С прошлым покончено. Пусть мертвые хоронят своих мертвецов.
– цитата из книги Сомерсета Моэма «Узорный покров»
Замечательный роман Сомерсета Моэма заставляет крепко задуматься. Тщательно прописанный образ Китти – главной героини повествования – вызвал во мне бурю эмоций и подстегнул ещё больший интерес к продолжению знакомства с творчеством писателя.
Китти воспитывалась достаточно тираничной матерью, мечтавшей лишь об успехе в обществе, ничто иное её не заботило.
С детства дочерей готовили к фееричному дебюту, несомненно обещавшему принести им выгодное замужество, а миссис Гарстин ждала обеспеченной старости и почётного звания жены главного судьи.
Наперекор чувствам
Китти росла с завышенной самооценкой. Девушка не слышала ничего, кроме комплиментов. Мать очень рассчитывала на привлекательность Китти, обещавшую ей состоятельного жениха.
На младшенькую Дорис никто не надеялся, а зря, она на много лет обгонит красавицу-сестру, получив предложение от обеспеченного человека. И она не пойдёт наперекор своим чувствам, в отличие от Китти.
Когда Уолтер Фейн предложил ей выйти за него замуж, Китти согласилась. От замужества у неё были определённые ожидания, разбившиеся о суровую действительность спустя несколько месяцев.
«глупенькая, легкомысленная, пустая»
Решив жить для себя, Китти в короткий срок пребывания в Гонконге пленяется чарами опытного соблазнителя, Чарли Таунсенда.
Её осознание собственного права на женское счастье настолько твёрдо, что она не желает думать о чувствах собственного мужа, в случае если он узнает правду о теневой части души Китти.
Каково же было удивление Китти, уверенной в наивности Уолтера касаемо её натуры, в вечер страшного разоблачения. Уолтер, трепетно относящийся к Китти, оказался прозорливым, на что Китти не могла рассчитывать.
– Я насчет тебя не обольщался, – сказал он. – Я знал, что ты глупенькая, легкомысленная, пустая. Но я тебя любил. Я знал, что твои мечты и помыслы низменны, пошлы. Но я тебя любил. Я знал, что ты – посредственность. Но я тебя любил. Смешно, как подумаешь, как я старался найти вкус в том, что тебя забавляло, как старался скрыть от тебя, что сам-то я не пошляк и невежда, не сплетник, не идиот. Я знал, как тебя отпугивает ум, и всячески пытался внушить тебе, что я такой же болван, как и другие мужчины, с которыми ты была знакома. Я знал, что ты пошла за меня только ради удобства. Я так любил тебя, что решил – пусть так.
– цитата из книги Сомерсета Моэма «Узорный покров»
Неверное восприятие
Китти слишком долго жила в ином, неверном восприятии себя, и ей нелегко было смириться со словами разочарованного в ней Уолтера. Лишь после тяжелого разговора с супругом она начинает осознавать собственные несовершенства и заблуждения, в коих пребывала на протяжении предыдущих лет.
Для меня оказалось загадкой, как «поверхностный» человек вроде Китти смог принять сказанное мужем и начать переосмыслять собственную жизнь и своё место в жизни. По обыкновению, человек в исключительно редких случаях готов с лёгкостью расстаться с убеждениями по поводу самого себя.
Пример Джулии Ламберт
Этим Китти заставила меня задуматься: а такое вообще возможно? Сразу в голову лезет пример Джулии Ламберт (не могу уйти от ассоциации Моэм-Театр), когда её Роджер, подобно Уолтеру, выливает ушат правды на хрупкие женские плечи, в случае с Джулией та уходит в безопасный внутренний мир, вспоминает строки из «Гамлета», забывая о неустанно звучащем голосе сына, уже думая о предстоящей роли. И для подобного типажа женщины мне такая реакция на критику кажется вполне справедливой и закономерной.
Что касается Китти, её реакция стала неожиданностью. То, с какой скоростью запускаются в ней аналитические механизмы, а самокритика буквально из зародышевого состояния полностью овладевает девушкой в короткие месяцы, впечатляет.
С развитием сюжета Китти постепенно приходит к критической оценке своей жизни. Неприглядная истина медленно подступает к Китти, накрывая её с головой.
Нельзя осуждать меня за то, что я была глупенькая, легкомысленная, пустая. Такой меня воспитали. Все мои подруги были такие… Это все равно что упрекать человека, лишенного слуха, в том, что он скучает на симфоническом концерте. Разве справедливо осуждать меня за то, что ты приписывал мне достоинства, которых у меня не было?
– цитата из книги Сомерсета Моэма «Узорный покров»
Она начинает понимать, кто есть на самом деле, опускается до презрения к себе и длительное время живёт в этом гнетущем состоянии.
Под иным углом
Поездка в охваченный холерой город действует на Китти очистительным образом. Выбравшись из душного светского окружения и лап любовника, Китти оказывается в изоляции. Уолтер на момент начала путешествия уже исчерпал душевные силы на общение с неверной женой, и их реплики напоминают общение соседей.
Уоддингтон — помощник полицейского комиссара — становится для Китти лучшим другом и единственным собеседником. И спустя многие годы она будет скучать по их живым, незаменимым диалогам.
С подачи Уоддингтона Китти начнёт смотреть на мир под иным углом, она вдохновится рассказами о ежедневном подвиге монахинь и начнёт томиться бесполезностью собственной жизни, впоследствии разделив труд монахинь.
В благоприятной среде, готовая к нравственному росту, Китти начинает маленькими шажками менять свою жизнь, пополняя копилку добрых дел.
Придётся не раз ещё больно упасть, чтобы окончательно укрепиться в своём намерении стать лучше и не отступать ни на шаг. И поспешить исправить то, что ещё возможно исправить.
Удачи, Китти.