Найти в Дзене

С. Кувшинникова или Госпожа Бовари – кто был прототипом чеховской "Попрыгуньи"?

«Попрыгунья» – емкое и обличительное произведение Антона Павловича Чехова. Приятно и прочесть рассказ, и исследовать историю его написания. Ольга Ивановна вышла за обыкновенного человека, Осипа Степановича Дымова. Даже стыдно по имени его назвать при людях из-за гоголевского каламбура «Осип охрип, а Архип осип». Дымов – талантливый врач в чине титулярного советника. А Ольга Ивановна меж тем занята коллекционированием талантов, привечая одаренных художников, актёров, скульпторов, певцов. Она находится в непрерывном поиске замечательных людей, с которыми спешно знакомится и приближает к себе, убеждённая в личном благотворном влиянии на растущие таланты. Получается, Ольга Ивановна – ничем не примечательная особа, маскирующая отсутствие талантов тягой к талантливым. Муж вынужден терпеть общество жены, с улыбкой подавая им закуски каждую среду. Дымов всегда на подхвате, он доволен жизнью. Увлечённая этюдами не меньше, чем анималистом и жанристом Рябовским, Ольга Ивановна неотступно сле
Оглавление

«Попрыгунья» – емкое и обличительное произведение Антона Павловича Чехова. Приятно и прочесть рассказ, и исследовать историю его написания.

Антон Павлович Чехов, источник фото https://au.pinterest.com/pin/577305245971515866/
Антон Павлович Чехов, источник фото https://au.pinterest.com/pin/577305245971515866/

О сюжете «Попрыгуньи»

Ольга Ивановна вышла за обыкновенного человека, Осипа Степановича Дымова. Даже стыдно по имени его назвать при людях из-за гоголевского каламбура «Осип охрип, а Архип осип». Дымов – талантливый врач в чине титулярного советника.

А Ольга Ивановна меж тем занята коллекционированием талантов, привечая одаренных художников, актёров, скульпторов, певцов. Она находится в непрерывном поиске замечательных людей, с которыми спешно знакомится и приближает к себе, убеждённая в личном благотворном влиянии на растущие таланты. Получается, Ольга Ивановна – ничем не примечательная особа, маскирующая отсутствие талантов тягой к талантливым.

Муж вынужден терпеть общество жены, с улыбкой подавая им закуски каждую среду. Дымов всегда на подхвате, он доволен жизнью.

Увлечённая этюдами не меньше, чем анималистом и жанристом Рябовским, Ольга Ивановна неотступно следует за художником, со временем порядком ему наскучив.

Злоключения Дымова начинаются неверной женой, а кончаются дифтеритными плёнками, он высасывал их у больного и за неосторожностью заразился.

Осип оказался на смертном одре, а попрыгунья осознала после слов близкого друга мужа – Коростелёва – что Дымов был одарённым человеком и будущим профессором.

кадр из фильма «Попрыгунья» 1955 года, режиссёр Самсон Самсонов
кадр из фильма «Попрыгунья» 1955 года, режиссёр Самсон Самсонов

Прототип Ольги Ивановны Дымовой

Чехов был вхож в семью Софьи Петровны Кувшинниковой, с которой списана Ольга Дымова. Дом Кувшинников был пристанищем художников, поэтов, артистов Большого и Малого театров, писателей.

Софья Петровна не была поверхностной, как неумёха Ольга Ивановна. Её картину как-то приобрёл Павел Третьяков. Тем не менее, она брала уроки рисования у Исаака Левитана, который и послужил прототипом Рябовского.

Супруг Софьи Петровны, Дмитрий Павлович, не имел значительных сходств с Осипом Дымовым. От него Дымову досталось умение любить, прощать, игнорировать очевидное и переносить страдания. А профессиональным прообразом стал учёный и практикующий врач Илларион Иванович Дуброво. Он, как и Дымов, защитил диссертацию и, подобно Дымову, умер от дифтерита. Даже близкие друзья были созвучны – Коростелёв/Костырёв.

Разумеется, после выхода в свет «Попрыгуньи» ни у кого не осталось сомнений, что описанные герои рассказа – Кувшинниковы и Левитан.

Софья Петровна так и не смогла укрыться от грубого прозвища, которое увековечено на её погребальной плите.

А Левитан после нескольких лет обиды сумел простить Чехова.

Исаак Левитан. Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой (1888, музей-квартира И. И. Бродского).
Исаак Левитан. Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой (1888, музей-квартира И. И. Бродского).

Сходство с Госпожой Бовари

Рассказ «Попрыгунья» опубликован в 1892 году. Произведение «Госпожа Бовари» напечатано в 1857 году.

Госпожа Бовари – аналогичная Ольге Ивановне ограниченная женщина, осознавшая собственную роковую ошибку при выборе супруга. Шарль Бовари, в отличие от Осипа Дымова, больше похож на прототип последнего, он ничем не примечательный врач, примерный семьянин и любящий муж.

Когда отец Ольги Ивановны заболел, Дымов дежурил «по целым дням и ночам» у его постели. Шарль Бовари вылечил отца Эммы, и, благодаря частым посещениям, отец Руо дал согласие на брак Эммы и Шарля.

Ольга Ивановна стремилась попасть в общество талантливых людей. Эмма грезила светским обществом, выписывала модные журналы и гонялась за редкими вещичками.

Ольга Ивановна предала своего мужа. Эмма сделала то же самое с двумя мужчинами.

Обе презирали своих мужей за их великодушие и нежелание замечать очевидное.

Однажды она сказала Рябовскому про мужа:
— Этот человек гнетет меня своим великодушием!
Эта фраза ей так понравилась, что, встречаясь с художниками, которые знали об ее романе с Рябовским, она всякий раз говорила про мужа, делая энергический жест рукой:
— Этот человек гнетет меня своим великодушием!
отрывок из "Попрыгуньи" Чехова
кадр из фильма "Мадам Бовари" 2014 года, режиссёр Софи Барт
кадр из фильма "Мадам Бовари" 2014 года, режиссёр Софи Барт

Дымов возил компании (жене и нескольким мужчинам) закуски, ежемесячно отправлял Ольге Ивановне 75 рублей на содержание. Шарль Бовари приобрёл для Эммы лошадь, на которой та ездила к любовнику в лес. После Шарль оплачивал супруге уроки фортепиано, которые были прикрытием тайных встреч.

Обе по итогу унижаются перед любовниками, Ольга Ивановна выпрашивала любви, Госпожа Бовари требовала денег. Обе отвергнуты.

Обе считают, что их несчастье – кара Божья за развратное поведение.

Но есть и масса различий, не мешающих фантазировать, что Чехов вполне мог вдохновиться романом о Бовари.

Примечательно, что и Флобер, подобно Чехову, списал историю со знакомой ему семьи.

Отец Флобера руководил обучением хирурга Эжена Деламара, не обладавшего талантом к медицине. Заняв место в глуши французской провинции, Эжен вскоре женился на молоденькой девушке Дельфине Кутюрье, послужившей прототипом Госпоже Бовари.

Только Флобера осудили не Деламары (как Чехова – Кувшинниковы), ему пришлось предстать перед судом за оскорбление общественной морали в 1857 году.

Вам было интересно? Подпишитесь, чтобы первым видеть новые публикации!