Найти в Дзене
Navygaming Channel

Три атаки "морских чудовищ" и "нечисти" - "три" победы или две с "четвертью"? /4/

Продолжаем знакомиться с подводным флотом Финляндии, и тем, как субмарины этой соседней страны противостояли советским подводным лодкам в годы Великой Отечественной войны. Начало статьи ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ , продолжение ТУТ.

Продолжение (предыдущая часть - ЗДЕСЬ)

Как мы выяснили ранее с началом Великой Отечественной войны финские подводные лодки активно включились в борьбу с советским флотом, используя как минное вооружение своих субмарин, так и их торпедное вооружение, однако первое время особых результатов достигнуть не удалось.

После повреждения нескольких лодок и видя, что успех никак не приходит, противник советского Балтийского флота снова изменил тактику, выбрав, к нашему со­жалению, на этот раз достаточно эффективный вариант действий. Финским подводным лодкам выделили только один район действий - Аландское море, в этом случае, оперируя из Мариенхамна, они могли быстро достигать места назначения. Помогли им и союзники - немцы обеспечивали постоянную радиоразведку района и довольно точ­но засекали факт появления лодки по ее радиопереговорам. И в результате противник научился опреде­лять примерное место, где наши лодки заряжали аккумуляторы, и оперативно реагировать на полученную информацию.

С нашей (советской) стороны "появление наших лодок на одних и тех же позици­ях позволило противнику организовать охоту за ними именно в этих районах" - это цитата из официального труда ВМФ о дей­ствиях советских лодок в войну, и она объясняет многое.

Таким образом финские подводные лодки могли прийти достаточно оперативно в ограниченный район, и при этом они точно знали, что любая встреченная лодка - вражеская. Как правило, весь день финская субмарина лежала на дне или двигалась на самом малом ходу, а ночью всплывала и, оставаясь на месте, продолжала работать гидроакустикой в пассивном режиме, ничем себя не обнаруживая. В свою очередь, работающие в режиме зарядки ди­зели значительно демаскировали советскую лодку, а очень темные ночи практически не позволяли увидеть небольшую финскую субмари­ну.

Первой жертвой этих подводных «засад» стала советская подводная лодка С-7 капитана 3 ранга Сергея Прокофьевича Лисина. Лодка, соблюдая полное радиомолчание, 17 ок­тября 1942 года вышла из Кронштадта и прорвалась в Балтику за 2 суток - в рекордный срок для всех лодок. Направилась она в Ботнику и вышла в эфир всего однажды с коротенькой радио­граммой «Прошли 22-й меридиан». Этого оказалось достаточным, чтобы ее запеленговать и начать «охоту».

Для справки: По имеющимся данным - субмарина краткую радиограмму, согласно Таблице условных сигналов сообщение состояло всего из пяти слов, передатчик лодки был в эфире меньше минуты! Но этого оказалось достаточным!
Командир подводной лодки "С-7" С.П.Лисин
Командир подводной лодки "С-7" С.П.Лисин

Надо отметить большую роль радиоразведки в поиске подводных лодок, как уже отмечалось, именно этот метод давал первый сигнал тревоги. Финны в отличие от немцев, позволявших себе иногда многими минутами «висеть» в эфире, соблюдали строгую радиодисциплину.

За период наиболее активных дей­ствий летом 1941 года советская служба радиоперехвата всего дваж­ды, 13 июля в шхерах Турку и 24 августа в районе банки Калбо-дагрунд, смогла обнаружить присутствие в море финской лодки «Весихииси». Возможно, что на ней был не очень умелый радист или командир любил многословие (многословный финн?, ))). И сейчас (при обнаружении С-7) по тревоге «подняли» именно эту лодку - "Весихииси", и послали в море. Лодкой тогда командовал Олави Айтола, получивший за успешную атаку теплохода «Выборг» (см.предыдущую статью, ссылка выше) большую лодку и чин капитана 3 ранга. Все желающие аутентичности и точности могут называть О.Айтола - "Komentajakapteeni" (по фински) или "Kommendörkapten" (по шведски).

