Найти в Дзене

Трамвай «Желание»: пьеса, объясняющая безумие Бланш. Трагическая история Теннесси Уильямса

Она там знаменита, как президент Соединенных Штатов, только не пользуется уважением ни партий, ни избирателей. – цитата из пьесы «Трамвай “Желание”» Теннесси Уильямса Пьеса знаменитого голливудского драматурга Теннесси Уильямса была написана в 1947 году. А уже через год он получит Пулитцеровскую премию за лучшую драму. В 1951 году мир увидит киноадаптацию с Вивьен Ли и Марлоном Брандо в главных ролях. Бланш – немолодая учительница английского языка, получившая достойное образование, дама со светскими манерами и тягой к роскоши и флирту. Предки в прошлом были крупными плантаторами и владели заводами-пароходами, однако вследствие «безудержного блуда» систематически проматывали состояние. В конечном счёте остался только дом «Мечта», да двадцать акров земли. Имение не удалось сохранить, и Бланш буквально пошла по миру. Сестра Стелла со своим мужем Стэнли Ковальски проживает в небогатом районе Нового Орлеана. Чтобы добраться до них, нужно сперва сесть на трамвай «Желание», а затем пересест
Оглавление
Она там знаменита, как президент Соединенных Штатов, только не пользуется уважением ни партий, ни избирателей.
– цитата из пьесы «Трамвай “Желание”» Теннесси Уильямса

Пьеса знаменитого голливудского драматурга Теннесси Уильямса была написана в 1947 году. А уже через год он получит Пулитцеровскую премию за лучшую драму.

В 1951 году мир увидит киноадаптацию с Вивьен Ли и Марлоном Брандо в главных ролях.

кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан
кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан

Сюжет пьесы «Трамвай “Желание”»

Бланш – немолодая учительница английского языка, получившая достойное образование, дама со светскими манерами и тягой к роскоши и флирту.

Предки в прошлом были крупными плантаторами и владели заводами-пароходами, однако вследствие «безудержного блуда» систематически проматывали состояние. В конечном счёте остался только дом «Мечта», да двадцать акров земли. Имение не удалось сохранить, и Бланш буквально пошла по миру.

Сестра Стелла со своим мужем Стэнли Ковальски проживает в небогатом районе Нового Орлеана. Чтобы добраться до них, нужно сперва сесть на трамвай «Желание», а затем пересесть на трамвай «Кладбище», и уже через шесть кварталов вот они, Елисейские поля.

кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан
кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан

Растерянная Бланш становится постоялицей тесной квартиры Стеллы, буквально комнаты, разделённой шторами.

Стэнли – представитель рабочего класса, он сутками пашет на заводе, а в свободное время предаётся алкогольному забвению, либо играет в кегли, либо в покер с дружками.

Они со Стеллой, между прочим, неплохо ладят. Между ними бушуют чувства, местами сугубо животные, местами более возвышенные. Стелла носит под сердцем ребёнка.

кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан
кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан

Бланш абсолютно не вписывается в антураж захолустного жилища, постоянно вступая в противоречия со Стэнли.

Своей манерностью и снобизмом Бланш вызывает бешенство у простака Стэнли. Тот вынужден терпеть её присутствие, но не теряет надежды избавиться от непрошенной родственницы.

Бланш настраивает сестру против мужа, взывая к возвышенному и прекрасному, что осталось в памяти ещё при жизни сестёр в «Мечте», а Стэнли в отместку наводит сведения о былой жизни Бланш.

БЛАНШ. Ведет себя как скотина, а повадки — зверя! Ест как животное, ходит как животное, изъясняется как животное! Есть в нем даже что-то еще недочеловеческое — существо, еще не достигшее той ступени, на которой стоит современный человек. Да, человек-обезьяна, вроде тех, что я видела на картинках на лекциях по антропологии.
– цитата из пьесы «Трамвай “Желание”» Теннесси Уильямса
кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан
кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан

Медленно крадущееся безумие

Бланш приезжает в Новый Орлеан сломленной, жеманной, нервозной. Она сторонится яркого освещения, вздрагивает от шума проходящих поездов или дребезжащего голоса уличной кошки.

Она не может найти покоя, во время изнуряющей жары принимая ванны в огненно-горячей воде. Гидротерапия немного успокаивает Бланш. Она наряжается в вечерние туалеты, строит глазки мужчинам (даже Стэнли), без конца тянется к бутылке.

кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан
кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан

Стелла сразу подмечает произошедшие в сестре перемены. Боязнь шума, света, скачки настроения и мнительность, беспокойство о своём внешнем виде и жажда комплиментов. Зацикленность, граничащая с психическим расстройством.

Оказывается, поведение Бланш обусловлено пережитыми несчастьями.

В раннем возрасте, в 16 лет, она испытала большую любовь. Влюбилась в мальчика, влюбилась до безумия. Но с ним творилось что-то неладное, он был не по-мужски недотрогой, и будто искал помощи у молодой жены. Из-за недосказанности оба страдали. И в один день Бланш вошла в комнату, где её молодой муж был со своим давним другом, постарше…

кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан
кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан

После они втроём поехали в казино, где отплясывали и пытались забыться в крепком спиртном. Но Бланш не удержалась и высказала мужу презрение прямо на танцевальной площадке. Тот выбежал на улицу, выхватил револьвер и покончил с собой.

Ни музыка, игравшая в том казино, ни яркое освещение не стёрлись из памяти. Когда рассудок Бланш в очередной раз мутился, она слышала тот до боли знакомый мотив, всё нарастающий, и прерывавшийся только звуком выстрела в голове Бланш.

Бланш перестаёт понимать, где реальность, а где – вымысел. Тонкая грань постепенно стирается.

кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан
кадр из фильма «Трамвай “Желание”» 1947 года, режиссёр Элиа Казан

Семейная и личная драма Уильямса

Теннесси Уильямсу было 33 года, когда он начал писать пьесу. Сюжет отражает внутренние переживания драматурга: в детстве он подвергался нападкам от сильно пьющего отца, редко появлявшегося дома из-за разъездного характера работы. Его мать, в силу высокого происхождения, была склонна к снобизму, частым перепадам настроения и бесконечным депрессиям.

Уильямс был близок со своей сестрой, с юных лет страдавшей шизофренией. В 1943 году ей сделали лоботомию, после чего состояние девушки ухудшилось. До конца своих дней она пребывала в медицинских учреждениях. Уильямс, как только позволило финансовое положение, перевёл сестру в частную клинику и выделил ей постоянное содержание.

Сам Теннеси Уильямс до конца дней мучился от поисков самоидентификации.

фото Теннесси Уильямса, источник фото: Яндекс Картинки
фото Теннесси Уильямса, источник фото: Яндекс Картинки

По причинам личного характера, или из-за семейных неурядиц, но жизнь его закончилась трагически. Он был найден бездыханным в номере отеля, заключение гласило, что он задохнулся от колпачка от глазных капель в дыхательных путях. Но анализы выявили высокое содержание алкоголя и кое-чего ещё. Обстоятельства так и остались невыясненными.

«Кошка на раскалённой крыше» Теннесси Уильямса: пьеса, получившая Пулитцеровскую премию и широкое признание по всему миру
Литературный попкорн2 января

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы увидеть новые публикации!