Найти тему
Камешки на ладони

Оказывается, бывают на свете отличные российские сериалы

Да-да, Читатель, одинокие будни августа мне здорово скрасил отечественный фильм. Причём, сама себе не верю, но как быть, если это правда? Я не могу писать неправду, а этот фильм реально засосал меня по самую маковку, и мне жаль, что он закончился, хотя закончился и изящно, и прекрасно.

А что ещё невероятнее - это детектив. "Дутуктива", Читатель! Но с любовной линией, конечно, я ж всё-таки романтик, совсем-то без любви куда?

Итак, "Формула преступления". 32 серии, год выхода 2022, режиссёры Сергей Виноградов, Дарья Коростелева, Андрей Бережанский, Наталья Шимборецкая, Александр Другов, Камиль Закиров. В главных ролях - Алина Ланина, Андрей Горбачёв.

"Формула преступления"
"Формула преступления"

Честно говоря, сейчас вот полезла в описание и совсем не ожидала, что столько режиссёров. Хотя это отчасти проливает свет на то, что сериал такой интересный и многоплановый. Значит, отличная команда получилась из этой толпы!

Фабулу пересказывать не буду, конечно, скажу только, что сюжет строится вокруг детективных приключений выпускницы факультета криминалистики Сорбонны Анастасии Ардашниковой и петербуржского полицейского пристава васильеостровского участка Тараса Смолокурова.

Пара получилась фееричная и нахимиченная по самое не могу. А игра актёров – честно говоря, я настолько привыкла, что современные русские актёры очень часто похожи на снулых рыб, а их речь хабалиста и полна типично московских акцентов, что поначалу с трудом верилось – да, это наши актёры. Да, это наш фильм!

И самое главное – образы. Я же всегда говорю – в литературе и кино самое главное – образы. Образ Анастасии меня вдохновляет. Благородство, скромность, сдержанность, достоинство, сквозь которые так заманчиво проблёскивает, словно солнышко в грозу, яркая, умная женщина с прекрасным чувством юмора. Я больше скажу - теперь, когда возникает ситуация, когда хочется, например, поорать, я себе мысленно напоминаю: "Вспоминай Настю и учись вести себя, как она!"

Вообще, с юмором в этом сериале полный порядок. Уверена, когда пересмотрю его (думаю, это случится), я буду ещё больше смеяться – ведь в фильме много не только юмора положений, так сказать, но ещё и полно чисто лингвистического, моего любимого, который строится на игре слов, на оттенках смыслов, на разнице стилей. О, это наслаждение для ушей и для ума филолога и просто хорошо образованного человека.

Да, над речью в фильме работали и работали на совесть. Ведь речь – это звуковая дорожка, если начнёт фальшивить – ничто для меня фильм не спасёт. Это, кстати, и к книгам относится, к диалогам.

Но к счастью, благородный и полный витиеватых оборотов язык 19 века звучит в сериале так живо и естественно, что создаётся полное ощущения погружения в эпоху. Это так красиво… Поначалу у меня было ощущение, что я нахожусь в театре, есть в фильме некая такая камерность, что ли, но потом это ощущение ушло, и я провалилась в Петербург 1895 года. Прям ушла с головой – такое у меня было за последние годы только с другим великолепным сериалом «Полдарк» (ух, до сих пор мурашки, хотя уже два года прошло с просмотра).

Конечно, такой атмосферы не получилось бы без качественной съёмки и тонкой операторской работы. Блестящая смена ракурсов – зачастую необычных, через арки мостов, прутья решёток, с воды, из-за кустов. Отражения в воде, вывески магазинов и трактиров, фокус на деталях вроде летящей птицы или жёлтых листьев на камнях мостовой, выщербленной стены, крошек на усах, необычного инструмента шорника или криминалиста, забытой книги на столе или фонаря кареты – в общем, услада для глаз. Тихая, скромная природа севера и сам Петербург в разные сезоны показаны со вкусом и, не побоюсь сказать, любовью. И приятная, ненавязчивая музыка с качественным тревожным акцентом на острых моментах.