Советская подводная лодка С-7
Советская подводная лодка С-7

21 октября 1942 года «Весихииси» находилась на поверхности, ночь была лунная, почти полный штиль. Командир обедал, когда в 19.26 вах­тенный офицер доложил о том, что обнаружена лодка, медленно передвигающаяся на запад. Расстояние до цели было более 4 миль, луна из облаков освещала море и позволяла вести наблю­дение как приборами гидроакустики, так и в бинокль. Айтола под электромоторами почти бесшумно начал сближение с С-7 (а это была она), одно­временно выбирая позицию для залпа, определяя пеленг и даль­ность до цели. Когда все расчеты закончились, Айтола выстрелил одну торпеду из носового аппарата в 19.41. По расчетному вре­мени получался промах, и командир приказал готовить к бою ору­дие, но перед самым выстрелом первого снаряда в кормовой ча­сти «семерки» сверкнула вспышка и прокатился грохот. Айтола очень сильно ошибся в определении дистанции, определив ее в 3000 метров. Торпеда шла до цели 3,5 минуты. Если она была англий­ской со скоростью 45 узлов, то дальность выстрела составили 4855 метров, а итальянская 50-узловая могла пройти за это время 5215 метров. В обоих случаях это - исключительная удача.

Финская подводная лодка "Весихииси", ограждение рубки - стоянка в базе
Финская подводная лодка "Весихииси", ограждение рубки - стоянка в базе

В годы Первой Мировой войны был сделан единственный рекордный выс­трел торпедой по подводой лодке с дистанции 1200 метров. В некоторых источниках утверждается, что «Весихииси» произвела 2 выстрела из 76-мм орудия. Если это так, то не совсем понятно, зачем Айтола стал «шуметь», когда мог просто повторить почти бесшумно торпедную атаку. Хотя надо отметить, что финские под­водники очень любили использовать палубную артиллерию. В дан­ном случае лодка полностью оправдала свое название – «Морс­кой злой дух» ("Весихииси"), такой выстрел равен случайному попаданию - это «дьявольское» везение, и невольно подумаешь о нечистой силе.

Рисунок С-7 Niklas Eriksson на основе обследования "эски" на грунте, из книги "Лодки Сталина" - предоставлен нашим читателем
Рисунок С-7 Niklas Eriksson на основе обследования "эски" на грунте, из книги "Лодки Сталина" - предоставлен нашим читателем

На С-7 ничего не было замечено до самого взрыва. Лодка около 19 часов всплыла и шла, заряжая батареи. Когда скрывалась луна, становилось так темно, что люди на мостике едва видели друг друга. Прошло примерно 45 минут надводного хода, когда мощ­нейший взрыв расколол лодку. Пять человек сбросило в воду, один из них утонул, а остальные поплыли к шведскому маяку Седеррам, находившемуся слева по борту. «Весихииси» подошла к месту ата­ки и подобрала плывущих: это были С.П. Лисин, краснофлотцы В.С. Субботин, А.К. Оленин и В.И. Куница. Трагедия произошла в Аландском море, у входа в Ботнику, северо-восточнее Седеррама. Как видим, среди спасен­ных оказался и командир советской лодки. Через два дня, 23 октября С.П.Лисин был удостоен звания Героя Советского Союза, но на­граду получил только в конце 1945 года, командуя дивизионом лодок уже на Тихом океане.

С.П.Лисин на мостике С-7
С.П.Лисин на мостике С-7

Обстоятельства гибели подводной лодки С-7 долгое время оставались неизвестными на­шему командованию, хотя 23 октября шведское радио сообщило о потоплении советской субмарины в районе Аландского архипе­лага. Поэтому в «западню» быстро попалось несколько лодок, но, к счастью, только две из них погибли (хотя и это много!).

