В уходящем 2024 году впервые за всю 75-летнюю историю Формулы 1 четыре команды выиграли минимум по четыре гонки. Но не всем из них хватило стабильности для того, чтобы включиться в погоню за титулом. А некоторые растеряли очки, которых в итоге не хватило в финале чемпионата. Подробности хода сезона для каждой топ-команды и одного из экс-лидеров — во второй части большого итогового обзора от технического эксперта Формулы 1 Гэри Андерсона.
Безнадёга Sauber, ужас Williams и взлёт Alpine. Рейтинг команд Формулы 1 в 2024 году
5. Aston Martin
Полтора года назад, на старте сезона-2023, Aston Martin уступала по скорости только Red Bull Racing и при чуть большем везении могла бы выиграть как минимум одну гонку. Теперь команда обратно откатилась в середину пелотона. И, честно говоря, я удивлён, что в руководстве не полетели головы и всё ограничилось отстранением технического директора Дэна Фэллоуса от проекта Aston Martin в Ф1. Тем более Лоуренс Стролл не славится терпением.
Вероятно, босс команды понял, что необязательно всё рушить и начинать с чистого листа. Вместо этого «зелёные» усилились такими техническими специалистами, как Эдриан Ньюи и Энрико Кардиле. Можно ли назвать этот ход инвестициями в будущее? Не совсем, потому что будущее близко [новый технический регламент вступит в действие в 2026 году – прим. AUTOSPORT.com.ru]. Совсем скоро Aston Martin придётся доказать, что они знают, как прогрессировать и добиться большего.
Показатель Весь сезон 1-6 7-12 13-18 19-24 Очки 94 (5-е место) 42 26 18 8 Отставание от лучшего времени круга 1,18% (5-я команда) 0,67% 1,36% 1,14% 1,56%
Фернандо Алонсо, как всегда, оказался не в том месте не в то время. Свой банковский счёт испанец, конечно, пополнит, но от борьбы за победу в гонках ветеран Формулы 1 сейчас дальше, чем когда-либо, хотя и неплохо выступает.
На помощь Лэнса Стролла команде рассчитывать не приходится. Канадец может «выстрелить», когда всё складывается идеально и машина ему подходит, но случается подобное очень редко. Если его папа Лоуренс Стролл действительно хочет построить чемпионскую команду, то должен задуматься.
Скорее всего, к тому времени, когда Aston Martin станет претендентом на титул, Алонсо уже завершит карьеру и подозреваю, что Лэнс тоже уйдёт. Так что пора бы команде вложиться в поддержку молодых талантливых гонщиков, на которых можно будет рассчитывать в будущем.
Пилоты Весь сезон 1-6 7-12 13-18 19-24 Фернандо Алонсо 70 (9-й) 33 12 17 8 1,25% 0,67% 1,62% 1,14% 1,56% Лэнс Стролл 24 (13-й) 9 14 1 0 1,6% 1,22% 1,56% 1,6% 2,03%
4. Mercedes
Экс-чемпионская команда провела очередной неоднозначный сезон. С одной стороны, Mercedes совершила большой рывок вперёд, особенно после внедрения нового (гибкого) переднего антикрыла на Гран При Монако. С другой, ей катастрофически не хватало стабильности большую часть первенства.
Постоянные перепады в результатах — это большая проблема. Значит, команда не понимает, в каком направлении двигаться и как заставить машину ехать быстро. В следующем году посмотрим, усвоили ли в Брэкли уроки минувшего сезона.
Показатель Весь сезон 1-6 7-12 13-18 19-24 Очки 245 (4-е место) 64 157 108 139 Отставание от лучшего времени круга 0,540% (4-я команда) 0,730% 0,384% 0,610% 0,434%
Джордж Рассел на деле доказал, что вполне способен стать новым лидером Mercedes после ухода Льюиса Хэмилтона в Ferrari. Ну а семикратный чемпион мира Формулы 1, обогнав напарника в борьбе за четвёртое место в последней гонке сезона в Абу-Даби, показал, что в одинаковых условиях на трассе по-прежнему сильнее.
Кстати, про равные условия в команде. Как правило один гонщик получает приоритет по обновлениям. Но похоже, в Mercedes придерживались равенства между Джорджем и Льюисом весь сезон, несмотря на расставание с последним в конце года.
Пилоты Весь сезон 1-6 7-12 13-18 19-24 Джордж Рассел 240 (6-й) 37 74 44 90 0,609% 0,847% 0,385% 0,772% 0,434% Льюис Хэмилтон 223 (7-й) 27 83 64 49 0,861% 1,021% 0,567% 0,867% 0,990%
3. Red Bull Racing
Победа Макса Ферстаппена в чемпионате не скрашивает упадка Red Bull Racing. Ещё задолго до середины сезона машина RB20 растеряла скорость, и я не понимаю, почему в команде сразу не приняли экстренные меры. Подозреваю, в Милтон-Кинсе были уверены, что проблема исключительно в настройках болида, а не в ошибочном векторе модернизации.
