– У них нерадостный вид.
– Ясное дело, только что поженились.
– цитата из фильма «Двое на дороге» Стэнли Донована
Фильм «Двое на дороге» снят «королём голливудских мюзиклов» Стэнли Доненом в 1967 году. Это британская мелодрама с Одри Хепбёрн и Альбертом Финни в главных ролях. Фильм получил номинацию на «Оскар» за «лучший сценарий», а Одри Хепбёрн была номинирована на «Золотой глобус» а категории «лучшая актриса».
Начало фильма
Глубоко женатые Джоана и Марк летят к боссу Марка в Сен-Тропе. Кэролайн осталась в Лондоне с бабушкой и няней.
Марк – архитектор, благодаря спонтанному знакомству он попал в высший свет и теперь работает на Мориса, что изрядно раздражает Джоану. Корни её раздражения, несомненно, кроются глубже.
Взрослые Джоана и Марк выглядят уставшими. Обоих терзает недосказанность и немая злоба, отражающаяся в сжатых губах и порывистых движениях, а также в отсутствии диалога. Пара размышляет, не лучше ли им развестись. Оба не представляют жизни порознь, но и вместе уже не получается.
Постепенное угасание чувств
По молодости Джоана и Марк всегда забавлялись, глядя на женатые пары, в упор не видящие друг друга и не разговаривающие за обеденным столом. Тогда они шутили:
- Почему те двое не разговаривают между собой?
- Наверно, потому, что они женаты.
С годами Джоана и Марк превратились именно в такую пару людей, молчаливо поглощающих обед, со скучающим видом разглядывающих стены ресторана.
Как получается, что счастливые пары постепенно становятся угрюмыми молчунами, недовольными жизнью?
Как всё начиналось
Они познакомились на пассажирском судне, Джоана с коллективом девушек направлялась в Ментон на музыкальный фестиваль. Там, на палубе, их взгляды с Марком встретились, но Джоана медленно отвела глаза в сторону.
У Марка была особенность – он вечно не мог отыскать свой паспорт. Будь то дорожный рюкзак, чемодан, внутренний карман дорогого пиджака – он начинал паниковать и в упор не видел торчащего документа. Ссаживаясь на берег, он вновь впал в истерику и начал причитать о краже его документа. В этот момент Джоана игриво извлекла паспорт из набитого вещами мешка Марка.
Джоана с коллективом продолжила путешествие на стареньком фургоне.
Фольксваген девушек заглох посреди поля. Мимо как раз проезжал довольный Марк, удобно устроившийся на мешках, что вёз минитрактор. Естественно, он остановился и помог устранить поломку.
Бонусом стала девушка с русыми волосами и томным взглядом, сидящая на соседнем кресле Фольсвагена слишком близко к Марку. Это была не Джоана.
По пути к отелю у компании обнаружилась ветрянка. Как оказалось, никто ранее не болел «куриной болезнью». Кроме Джоаны и Марка.
Но Марк страстно желал провести время с именно с той светловолосой девушкой, а пришлось продолжать путешествие с Джоаной.
Их роман начинается довольно странно. Марк предлагает Джоане разделиться и продолжить путешествие порознь. Ошарашенная, она сразу ловит машину и уезжает. А Марк продолжает пеший путь, пока не встречает сияющую Джоану, поджидающую Марка неподалёку.
Взаимоотношения Джоаны и Марка
Джоана – совершенно не типаж растяпы Марка. Он заглядывается на светловолосых и смазливых девушек.
Джоана – утончённая, остроумная, смешливая. Их брак – перетягивание одеяла в попытке доказать, кто из них самый умный. Они соревнуются в бытовых мелочах, и чаще всего проигрывает Марк, что не идёт на пользу его мужскому самолюбию и ощущению себя как главы семьи.
«Больше всего на свете ненавижу незаменимых женщин» - вот что скажет Марк Джоане в ответ на помощь в поиске паспорта.
Вскоре после рождения Кэролайн ссоры участились.
А была ли любовь?
Спустя несколько часов совместного путешествия Марк намекнул, что не прочь провести время с Джоаной без обязательств. Та быстро сменила тему, однако тем же вечером открылась мужчине.
Любовь ли это? Марк предложил Джоане пожениться, после того как та, в слезах убегая с побережья, призналась в ненависти к Марку. Естественно, это было сказано сгоряча.
Именно она влюбилась первой, не чувствуя взаимности. Как и прежде, Марк готов был её отпустить, и совместно проведённая неделя не убедила в том, что Джоана – его судьба. Зато Джоана убедила.
Марк упрекал жену, что она нарушила их досвадебный пакт о нерождении детей. На что Джоана шутливо заметила, что до свадьбы они детей и не рожали.
Интересная особенность фильма
В фильме показано несколько в параллель идущих сюжетных линий, где главные герои – неизменно Джоана и Марк в разные периоды их совместной жизни. Вот они молоды и едва знакомы, затем уже молодые родители чудесной Кэролайн, затем взрослее, и уже на апогее терпения друг друга.
Сюжетные линии искусно переплетены, а переходы от одной ветви повествования к другой происходят благодаря автомобилю: вот молодые Джоана и Марк ловят попутку, и вслед ускользающему дорогому автомобилю Марк клянётся, что отныне всегда будет подбирать попутчиков.
Следующий кадр – в ускользающем дорогом автомобиле сидят повзрослевшая Джоана и недовольный Марк, позабывший о своей клятве. Они на протяжении всей жизни путешествуют по одним и тем же дорогам, но только меняется и социальное положение, и довольство жизнью, и причёска Джоаны.
Мои впечатления от просмотра
Фильм чудесный! Добрый, душевный, жизнеутверждающий! Советую смотреть всем без исключения, а в особенности молодым девушкам и юношам, ещё не вступившим в брак.
Фильм – грамотно замаскированное методическое пособие по неправильному выбору супруга. Мораль очень сильная, главное – до неё добраться. Ведь каждый фильм учит чему-то или от чего-то предостерегает.
Отдельного внимания заслуживают наряды Одри Хепбёрн. Чего стоит только металлическое платье Пако Рабана haute couture 1966 года! Одри на момент съёмок было 38 лет, что не помешало её перевоплощаться в Джоану в различные периоды её молодости-зрелости.
Фильм щедро сдобрен юмором. Для меня самым смешным моментом стала поездка Джоаны и Марка с семейством Манчестеров в одном автомобиле. Манчестеры воспитывают Кэти по методике Говарда Манчестера, позволяя ей практически любую шалость. Нарисовала домик на белой скатерти в придорожной закусочной – хорошо. Решила забрать скатерть с собой – держи.