Подводная лодка С-7 на дне (найдена в 1993 году)
Подводная лодка С-7 на дне (найдена в 1993 году)

Через пять дней на позиции дежурила «Ику-Турсо» капитан-лейте­нанта Е.Пакколы. За месяц до этих событий, 23 сентября в Аланд­ское море вышла подводная лодка Щ-307 (капитан 3 ранга Н.О.Момот).

По имеющимся данным Щ-307 в районе Аландских островов 2 октября безрезультатно атаковала финский конвой (по докладу командира - два судна потоплено, на самом деле они не пострадали). В ответ лодка подверглась атаке кораблей ПЛО, которые сбросили на нее 11 глубинных бомб, но не пострадала и смогла уйти. 11 октября «Щ-307» снова атакует, но опять неудачно. На этот раз лодку атаковал вражеский самолет, который сбросил глубинную бомбу по воздушному пузырю, взрыв которой на лодке посчитали за взрыв торпеды. Но финны забеспокоились и после этой второй атаки Щ-307 в Аландском море 11 октября финны посла­ли «Ику-Турсо» на охоту за нашей "щукой". 12 октября в 6.40 «Ику-Турсо» в первый раз установила контакт с Щ-307, обнаружив ее по шуму дизелей. Не подозревая, что на них выходят в атаку, капитан 3 ранга Момот отдал приказ о погружении.

Советская подводная лодка Щ-307
Советская подводная лодка Щ-307

Шум лодки, двигающейся под водой на электромоторах, несравнимо меньше дизельного, и с той дистанции, которая разделяла противников, обнаружить его су­ществовавшей тогда техникой практически было невозможно. Е.Паккола (командир «Ику-Турсо») потерял «щуку» и так и не смог найти снова. Нашим здорово повезло, через несколько минут ситуация могла измениться коренным образом и закончиться трагически для советских подводников. Однако это встреча оказалась не единственной для этих противников.

Утром 26 октября 1942 года с грузового судна «Бетти X» подали сигнал о помощи, и вскоре оно затонуло от торпедного попадания. Как мы сейчас знаем, финский транспорт "Бетти Х" (2477 брт) с грузом серного колчедана для Швеции был отправлен на дно двухторпедным залпом «Щ-307». На судне погибло 12 человек, транспорт затонул в точке 59°54' с.ш.; 19°54' в.д. Щ-307, благополучно уйдя от преследования кораблей эскорта противника, сбросивших на подводную лодку 10 глубинных бомб, которые не нанесли никакого вреда, продолжила поход не подозревая, что за ней началась охота.

Советская подводная лодка "Щ-307" в гавани Турку, 1944 год
Советская подводная лодка "Щ-307" в гавани Турку, 1944 год

Финские «Ветехинен» и «Ику-Турсо» отправились к месту происшествия в 10 милях западнее Лагрокантаа. Первый поиск через 4 часа в выбранном районе был прекращен и финс­кие подводники решили обследовать с запада район архипелага Коббаклинта. И вот тут поиск внезапно прервался в 19.40 - прямо перед «Ику-Турсо» в 1000 метрах всплыла Щ-307. Финская лодка открыла огонь из орудия и автомата и пошла вперед на сближение. Лодки ра­зошлись в 20-30 метрах, так получилось, что вспышки выстрелов ослепили и финских артилле­ристов, и сигнальщиков, и они потеряли «щуку» из видимости. Щ-307 успела погрузиться. Артиллеристы «финки» успели сделать 50 выстрелов из 20-мм автомата.

Для справки: Любопытно, что по советским данным за пять часов до такого "артиллерийского привета" от "горячих финских парней" «Щ-307» сама могла атаковать «Ику Турсо» и «Ветехинен». Но командир «Трески» (так ранее называлась Щ-307) посчитал их за шведские и от атаки отказался. Вот такие сложности при действиях у берегов "нейтральных государств".

