
Пола винит себя и старается вспомнить, где могла её потерять, но у неё не получается. Разумеется, ведь последним её держал в руках именно Грегори. Но ведь он не мог.. Или мог?
РЕАЛЬНОСТЬ ИСКАЖАЕТСЯ
А на прогулке произошёл ещё один любопытный случай.
Незнакомый мужчина поприветствовал нашу пару, но Пола его не вспомнила, а Грегори сделал вид, что не знает этого человека. Зато он знает кое-что другое..
— Ты всегда раскланиваешься с незнакомцами, дорогая?
— Нет, я подумала, что мы где-то встречались.
— Ты говоришь правду?
— Конечно, зачем мне лгать? Я не знаю, кто он.
— Но ты улыбнулась ему. Почему?
— Я же говорю, это произошло неосознанно.
— Как и многое другое..
Это вполне можно счесть за чрезмерную опеку, проявление чувств.
И вроде ничего страшного, но в этом и кроется смысл — привить жертве мысль, что с ней что-то не так, она не отдаёт отчёта своим действиям, неверно воспринимает реальность и вообще не замечает, что ведёт себя странно.
Но, может, это и правда муж главной героини так заботится о ней? Ведь не все мужчины умеют обращаться с женским полом.
Хотя прислуга тоже недоумевает: почему хозяин настойчиво твердит всем, что у его жены хрупкое здоровье и она нуждается в присмотре?..
ДОМА НЕ БЕЗОПАСНО
Обработка не прекращается и дома, где в кухаркой нанята глуховатая старушка, а горничной — развязная девица. Которой, кстати, и делает комплименты наш Грегори, совершенно игнорируя сидящую в комнате жену.
— Вы хорошо выглядите сегодня, Нэнси. Сегодня вечером вы свободны?
— Да, сэр.
— И с кем вы встречаетесь? Сердце полисмена, полагаю, уже можно внести в список тех, чьи вы уже разбили.
— Я не разбивала ничьих сердец!
— Думаю, это неправда, учитывая вашу фигуру. Вы многих покорили.. Кстати! Не могли бы вы поделиться некоторыми из ваших секретов, чтобы помочь вашей хозяйке избавиться от её бледности?
Но только газлайтингом Грегори не ограничивается.
Он по вечерам выходит из дома через парадный вход, а возвращается уже через чёрный. Далее он тихонько поднимается на последний этаж (кстати, официально закрытый) и начинает громко шаркать ногами, разгуливая над комнатой супруги.
А тут ещё и газовое освещение (которое было до появления привычного нам электричества) слабеет, из-за чего комната погружается в полумрак. Всё вместе вызывает у Полы настоящую паранойю и панический страх. И, как мы видим, вполне обоснованный.
СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ
Грегори с методичностью охотника начинает изолировать Полу от окружающих.
Оправдания самые банальные: стоит раз пригласить соседей в гости, и потом их не выгнать, в доме не должно быть посторонних, жена плохо себя чувствует, чтобы принимать гостей и прочее..
Грегори разыгрывает целые представления, выставляя жену беспомощной и забывчивой перед прислугой, приучая их не верить хозяйке. В фильме это не показано, но вполне можно предположить, что в интимной жизни муж продолжал свои истязания уже на физическом уровне.
Далее уже он сам решает, когда и куда они с Полой пойдут, полностью управляя её передвижениями, лишая покоя в ожидании новых уверений в её неадекватности.
И они не заставляют себя долго ждать.
— Пола, мои карманные часы пропали.
— Нет! Я не брала их, клянусь!
— Пола, ты должна контролировать себя. Не устраивай сцены на глазах у всех. Извините, леди Делрой, но, боюсь, моя жена опять почувствовала себя плохо.
— Может быть, я пошлю за доктором?
— Нет-нет, нам не следовало приезжать, но Пола так хотела попасть на этот концерт.. Извините, мы уезжаем.
Все попытки изумлённой Полы хоть как-то прояснить ситуацию разбиваются о напускное непонимание мужа. Девушке даже не к кому обратиться за помощью и поддержкой, поэтому Грегори со временем совершенно перестаёт с ней церемонится.
Пола всё больше и больше теряется в реальности..
НИТОЧКА ИЗ ПРОШЛОГО
Но не только Пола, но и сам Грегори пребывает в состоянии постоянно растущего напряжения.
Помните того незнакомца, который поклонился нашей паре?