Показатель Весь сезон 1-6 7-12 13-18 19-24 Очки 589 (3-е место) 239 134 102 114 Отставание от лучшего времени круга 0,202% (3-я команда) 0,003% 0,210% 0,304% 0,291%
Что касается пилотов «Красных быков», то тут достаточно взглянуть на цифры. Ферстаппен творил чудеса на неконкурентоспособной технике, а Серхио Перес с каждым следующим этапом ехал всё хуже и хуже. Не говорю, что Перес плохой гонщик. Просто ему сложно адаптировать к машине в течение чемпионата, тогда как Макс может выжать скорость практически из чего угодно.
Пилоты Весь сезон 1-6 7-12 13-18 19-24 Макс Ферстаппен 437 (1-й) 136 119 76 106 0,210% 0,847% 0,385% 0,772% 0,434% Серхио Перес 152 (7-й) 103 15 26 8 1,125% 0,324% 1,572% 1,187% 1,417%
2. Ferrari
Скорость у Ferrari в минувшем сезоне была, но, как и Mercedes, стабильности «красным» не хватало, пусть и в меньшей степени. Основной спад пришёлся на летние гонки и был связан с неудачной модернизацией днища SF-24 в Барселоне. Прижимной силы стало больше, но появилось «дельфинирование». Только шесть гонок спустя, в начале осени в Монце, Скудерия устранила эти проблемы, «выкатив» новую версию днища.
В заключительной части сезона команда из Маранелло выиграла три гонки и до финала чемпионата в Абу-Даби претендовала титул в Кубке конструкторов. Столь впечатляющее возвращение на победную траекторию — не в последнюю очередь заслуга всегда спокойного и невозмутимого руководителя Фредерика Вассёра. Команда не запаниковала, когда возникли проблемы, и сосредоточилась на поиске решения. Именно такое спокойствие и методичная работа нужны для того, чтобы выиграть чемпионат. Ну и, конечно, нельзя ставить на машину новинки просто чисто ради обновления. Эти новинки должны работать. И думается, в Ferrari хорошо усвоили этот урок.
Показатель Весь сезон 1-6 7-12 13-18 19-24 Очки 652 (2-е место) 187 115 139 211 Отставание от лучшего времени круга 0,428% (2-я команда) 0,351% 0,625% 0,485% 0,252%
Шарль Леклер и Карлос Сайнс затерялись в середине сезона, но связано это было с вышеуказанными проблемами с болидом. По скорости они весь год были рядом, хотя в целом Леклер смотрелся предпочтительнее. Нельзя не похвалить Сайнса за сосредоточенность и преданность команде, учитывая, что ещё до начала чемпионата он узнал, что в 2025 году его заменит Льюис Хэмилтон.
Юниор Ferrari Оливер Берман неплохо справился с выходом на замену в Джидде. Да, наверное, можно было бы добиться большего. Но и седьмое место в дебюте в Формуле 1 — весьма неплохой результат.
Пилоты Весь сезон 1-6 7-12 13-18 19-24 Шарль Леклер 356 (3-й) 98 52 95 111 0,554% 0,396% 0,789% 0,528% 0,502% Карлос Сайнс 290 (5-й) 83 63 44 100 0,641% 0,747% 0,752% 0,748% 0,316% Оливер Берман 6 (18-й)* 6 - - - 1,338% 1,338% - - -
* очки без учёта выступлений за Haas в Азербайджане и Бразилии
1. McLaren
Слабый старт сезона стал тенденцией для McLaren в последние пару лет, и чемпионат мира 2024 года не был исключением. Досадно, потому что пока команда раскатывалась, Red Bull Racing создала хороший задел в чемпионате, даже несмотря на проблемы с надёжностью в Мельбурне, где выиграла Ferrari.
После модернизация на Гран При в Майами в начале мая подопечные Зака Брауна обрели победную форму. Не сказать, что они доминировали на каждом дальнейшем этапе, но следующие 3/4 сезона были самой стабильной командой и в конце концов заработали 58% от всех очков в чемпионате.
Показатель Весь сезон 1-6 7-12 13-18 19-24 Очки 666 (1-е место) 124 171 221 150 Отставание от лучшего времени круга 0,266% (1-я команда) 0,502% 0,264% 0,053% 0,247%
Гонщики McLaren, как это ни странно, находятся на схожих этапах карьеры. Хотя у Ландо Норриса за плечами на пару сезонов больше, он, как и Оскар Пиастри, только пытается утвердиться в качестве лидера в Формуле 1. На дистанции всего чемпионата Норрис был быстрее австралийца, но думается, в следующем они будут наступать друг другу на пятки. Поэтому в межсезонье McLaren обязана разработать план действий, который должен быть реализован в жизнь уже в первой гонке следующего сезона.
Пилоты Весь сезон 1-6 7-12 13-18 19-24 Ландо Норрис 374 (1-й) 83 88 108 105 0,321% 0,510% 0,295% 0,226% 0,254% Оскар Пиастри 292 (4-й) 41 83 113 55 0,483% 0,657% 0,539% 0,256% 0,466%
Источник: The-Race