Через 4 часа, в 21.35 командир финской субмарины Е.Паккола получил донесение, что гидроакустики засекли еще одну лодку, и он двинулся за ней, дер­жась на дистанции залпа. Было слышно, как на встреченной лодке продувают цистерны и готовятся к всплытию. В 23.58, как только лодка всплыла и начала движение в восточном направлении, ее атаковали двумя торпедами. По финским источникам, через 3 ми­нуты 5 секунд, решив, что торпеды в цель не попали, Паккола прика­зал открыть огонь из 76-мм орудия, на 5-м выстреле над атакован­ной «щукой» встали два водяных гейзера от торпедных попаданий. Первая попала в корму, вторая –в середину корпуса. По факти­ческому времени хода торпед дистанция атаки - более 2000 мет­ров. Не собираясь утверждать, что данные детали не имели места, все же хочется отметить, что они слишком похожи на описание атаки 21 октября и внушают сомнение. Как бы то ни было, финс­кий подводник вероятно добился успеха.

На фотографии финских лодок - "Ику-Турсо" - крайняя справа
На фотографии финских лодок - "Ику-Турсо" - крайняя справа

Подойдя к месту взрыва, финны на воде не обнаружили ничего, только большие пятна масла. Ос­татки советской подводной лодки опустились на дно на глубину 153 метра к западу от Мархалана на подходе к проливу Седра-Кваркен. Момент взрыва по финскому времени 00.01.05 27 октября, по советскому - 23.01.05 26 октября. Однако тут возникает вопрос - что это была за подводная лодка.

Может быть Щ-307? Но нет! Интересно, что атакована в этот раз двумя торпедами и артогнем была именно "Щ-307". Но командир «Трески» вовремя обнаружил противника и, уклонившись от торпед, произвел срочное погружение. А 28 октября 1942 года «Щ-307» начала возвращение на базу, куда прибыла 6 ноября. По результатам похода советской лодке засчитали вполне удачный боевой поход - потоплен один транспорт и три малых вспомогательных судна противника.

Интересно, что сами финны не утверждали, что потопили Щ-307, финны в своих донесениях и отчетах указывали в качестве жертвы другую советскую подводную лодку, а именно "Щ-308". Парадоксально, но в послевоенной литературе факт потопления субма­рины 27 октября неоднократно отмечался, и наиболее вероятной жертвой (по советским данным) считалась Щ-320 капитана 3 ранга И.М. Вишневского.

Командир «Щ-320» капитан 3 ранга И.М. Вишневский, 1942 г.
Командир «Щ-320» капитан 3 ранга И.М. Вишневский, 1942 г.

1 октября 1942 года она (Щ-320) вышла в поход, 5 (?) октября донесла о проры­ве в открытое море, считалось, что она заняла позицию в районе к западу от острова Борнхольм (позиция № 1) и после замолчала навсегда. На связь она не выходила и в базу не вернулась. Почти 75 лет о субмарине и ее экипаже ничего не было известно, пока в конце апреля 2017 года в ходе проведения поиска в рамках экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» остов субмарины был обнаружен на дне.

Советская подводная лодка Щ-320
Советская подводная лодка Щ-320

По открытым отечественным источникам «Щ-320» лежит на глубине 48 м примерно в километре севернее острова Большой Тютерс в точке с координатами 59 52,60’/27 10,80’. Субмарина погибла на пути в район действий, подорвавшись на мине «UMA» заграждения «Зееигель-22» ориентировочно утром 2 октября 1942 года. Подлодка двигалась на запад точно по рекомендованному маршруту движения, но при форсировании минного поля последовательно зацепила носовыми горизонтальными рулями минрепы сразу двух немецких противолодочных мин. В ходе маневров лодки одна из мин взорвалась по левому борту в районе 1-2 отсеков. После подрыва часть экипажа в кормовых отсеках субмарины выжила, но они не смогли выйти из подводной лодки и все погибли.