Игра актёров – отдельная песня, иногда переполнял какой-то прям детский восторг. Я следила за мимикой и жестами, выражением глаз, интонацией – за всем следила, потому что мне всё нравилось! Знаешь, Читатель, самое поразительное – лица. Мне всегда режет глаз, когда фильм исторический, а рожи – вот они, наши, из-за угла или с ютуба. И внутри меня уже гундосит бесконечное: «Не верю!».

А в «Формуле» - взаправдашние лица. Лица той эпохи. Причём не только благородного сословия, но и простые, городские, деревенские тоже не диссонируют ни капли. Как этого добились – для меня загадка, волшебство, но фальши я не почувствовала. Вот как в нашем «Холмсе» - тоже такой же эффект – англичане 19 века, а не Ливанов с Соломиным. Молодцы, ребята!

Ах, а костюмы! Во-первых, очень красивы, выглядят достоверно, а не как с "Модного приговора", но что особенно мне понравилось - костюмы повторяются! Ну, с полицейским и так всё понятно, у него форма, но вот Анастасия частенько ходит в одном и том же. И знаешь, Читатель, в этом гораздо больше правды, чем когда платья и шубки (особенно в те-то времена) меняются каждую серию. Меня это всегда дико раздражало, особенно, если героиня бедна, как церковная мышь, а платья каждый день меняет, а то и по нескольку раз за день. В турецких сериалах - специально следила - ни одного повтора за 100 с лишним серий! Понятно, что это ради красоты и рекламы, но меня вот бесит.

А у Насти, хоть денежки и водятся, но красивые вещи берегутся и активно носятся. Так как и должно было в те времена, когда каждая вещь отшивалась вручную и имела множество слоёв и деталей отделки. Вот вроде мелочь, а для меня, как для писателя, значительная.

Сюжет фильма сквозной, есть главная интрига, идущая через все серии, но в то же время каждые две серии – это отдельная история, примерно как опять же в нашем «Шерлоке Холмсе». Истории эти разные, в них показаны разные слои общества – аристократия, беднота, армия, криминальная прослойка, цирк, театр, деревенские поместья. Такие яркие кусочки цельной мозаики, переливающиеся в разных фокусах. Герои яркие, привлекательные, живые. Картона не почувствовала, может, есть иногда некая нарочитая какрикатурность, но, думаю, это так и было задумано.

А самое главное – герои развиваются. Меняются постепенно, плавно, убедительно. Особенно мне понравилась тема отцов и детей, тирании любящих, способных довести чадо до ручки. Но чадо, слава Богу, всё-таки сумело выбраться и отрастить крылышки – не буду говорить, кто. А отец тоже смог признать свои ошибки - и это выглядело искренне.

В общем, вот так может порадовать отечественный кинематограф! Хочешь сказать, Читатель, что слишком много сиропа налила, завязнуть можно аки глупой мухе, что совсем ничего отрицательного нет, что ли?

Нуууу… Так, если совсем чуточку, резало, что в фильме постоянно делался акцент на дремучести России и передовитости Европы. Она вся такая из Сорбонны, а наш такой весь грубый и недалёкий. И она его всё время так изячненько макала в…ну, ты понимаешь, Друг мой.

Кстати, сценаристы этот момент ближе к концу сериала ловко обыграли, и наш Тарас-таки стал молодцом из «Конька-горбунка», который в котлы с кипятком сигал. Мне вообще Тарас ооочень понравился – харизматичный мужик, где-то даже бешеный, типа мужа моего. А как они целовались в последней серии – это просто надо ставить на бесконечный повтор и таять, таять, таять как масло на солнышке… Кстати, муж тоже в восторге от этого фильма!

Такие вот дела, Читатель мой дорогой! Если скучаешь за старым добрым Холмсом из советского кино, но сил нет его пересматривать – есть немаленький шанс, что тебе понравится «Формула преступления». А всем создателям фильма и, конечно же, блестящему актёрскому составу моё огромное «мерси»!

О-ля-ля, Лизанька, ты всё же написала этот отзыв, какая же ты молодец. Можно теперь и новый смотреть. Если честно, уже смотрю, (китайский на сей раз и тоже очень хороший), но об этом сказ впереди.

А тебе, Читатель, приятных часов за любимыми фильмами!

Оттащите меня от экрана, когда я вижу мужчину в пальто

Магия азиатских дорам

Кактус доеден, "Демон" досмотрен