Мне представляется, что на мир, в котором мы живем, можно смотреть без отвращения только потому, что есть красота, которую человек время от времени создает из хаоса.
– цитата из книги Уильяма Сомерсета Моэма «Узорный покров»
Свой роман Уильям Сомерсет Моэм написал в 1925 году. «Узорный покров» значительно менее знаменит, чем «Театр», «Луна и грош», «Бремя страстей человеческих». Однако от этого не менее ценен.
Семейство Китти
В семействе Гарстин царил нескрываемый матриархат. Миссис Гарстин, «жестокая, властная, честолюбивая, скупая и недалёкая» женщина, всю свою жизнь презирала мужа. Он продвигался по юридической стезе, и миссис Гарстин рассчитывала добиться успеха через мужа, обеспечив своими хлопотами и выгодными знакомствами его место в судейском кресле.
На своих дочерей, Китти и Дорис, миссис Гарстин смотрела как на выгодный инвестиционный проект. Она лелеяла старшенькую дочурку Китти, полагаясь на её миловидное личико, и не баловала любовью младшую. Дорис обещала менее выгодную партию, и по этой причине внимание от матери она недополучала.
К отцу семейства относились лишь как к потёртому кошельку, его заботу дочери воспринимали со снисхождением.
Всё закладывается в детстве
И Китти старательно впитала азы обращения с мужчиной.
Относясь к противоположному полу потребительски, упиваясь собственной красотой и молодостью, Китти не нашла выгодной партии до 25 лет, направо и налево расточая в адрес влюблённых мужчин отказы.
Китти никак не могла ожидать, что молоденькая Дорис обскачет её в свои 18 лет и получит вполне приличного жениха. Поэтому в спешке на первое попавшееся предложение с готовностью ответила согласием. Предлагавшим оказался подающий надежды бактериолог Уолтер Фейн.
Гонконг
Никаких чувств к Уолтеру Китти не питала. Он предложил ей поехать с ним в Гонконг, и она с готовностью согласилась – лишь бы не застать более роскошную свадьбу Дорис. И в день приезда в Гонконг она была шокирована новостью, что «с точки зрения света, ученый – величина несуществующая».
Чарли Таунсенд
Китти встретилась с Чарли Таунсендом на губернаторском приёме, их стулья стояли рядом. Между ними пробежала, что называется, искра. Китти впервые влюбилась. Они оба поняли, что вскоре познакомятся ближе.
Чарли для своих 42 лет выглядел моложаво, регулярные занятия теннисом и отсутствие хлеба в рационе делали его конкурентоспособным среди молоденьких дебютанток на клятвопреступление.
К каждому он умел найти подход, и благодаря личностным качествам знакомые в скором времени пророчили ему должность губернатора.
Отношение Уолтера к Китти
Уолтер не был способен понятным женскому полу образом выражать свои чувства. Все его попытки проявить любовь казались Китти несущественными.
Подобно отцовской любви, она воспринимала обожание Уолтера как должное, мужественно сносила его периодические ласки и оставалась для него чуть ли не идолом.
Они с Уолтером были настолько разными, насколько это вообще возможно. Однако они жили под одной крышей и были для общества образцовой парой, хотя Китти уже спустя 3 месяца замужества осознала, что вышла не за того мужчину.
Уолтер обо всём узнаёт
Несмотря на высокое положение Чарли Таунсенда в обществе, а также его многолетний почтенный брак, он стал пренебрегать элементарными для любовника правилами безопасности, встречаясь с Китти прямо у неё дома. В один из таких случаев домой вернулся Уолтер.
До конца оставалось неясно, заметил ли он в коридоре оставленные вещи Чарли, или нет, но Китти была бы этому и рада.
Она с похвальной самоуверенностью примеряла на себя роль миссис Таунсенд, коей она непременно станет после развода Чарли со своей наивной женой. Да и Уолтер как-нибудь переживёт.
Дальше начинается самое интересное
Не думайте, что это примитивная история о любовном треугольнике. Это был бы не Сомерсет Моэм.
То, что я рассказала выше, это даже не половина истории, а лишь третья часть. Но в оставшихся двух сокрыты и смысл, и прелесть, и ужас.
Бактериолог Уолтер Фейн
В книге описываются злоключения, постигшие семью Фейн.
Очень хорошо распределены роли "добрых" и "злых героев", они не расплываются и не интригуют, не играют с тобой мнимой добродетелью или же напускной строгостью. Нет, при прочтении всё сразу встаёт на свои места.
Вся горечь для меня состоит в раскрытии характера Уолтера. В начале книги мы видим его слишком однобоко, он кажется скромным, молчаливым, горячо любящим.
В дальнейшем Моэм знакомит нас с неохватными просторами души Уолтера, с его искромётным юмором, острым умом и весомым багажом знаний. В общем, он – полная противоположность Китти.
Китти
В отличие от законсервированной и вроде бы целостной Джулии Ламберт, Китти ощущает необходимость духовного развития и щемящее чувство собственной ничтожности.
– Я чего-то ищу, чего – сама не знаю. Но знаю, что это очень важно и что, если найти, все пойдет по-другому.
– цитата из книги Уильяма Сомерсета Моэма «Узорный покров»
На своём пути она неожиданно встретит для себя образец нравственного идеала, недостижимого и непостижимого. Настоятельница монастыря в городе, выжженном холерой.
Китти вдохновится силой личности женщины, принадлежавшей прежде к знатной фамилии, оставившей семью и положившей жизнь служению китайским сиротам.
Китти будет пытаться исправить ошибки прошлого и попытается загладить вину перед тем, к кому относилась потребительски. Её дети не должны вырасти такими же, как Китти.
Мои впечатления от прочтения
Роман впечатляющий. Написано талантливо, сюжет затягивает и окутывает. Характеры героев меня просто поразили. Будто бы ты можешь воочию представить каждого из действующих лиц, предугадать его мысли, поступки, даже звуки голосов.
С первых строк погружаешься в тайну, связывающую двоих. Хочется разобраться, в чём же дело. Постепенно тематика любовного треугольника проваливается, уходит на второй план, открывая простор для более возвышенного, чистого и настоящего.
Раскаяние, разочарование, пустота, стремление всё исправить. Когда исправлять уже нечего.
Стремление познать красоту мира, прежде отыскав её внутри. Духовные поиски человека, взращенного без единого зерна духовности.
Она думала, что избавилась от похоти и низменных страстей, что может впредь жить чистой, здоровой духовной жизнью. Она сравнивала себя с белыми цаплями, что в сумерки не спеша пролетают над рисовыми полями, подобно высоким мыслям, переставшим враждовать друг с другом.
– цитата из книги Уильяма Сомерсета Моэма «Узорный покров»
Рекомендую к прочтению! А мне уже не терпится увидеть экранизацию.