Мемориальная табличка на 45-мм орудии и венок.
Мемориальная табличка на 45-мм орудии и венок.

Потенциально, одно время, возмож­ной считалась гибель в тот день не только Щ-308, но и Щ-306. Однако капи­тан-лейтенант Н.И.Смоляр вышел на «306-й» в поход 20 октября в Померанскую бухту, где потопил, в частности, транспорт 6 ноября, вероятнее всего, его лодка погибла на мине при возвращении до­мой.

Для справки: Подводная лодка была найдена в 2015 году. «Щ-306» "Пикша" погибла, подорвавшись на мине в районе Наргенской минной позиции 12 – 16 ноября 1942 года. Субмарина лежит на дне на глубине более 75 м. В момент гибели «Пикша» двигалась в подводном положении на восток, вероятно форсируя минное заграждение «Насхорн». Взрыв мины произошел под левым бортом в районе носового горизонтального руля, проделав в прочном корпусе большую пробоину размером порядка 0,5 Х 2 м, и сорвал крышки носовых торпедных аппаратов. Весь экипаж погиб.
Советская подводная лодка Щ-306
Советская подводная лодка Щ-306

До последнего времени в отечественной литературе все три указанные лодки считались погибшими на минах. Более того, тре­тья атака «Морского чудовища» считалась безрезультатной, так как «Щ-307» успела произвести срочное погружение, а финны решили, что она погибла. Однако грохот взрыва слышал весь экипаж. Одно время имела место версия, что, скорее всего, две советские лодки (Щ-307 и Щ-308) оказались недалеко друг от друга, и поэтому командир Щ-307, тоже находящейся на поверхности по­считал, что атакуют именно его «Треску» (так одно время называлась лодка), а целью для торпед стала другая лодка - Щ-308. Теперь есть точные данные что это не так.

Вообще, в ночной скоротечной схватке многое домысливается позже по обрывкам увиденного и услышанного. Затем все это попадает в официальные документы и входит в историю, перепечатывается из материалов в материал, вызывая иногда "яростное негодование" "любителей честной истории и мягких диванов. Да, такое бывает - недостаток информации вызывает неверные выводы.

Например, в статье контр-адмирала Ю.Русина «1942: Северная Балтика» («Мор­ской Сборник", 1992, N 12), была высказана вероятность того, что от финской торпеды погибла Щ-308. По мнению контр-адмирала, корабль под командой капитан-лейтенанта Л.Н.Костылева вышел в поход 15 сентября в район острова Уте. Лодка оперировала в условиях полного ра­диомолчания. 25 октября «щука» провела атаку на конвой, но ее заставили повернуть обратно корабли из 1-й финской флотилии тральщиков. После этого Костылев донес, что потопил три судна, имеет повреждения прочного корпуса, и в ответ получил приказ следовать в базу, куда лодка, к сожалению, так и не пришла.

Подводная лодка Щ-308
Подводная лодка Щ-308

Из трех якобы потопленных им судов подтвердилась в реаль­ности гибель транспорта «Хернум» в 1476 брт, потопленного 20 октября. Вероятность именно такого развития событий достаточ­но велика, так как реконструирована по многочисленным отече­ственным и зарубежным публикациям, как писал автор статьи. Однако и это оказалось ошибочным выводом

Для справки: Подводная лодка «Щ-308» была найдена в мае 2018 года на дне у острова Большой Тютерс. Густо опутанная сетями подлодка лежала на глубине 50 м; ее носовое 45-мм орудие вместе с куском орудийной площадки было сорвано рыболовецкими тралами и висели в сетях, а ограждение рубки разрушено; приборы находились под сетями, нос ПЛ был зарыт в ил. Перед гибелью, которая произошла вероятно 24-26 октября 1942 года, подлодка шла на погружение с поворотом направо, но носовой частью подорвалась на мине заграждения «Зееигель 4», которое состояло из мин «EMC» с противотральными трубками «KA». Вот и еще одна тайна разгадана.

То, что погибшая лодка, по финским данным но­сила боевой номер Щ-320 сейчас видится маловероятно. Вообще в литературе встречаются иногда очень противоре­чивые данные о гибели лодок.

Для справки: Например, в книге В.И.Дмитриева «Атакуют подводники» указано, что лодка С-11 погибла на магнит­ной мине, поставленной самолетом или лодкой, а немецким исто­риком Юргеном Ровером потопление этой лодки приписывается субмарине U-140, что совершенно неправомочно. Эти данные за­тем неоднократно повторялись в других публикациях, в том числе - и в специально посвященных С-11. Однако в журнале «Морс­кой Сборник» (1988, N 4) помещена статья капитана 3 ранга В.Смирнова «Противолодочная деятельность подводных лодок», в которой сказано следующее: «Так, при выходе наших лодок в Бал­тийское море через пролив Соэлозунд за два месяца войны здесь произошло несколько боевых столкновений с дежурившими не­мецкими лодками, закончившихся гибелью советских М-94 и С-11, а также гитлеровской U-144».

В любом случае сейчас судьба Щ-308 - известна и полностью подтверждена.

Так же, до последнего времени считалась погибшей в октябре Щ-304 (капитан 3 ранга Я.П.Афанасьев). Она вышла в море в день гибели Щ-308. "Щ-304" (или «Комсомолец» как она ранее называлась) ни разу не подала о себе вести, но оказалось, что подводники все же прорвались Балтику и на подходах к Ботническому заливу Я.П.Афанасьев проводил атаки в конце ноября и начале декабря 1942 года. Долгое время точное место и дата гибели лодки не были установлены. Однако, по открытым источника "Комсомолец" вышел в поход только 27 октября 1942 года и 29 октября покинул Лавенсаари, после чего на связь «Щ-304» больше не выходила и в базу не вернулась. Вспомним, что атака на Щ-307 была проведена поздно вечером 26 октября, когда советская лодка еще была в районе нашей базы.

Для справки: Подводная лодка "Щ-304" погибла на мине в северной части заграждения «Насхорн» после 29 октября 1942 года. «Комсомолец» был найден финнами еще в 2002 году при сканировании дна, а в 2004 году корабль осмотрен и опознан.

Через 9 дней, 5 ноября 1942 года финны праздновали свою третью (на самом деле - вторую, подтвержденную) победу. В тот день сторожевой корабль «Уиско» обнаружил перископ подводной лодки и атаковал ее глубинными бомбами, дав сообщение по флоту об обнаружении противника. Туда, примерно в район гибели С-7, срочно вышла «Ветехинен» капитан-лейтенанта А.Лейно. И в 21.18 в указанном районе он смог обнаружить нашу Щ-305 капитана 3 ранг Д.М.Сазонова. Щука «гремела» дизелями «на всю катушку», заряжая аккумуляторы и двигаясь прямым курсом со скоростью 8 уз лов. Надо отметить, что очень большую роль в состоявшихся поединках играли именно современные гидроакустические приборы, установленные на финских лодках перед кампанией 1942 года.

У нас, к сожалению, техники такого уровня тогда еще не было. Именно эти приборы позволили финнам точно засечь по шуму дизелей советскую субмарину с большого расстояния и длительное время сближаться с ней. На конец, в 22.50 они увидели противника «по зрячему», с небольшой расстояния.

Ограждение рубки Щ-305
Ограждение рубки Щ-305

Через пять минут после обнаружения Лейно выстрелил две торпеды, но, eсли Айттола в поединке с С-7 стрелял издалека и попал почти с 4 километровой дистанции, здесь ситуация оказалась прямо противоположной. Лейно сближался, что называется «до верного», выстрелил в упор, метров с 400. Если Айттола оказался удачлив, то Лейно - нет. Торпеды, как и положено при залпе, сделали «мешок» и прошли под килем «Линя» (прежнее название Щ-305).

Только тут Д.М.Сазонов заметил, что его атакуют, поскольку «для гарантии» Лейно приказал, по "старой доброй финской традиции", открыть огонь из орудия и продолжал двигаться в направлении противни­ка. Щ-305 стала погружаться, но расстояние оказалось слишком малым для уклонения. В 22.57 финский «Водяной» ударил «Линя» с полного хода в левый борт в районе рубки. Сразу же Лейно скомандовал: «Пол­ный назад!». Щ-305 с резким дифферентом на корму пошла на дно, в пос­ледние мгновения задрав нос к небу. Спасшихся не было обнаружено.

«Ветехинен» после спуска на воду
«Ветехинен» после спуска на воду

Печально, но еще 1 ноября командование передало подлодкам в море пре­достережение о финских «засадах», но Сазонов почему-то пренебрег этой информацией. Так погибла лодка, которую построили на добровольные взносы «Общества воинствующих безбожников», она в течение трех лет так и называлась – «Воинствующий безбожник».

Кстати, для нее это была далеко не первая встреча с фински­ми «коллегами». Еще 28 июня 1941 года около Оренгрунда Щ-305, носящая уже скромное имя «Линь», обнаружила финскую лод­ку типа «Ветехинен» и атаковала ее торпедой. При второй встрече там же 30 июня уже сам «Линь» уклонился погружением, но теперь уклониться не удалось. Пострадала от тарана, конечно, и финская лодка, с трудом дой­дя до базы, она встала в длительный ремонт.

Подводная лодка «Щ-305» на дне.
Подводная лодка «Щ-305» на дне.

Если достижения финских подводников на минных загражде­ниях 1941 года весьма проблематичны, то победы 1942 года со­мнений не вызывают. По крайней мере две советские подводные лодки они уничтожили с гарантированным подтверждением.

Рисунок Щ-305, сделанный Niklas Eriksson на основе обследования "щуки" на грунте, из книги "Лодки Сталина" - предоставлен нашим читателем
Рисунок Щ-305, сделанный Niklas Eriksson на основе обследования "щуки" на грунте, из книги "Лодки Сталина" - предоставлен нашим читателем

Причем действовали и инициативно, и дерзко. Но эти успехи скоро закончились. С возвращением из похода Щ-307 (целой и невредимой) 1 ноября 1942 года советские подводные лодки, идущие на позицию, получили предупреждение о возможных ночных атаках финских лодок. Больше финны успеха не добились, хотя, конечно, потопле­ние в течение двух недель 2 (или 3?) субмарин является значитель­ным достижением для финского подводного флота....

На этом сделаем перерыв, но продолжение следует

(ссылка на продолжение статьи будет здесь)

Источники: Залесский, К. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха. - М.: Яуза, Эксмо, 2005.- 640 с.; Блэйр, К. Подводная война Гитлера (1939-1942): Охотники. В 2-х частях.Часть 2. - М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: Terre Fantastica, 2001. - 640 с.; Роувер, Ю.Субмарины, несущие смерть. Победы подводных лодок стран гитлеровской Оси. - М.: ЗАО "Центрполиграф", 2004. - 416 с.; Тайны подводной войны. Сборник № 4.- 1996.-96 с.; Нагирняк, В.А. Все субмарины Второй мировой войны: первая полная энциклопедия. - М.: Яуза: Эксмо, 2021.- 288 с.; Бишоп, К. Подводные лодки Кригсмарине. 1939-1945. справочник-определитель флотилий. - М.: Эксмо, 2007. - 192 с.; Дмитриев, В. Атакуют подводники. - М.:Воениздат, 1973. - 368 с.; Материалы "Морского сборника", Материалы интернет.