На каникулы хотелось посмотреть недлинный сериальчик. Не азиатский – устаёшь от их лиц, кажущихся однообразными, хочется своих, российских или на худой конец, европейских. Ничего американского сейчас вообще смотреть не хочется – везде вижу этот их дебилизм и агрессию, похоть и властолюбие.
Бездумно бродя по предложке «Кинопоиска», наткнулась на промо «Прометея». Мне сразу глянулась героиня – журналист Анна (Любовь Аксёнова) с измождённым взором. Мне такой типаж нравится – холодный, отстранённый, в нём, как правило, скрывается бездна интеллекта, всяких фокусов и своеобразного очарования.
Фильм заявлен как фантастический детектив – редкая птица, посещающая наш кинематограф, согласись, Читатель. Фантастику хорошую снять тяжело, но в СССР ведь получалось! При том, что не было ни компьютерной графики, ни нынешних бюджетов. Фантастика – это мир идей прежде всего и чрезвычайно благодатная почва для психологии и философии – моей любимой начинки для кино- и книго-пирогов. В фантастическом сеттинге эта начинка становится намного ярче и воспринимается как бы очищенной от бытовухи. В общем, надежда вспыхнула – а вдруг?..
Сюжет тоже заинтриговал – пропажа самолёта в 1998 году, который вдруг нашёлся в 2022 в алтайской тайге, целёхонький, но без пассажиров.
Первая серия повергла меня почти в экстаз: всё, как я люблю! Типажные актёры, включая мрачновато-элегантного Филиппа Янковского, многообещающая завязка, отлично выстроенные кадры, особенно в самом начале, с самолётом. Героиня хоть и казалась немного снулой, но всё же попадала в целом в образ подзапустившей себя одинокой женщины с травмами детства и посвятившей себя бескопмпромиссной правдоборческой охоте за опасными секретами.
Но с каждой серией интерес мой угасал. До Нового года их выложили четыре, оставшиеся заявили только на 2 января, и все эти дни я очень сильно сомневалась, что буду досматривать.
Слишком много всего намешали в этот фильм – бредовой псевдонаучной ахинеи и техники, шаманов и аномальных зон, которые в принципе были только для антуража, совмещение двух параллельных реальностей, телепортацию, какую-то смешную жилетку из комикса про космических пиратов, назначение которой так и осталось для меня загадкой.
Подборка героев напоминала калейдоскоп, из которого бестолково высыпались стёклышки.
Психопат и загадочная красотка с тёмным прошлым, картонные злодеи и шаблонно-недотёпистые учёные, вечно влипающая в неприятности главная героиня, которая в самых шокирующих ситуациях сохраняла коматозно-отстранённое выражение лица, масса людей с незавершёнными линиями, которых втянули в сюжет, а потом отбросили, потому что никак не смогли увязать в крепкий добротный сюжет.
Любовная линия – такая же вялая и рыхлая, как и несущие герои, тоже потонула в этой трясине. Вторая любовная линия разделилась надвое – глупо и нелогично, потому что «не знаю, что на меня нашло». Ладно хоть вторую пристрелили, а то вдруг и на неё бы в неподходящий момент «нашло» и опять на колу мочало, начинай сначала.
К Алтаю и Москве добавили немного Байкала и даже на Камчатку намекнули, и, хотя все вышеозначенные локации прекрасны, не спорю, но ощущение каши это только усилило. И герои всё время мотаются между этими локациями. Один из них даже сказал: «Я за эти две недели ездил столько, сколько не ездил за всю жизнь». Интересно, была ли эта фраза в сценарии или он просто от души высказался?
В общем, к 4-й серии мозги мои так вскипели в непонятках, что я только 3-го вечером всё же решила досмотреть, не в последнюю очередь ради этой рецензии.
Нет, понятнее не стало, увы. И интереснее тоже. Кучу народу поубивали – вообще непонятно зачем. Янковский казался то злодеем, то своим, в течение всего фильма нам усердно внушали недоверие к нему и всё-таки тоже вроде как грохнули, а вроде как и нет – с этими временными петлями вечная засада, Бредбери с Лукьяненко не дадут соврать.
Нет, кадры хорошие были, однозначно. Даже несмотря на мрачный серо-зелёный фильтр, который был уместен процентах, может в тридцати, но не во всём фильме. Природа Алтая, Байкал, самолёт, смещение реальностей – красиво, эффектно поданы. Музыка мрачноватая, но тоже ничего, хотя к такому фильму какую-нибудь песенку «дозорную» отнюдь не помешало бы.
А вот речь актёров – это как обычно, печаль. Наверное, когда наше кино вылечится от болезней переходного периода, речью займутся в последнюю очередь. Бубнят себе актёры тихонько под нос без всякого выражения, в конце вообще умолкая без сил, будто изнемогая. Но это же мистика, с замашкой на триллер – тут должны быть чёткие, многозначные фразы, яркие, смелые, так, чтобы в память впечатывались. Юмор вроде и есть – но лишь пару раз за фильм я по-настоящему хохотнула от души. Можно, можно было лучше на такой богатой почве!..
В смысле постановки речи из российского кино пока только «Формула преступления» показалась мне безупречной.
Конец фильма вроде и хороший, но последняя сцена оставила ощущение, что всё бесполезно. Наверное, это тоже западная фенька, как в «Адвокате дьявола».
Но как надоело всё это западное, когда же наконец, проявится что-то в фильмах, присущее только нам – уникальному народу с уникальным видением и пониманием мира?
Ведь это и есть самое ценное. Доказано СССР и «Золотым фондом кино»…
Подводя черту, всё же скажу, что в этом фильме чувствуется попытка вырваться из шаблона, выйти на что-то своё. Есть ростки самобытности, пока ещё слабые и неуверенные, но всё же. Будем жить дальше, смотреть, верить, надеяться.
Я вот – верю. Верю, что наше кино вновь станет лучшим на планете. Это просто неизбежно. Но пока всё только начинается.
---------------------------------------------------------
Кухня Купидона - дорама о палитре вкусов и страстей