Это Брайн, детектив и поклонник таланта тётушки нашей Полы. Он узнал Грегори и что-то заподозрил. И, надо сказать, очень вовремя, потому что бедная девушка находилась уже на грани настоящего помешательства.
Когда Грегори в очередной раз уходит вечером из дома, Брайн стучится в дом и замечает странности со светом. И явственно слышит шаги на якобы закрытом этаже. Об этом он сообщает Поле, чем буквально придаёт девушке сил — значит, она не сходит с ума, как твердил ей муж!
ДОЛГОЖДАННАЯ РАЗВЯЗКА
Взломав стол Грегори, детектив Брайн обнаруживает там несколько вещей, в пропаже которых была обвинена Пола.
Увиденное вызывает у девушки одновременно и шок, и радостное осознание того, что она не бредила.
Значит, супруг действительно старался убедить её и всех окружающих в безумии жены, а после — отправить Полу в сумасшедший дом! И это тот мужчина, которого она полюбила и за которого вышла замуж! Ради которого вновь вернулась в дом детства и к своим воспоминаниям!
Пережив очередное потрясение, Пола всё же решается поговорить с мужем. Она возмущена его ложью и той безжалостностью, с которой он издевался над ней. Грегори, в свою очередь, снова пытается ею воспользоваться.
Но в этот раз его же манипуляции сыграли против него.
— Подойди ко мне, Пола, и посмотри мне в глаза. Если я что-то значил для тебя, а я думаю, что значил, тогда помоги мне, Пола! Дай мне ещё один шанс! Ты сделаешь это?
— Да, я сделаю.
— В ящике моего стола нож, принеси его. Быстрее, Пола!
— Здесь нет никакого ножа.
— Есть! Я положил его туда сегодня!
— Тебе показалось, что ты положил его туда.. Ты думаешь, это нож в моей руке? Да ты сошёл с ума.. Нет, это я сошла с ума. Я же всё время теряю вещи, помнишь?! Ничего не могу найти, не могу вспомнить, куда я их положила!
ВЫВОДЫ
В фильме прекрасно показан процесс развития газлайтинга в отношении главной героини. Коварство этой манипуляции в том, что она развивается постепенно, чтобы у жертвы развилось привыкание и не было сопротивления.
Далее личные границы расшатываются уже интенсивнее.
Жертву ограждают от любых внешний контактов, ведь они могут поставить под угрозу действия гайзлайтера. Объяснения разные, но цель одна — не дать жертве увидеть реальное положение дел. А обработка продолжается.
И вот жертва послушно принимает любые оскорбления и надругательства над своей личностью, сомневается в каждом своём шаге и безоговорочно верит газлайтеру.
Извергом оказался супруг, однако следует помнить, что у насилия нет пола.
Фильм мне однозначно понравился, рекомендую к просмотру. Ещё и черно-белый кадр добавляет загадочности и нагнетает атмосферу даже, если сцена показана в солнечный день. А об актёрской игре и костюмах и говорить не приходится — всё великолепно.
Поначалу трудно сказать однозначно, проблемы с психикой у самой Полы или же это Грегори её зачем-то доводит.
Изменения происходят на столько плавно и естественно, а подогрев идёт так мастерски, что вполне можно заподозрить сумасшествие. Я вместе с героиней была в напряжении всё время и, затаив дыхание, ожидала развязки.
Специально постаралась не открывать весь сюжет, чтобы у зрителей была возможность насладиться этим фильмом, если вы его не смотрели, или пересмотреть, но уже под другим углом. Немного паранойи и постоянные сомнения будут с вами, готовьтесь.
Однако в жизни, в отличие от кино, такие хэппи энды случаются нечасто. И тема домашнего насилия (справедливости ради отмечу, что и над мужчинами тоже) не получает должного освещения. Разве что в криминальных новостях.
Но я верю, что фраза "Предупреждён, значит, вооружён" — не просто красивые слова. Сейчас у нас есть гораздо больше возможностей получить знания и помощь по этому вопросу, чтобы препятствовать подобному развитию событий в дальнейшем.
Берегите себя и помните, что на кону может быть не только ваша жизнь.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Пишите своё мнение о фильме и о подобной ситуации газлайтинга в комментария! Я обязательно их прочитаю.
Заботливо напоминаю вам поставить лайк, а так же подписаться на канал, чтобы не пропустить много интересного!
А также читайте другие статьи по теме: