Продолжаем знакомиться с подводным флотом Финляндии, и тем, как субмарины этой соседней страны противостояли советским подводным лодкам в годы Великой Отечественной войны. Начало статьи ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ , продолжение ТУТ.
Продолжение (предыдущая часть - ЗДЕСЬ)
Как мы выяснили ранее с началом Великой Отечественной войны финские подводные лодки активно включились в борьбу с советским флотом, используя как минное вооружение своих субмарин, так и их торпедное вооружение, однако первое время особых результатов достигнуть не удалось.
После повреждения нескольких лодок и видя, что успех никак не приходит, противник советского Балтийского флота снова изменил тактику, выбрав, к нашему сожалению, на этот раз достаточно эффективный вариант действий. Финским подводным лодкам выделили только один район действий - Аландское море, в этом случае, оперируя из Мариенхамна, они могли быстро достигать места назначения. Помогли им и союзники - немцы обеспечивали постоянную радиоразведку района и довольно точно засекали факт появления лодки по ее радиопереговорам. И в результате противник научился определять примерное место, где наши лодки заряжали аккумуляторы, и оперативно реагировать на полученную информацию.
С нашей (советской) стороны "появление наших лодок на одних и тех же позициях позволило противнику организовать охоту за ними именно в этих районах" - это цитата из официального труда ВМФ о действиях советских лодок в войну, и она объясняет многое.
Таким образом финские подводные лодки могли прийти достаточно оперативно в ограниченный район, и при этом они точно знали, что любая встреченная лодка - вражеская. Как правило, весь день финская субмарина лежала на дне или двигалась на самом малом ходу, а ночью всплывала и, оставаясь на месте, продолжала работать гидроакустикой в пассивном режиме, ничем себя не обнаруживая. В свою очередь, работающие в режиме зарядки дизели значительно демаскировали советскую лодку, а очень темные ночи практически не позволяли увидеть небольшую финскую субмарину.
Первой жертвой этих подводных «засад» стала советская подводная лодка С-7 капитана 3 ранга Сергея Прокофьевича Лисина. Лодка, соблюдая полное радиомолчание, 17 октября 1942 года вышла из Кронштадта и прорвалась в Балтику за 2 суток - в рекордный срок для всех лодок. Направилась она в Ботнику и вышла в эфир всего однажды с коротенькой радиограммой «Прошли 22-й меридиан». Этого оказалось достаточным, чтобы ее запеленговать и начать «охоту».
Для справки: По имеющимся данным - субмарина краткую радиограмму, согласно Таблице условных сигналов сообщение состояло всего из пяти слов, передатчик лодки был в эфире меньше минуты! Но этого оказалось достаточным!
Надо отметить большую роль радиоразведки в поиске подводных лодок, как уже отмечалось, именно этот метод давал первый сигнал тревоги. Финны в отличие от немцев, позволявших себе иногда многими минутами «висеть» в эфире, соблюдали строгую радиодисциплину.
За период наиболее активных действий летом 1941 года советская служба радиоперехвата всего дважды, 13 июля в шхерах Турку и 24 августа в районе банки Калбо-дагрунд, смогла обнаружить присутствие в море финской лодки «Весихииси». Возможно, что на ней был не очень умелый радист или командир любил многословие (многословный финн?, ))). И сейчас (при обнаружении С-7) по тревоге «подняли» именно эту лодку - "Весихииси", и послали в море. Лодкой тогда командовал Олави Айтола, получивший за успешную атаку теплохода «Выборг» (см.предыдущую статью, ссылка выше) большую лодку и чин капитана 3 ранга. Все желающие аутентичности и точности могут называть О.Айтола - "Komentajakapteeni" (по фински) или "Kommendörkapten" (по шведски).
21 октября 1942 года «Весихииси» находилась на поверхности, ночь была лунная, почти полный штиль. Командир обедал, когда в 19.26 вахтенный офицер доложил о том, что обнаружена лодка, медленно передвигающаяся на запад. Расстояние до цели было более 4 миль, луна из облаков освещала море и позволяла вести наблюдение как приборами гидроакустики, так и в бинокль. Айтола под электромоторами почти бесшумно начал сближение с С-7 (а это была она), одновременно выбирая позицию для залпа, определяя пеленг и дальность до цели. Когда все расчеты закончились, Айтола выстрелил одну торпеду из носового аппарата в 19.41. По расчетному времени получался промах, и командир приказал готовить к бою орудие, но перед самым выстрелом первого снаряда в кормовой части «семерки» сверкнула вспышка и прокатился грохот. Айтола очень сильно ошибся в определении дистанции, определив ее в 3000 метров. Торпеда шла до цели 3,5 минуты. Если она была английской со скоростью 45 узлов, то дальность выстрела составили 4855 метров, а итальянская 50-узловая могла пройти за это время 5215 метров. В обоих случаях это - исключительная удача.
В годы Первой Мировой войны был сделан единственный рекордный выстрел торпедой по подводой лодке с дистанции 1200 метров. В некоторых источниках утверждается, что «Весихииси» произвела 2 выстрела из 76-мм орудия. Если это так, то не совсем понятно, зачем Айтола стал «шуметь», когда мог просто повторить почти бесшумно торпедную атаку. Хотя надо отметить, что финские подводники очень любили использовать палубную артиллерию. В данном случае лодка полностью оправдала свое название – «Морской злой дух» ("Весихииси"), такой выстрел равен случайному попаданию - это «дьявольское» везение, и невольно подумаешь о нечистой силе.
На С-7 ничего не было замечено до самого взрыва. Лодка около 19 часов всплыла и шла, заряжая батареи. Когда скрывалась луна, становилось так темно, что люди на мостике едва видели друг друга. Прошло примерно 45 минут надводного хода, когда мощнейший взрыв расколол лодку. Пять человек сбросило в воду, один из них утонул, а остальные поплыли к шведскому маяку Седеррам, находившемуся слева по борту. «Весихииси» подошла к месту атаки и подобрала плывущих: это были С.П. Лисин, краснофлотцы В.С. Субботин, А.К. Оленин и В.И. Куница. Трагедия произошла в Аландском море, у входа в Ботнику, северо-восточнее Седеррама. Как видим, среди спасенных оказался и командир советской лодки. Через два дня, 23 октября С.П.Лисин был удостоен звания Героя Советского Союза, но награду получил только в конце 1945 года, командуя дивизионом лодок уже на Тихом океане.
Обстоятельства гибели подводной лодки С-7 долгое время оставались неизвестными нашему командованию, хотя 23 октября шведское радио сообщило о потоплении советской субмарины в районе Аландского архипелага. Поэтому в «западню» быстро попалось несколько лодок, но, к счастью, только две из них погибли (хотя и это много!).
Через пять дней на позиции дежурила «Ику-Турсо» капитан-лейтенанта Е.Пакколы. За месяц до этих событий, 23 сентября в Аландское море вышла подводная лодка Щ-307 (капитан 3 ранга Н.О.Момот).
По имеющимся данным Щ-307 в районе Аландских островов 2 октября безрезультатно атаковала финский конвой (по докладу командира - два судна потоплено, на самом деле они не пострадали). В ответ лодка подверглась атаке кораблей ПЛО, которые сбросили на нее 11 глубинных бомб, но не пострадала и смогла уйти. 11 октября «Щ-307» снова атакует, но опять неудачно. На этот раз лодку атаковал вражеский самолет, который сбросил глубинную бомбу по воздушному пузырю, взрыв которой на лодке посчитали за взрыв торпеды. Но финны забеспокоились и после этой второй атаки Щ-307 в Аландском море 11 октября финны послали «Ику-Турсо» на охоту за нашей "щукой". 12 октября в 6.40 «Ику-Турсо» в первый раз установила контакт с Щ-307, обнаружив ее по шуму дизелей. Не подозревая, что на них выходят в атаку, капитан 3 ранга Момот отдал приказ о погружении.
Шум лодки, двигающейся под водой на электромоторах, несравнимо меньше дизельного, и с той дистанции, которая разделяла противников, обнаружить его существовавшей тогда техникой практически было невозможно. Е.Паккола (командир «Ику-Турсо») потерял «щуку» и так и не смог найти снова. Нашим здорово повезло, через несколько минут ситуация могла измениться коренным образом и закончиться трагически для советских подводников. Однако это встреча оказалась не единственной для этих противников.
Утром 26 октября 1942 года с грузового судна «Бетти X» подали сигнал о помощи, и вскоре оно затонуло от торпедного попадания. Как мы сейчас знаем, финский транспорт "Бетти Х" (2477 брт) с грузом серного колчедана для Швеции был отправлен на дно двухторпедным залпом «Щ-307». На судне погибло 12 человек, транспорт затонул в точке 59°54' с.ш.; 19°54' в.д. Щ-307, благополучно уйдя от преследования кораблей эскорта противника, сбросивших на подводную лодку 10 глубинных бомб, которые не нанесли никакого вреда, продолжила поход не подозревая, что за ней началась охота.
Финские «Ветехинен» и «Ику-Турсо» отправились к месту происшествия в 10 милях западнее Лагрокантаа. Первый поиск через 4 часа в выбранном районе был прекращен и финские подводники решили обследовать с запада район архипелага Коббаклинта. И вот тут поиск внезапно прервался в 19.40 - прямо перед «Ику-Турсо» в 1000 метрах всплыла Щ-307. Финская лодка открыла огонь из орудия и автомата и пошла вперед на сближение. Лодки разошлись в 20-30 метрах, так получилось, что вспышки выстрелов ослепили и финских артиллеристов, и сигнальщиков, и они потеряли «щуку» из видимости. Щ-307 успела погрузиться. Артиллеристы «финки» успели сделать 50 выстрелов из 20-мм автомата.
Для справки: Любопытно, что по советским данным за пять часов до такого "артиллерийского привета" от "горячих финских парней" «Щ-307» сама могла атаковать «Ику Турсо» и «Ветехинен». Но командир «Трески» (так ранее называлась Щ-307) посчитал их за шведские и от атаки отказался. Вот такие сложности при действиях у берегов "нейтральных государств".
Через 4 часа, в 21.35 командир финской субмарины Е.Паккола получил донесение, что гидроакустики засекли еще одну лодку, и он двинулся за ней, держась на дистанции залпа. Было слышно, как на встреченной лодке продувают цистерны и готовятся к всплытию. В 23.58, как только лодка всплыла и начала движение в восточном направлении, ее атаковали двумя торпедами. По финским источникам, через 3 минуты 5 секунд, решив, что торпеды в цель не попали, Паккола приказал открыть огонь из 76-мм орудия, на 5-м выстреле над атакованной «щукой» встали два водяных гейзера от торпедных попаданий. Первая попала в корму, вторая –в середину корпуса. По фактическому времени хода торпед дистанция атаки - более 2000 метров. Не собираясь утверждать, что данные детали не имели места, все же хочется отметить, что они слишком похожи на описание атаки 21 октября и внушают сомнение. Как бы то ни было, финский подводник вероятно добился успеха.
Подойдя к месту взрыва, финны на воде не обнаружили ничего, только большие пятна масла. Остатки советской подводной лодки опустились на дно на глубину 153 метра к западу от Мархалана на подходе к проливу Седра-Кваркен. Момент взрыва по финскому времени 00.01.05 27 октября, по советскому - 23.01.05 26 октября. Однако тут возникает вопрос - что это была за подводная лодка.
Может быть Щ-307? Но нет! Интересно, что атакована в этот раз двумя торпедами и артогнем была именно "Щ-307". Но командир «Трески» вовремя обнаружил противника и, уклонившись от торпед, произвел срочное погружение. А 28 октября 1942 года «Щ-307» начала возвращение на базу, куда прибыла 6 ноября. По результатам похода советской лодке засчитали вполне удачный боевой поход - потоплен один транспорт и три малых вспомогательных судна противника.
Интересно, что сами финны не утверждали, что потопили Щ-307, финны в своих донесениях и отчетах указывали в качестве жертвы другую советскую подводную лодку, а именно "Щ-308". Парадоксально, но в послевоенной литературе факт потопления субмарины 27 октября неоднократно отмечался, и наиболее вероятной жертвой (по советским данным) считалась Щ-320 капитана 3 ранга И.М. Вишневского.
1 октября 1942 года она (Щ-320) вышла в поход, 5 (?) октября донесла о прорыве в открытое море, считалось, что она заняла позицию в районе к западу от острова Борнхольм (позиция № 1) и после замолчала навсегда. На связь она не выходила и в базу не вернулась. Почти 75 лет о субмарине и ее экипаже ничего не было известно, пока в конце апреля 2017 года в ходе проведения поиска в рамках экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» остов субмарины был обнаружен на дне.
По открытым отечественным источникам «Щ-320» лежит на глубине 48 м примерно в километре севернее острова Большой Тютерс в точке с координатами 59 52,60’/27 10,80’. Субмарина погибла на пути в район действий, подорвавшись на мине «UMA» заграждения «Зееигель-22» ориентировочно утром 2 октября 1942 года. Подлодка двигалась на запад точно по рекомендованному маршруту движения, но при форсировании минного поля последовательно зацепила носовыми горизонтальными рулями минрепы сразу двух немецких противолодочных мин. В ходе маневров лодки одна из мин взорвалась по левому борту в районе 1-2 отсеков. После подрыва часть экипажа в кормовых отсеках субмарины выжила, но они не смогли выйти из подводной лодки и все погибли.
Потенциально, одно время, возможной считалась гибель в тот день не только Щ-308, но и Щ-306. Однако капитан-лейтенант Н.И.Смоляр вышел на «306-й» в поход 20 октября в Померанскую бухту, где потопил, в частности, транспорт 6 ноября, вероятнее всего, его лодка погибла на мине при возвращении домой.
Для справки: Подводная лодка была найдена в 2015 году. «Щ-306» "Пикша" погибла, подорвавшись на мине в районе Наргенской минной позиции 12 – 16 ноября 1942 года. Субмарина лежит на дне на глубине более 75 м. В момент гибели «Пикша» двигалась в подводном положении на восток, вероятно форсируя минное заграждение «Насхорн». Взрыв мины произошел под левым бортом в районе носового горизонтального руля, проделав в прочном корпусе большую пробоину размером порядка 0,5 Х 2 м, и сорвал крышки носовых торпедных аппаратов. Весь экипаж погиб.
До последнего времени в отечественной литературе все три указанные лодки считались погибшими на минах. Более того, третья атака «Морского чудовища» считалась безрезультатной, так как «Щ-307» успела произвести срочное погружение, а финны решили, что она погибла. Однако грохот взрыва слышал весь экипаж. Одно время имела место версия, что, скорее всего, две советские лодки (Щ-307 и Щ-308) оказались недалеко друг от друга, и поэтому командир Щ-307, тоже находящейся на поверхности посчитал, что атакуют именно его «Треску» (так одно время называлась лодка), а целью для торпед стала другая лодка - Щ-308. Теперь есть точные данные что это не так.
Вообще, в ночной скоротечной схватке многое домысливается позже по обрывкам увиденного и услышанного. Затем все это попадает в официальные документы и входит в историю, перепечатывается из материалов в материал, вызывая иногда "яростное негодование" "любителей честной истории и мягких диванов. Да, такое бывает - недостаток информации вызывает неверные выводы.
Например, в статье контр-адмирала Ю.Русина «1942: Северная Балтика» («Морской Сборник", 1992, N 12), была высказана вероятность того, что от финской торпеды погибла Щ-308. По мнению контр-адмирала, корабль под командой капитан-лейтенанта Л.Н.Костылева вышел в поход 15 сентября в район острова Уте. Лодка оперировала в условиях полного радиомолчания. 25 октября «щука» провела атаку на конвой, но ее заставили повернуть обратно корабли из 1-й финской флотилии тральщиков. После этого Костылев донес, что потопил три судна, имеет повреждения прочного корпуса, и в ответ получил приказ следовать в базу, куда лодка, к сожалению, так и не пришла.
Из трех якобы потопленных им судов подтвердилась в реальности гибель транспорта «Хернум» в 1476 брт, потопленного 20 октября. Вероятность именно такого развития событий достаточно велика, так как реконструирована по многочисленным отечественным и зарубежным публикациям, как писал автор статьи. Однако и это оказалось ошибочным выводом
Для справки: Подводная лодка «Щ-308» была найдена в мае 2018 года на дне у острова Большой Тютерс. Густо опутанная сетями подлодка лежала на глубине 50 м; ее носовое 45-мм орудие вместе с куском орудийной площадки было сорвано рыболовецкими тралами и висели в сетях, а ограждение рубки разрушено; приборы находились под сетями, нос ПЛ был зарыт в ил. Перед гибелью, которая произошла вероятно 24-26 октября 1942 года, подлодка шла на погружение с поворотом направо, но носовой частью подорвалась на мине заграждения «Зееигель 4», которое состояло из мин «EMC» с противотральными трубками «KA». Вот и еще одна тайна разгадана.
То, что погибшая лодка, по финским данным носила боевой номер Щ-320 сейчас видится маловероятно. Вообще в литературе встречаются иногда очень противоречивые данные о гибели лодок.
Для справки: Например, в книге В.И.Дмитриева «Атакуют подводники» указано, что лодка С-11 погибла на магнитной мине, поставленной самолетом или лодкой, а немецким историком Юргеном Ровером потопление этой лодки приписывается субмарине U-140, что совершенно неправомочно. Эти данные затем неоднократно повторялись в других публикациях, в том числе - и в специально посвященных С-11. Однако в журнале «Морской Сборник» (1988, N 4) помещена статья капитана 3 ранга В.Смирнова «Противолодочная деятельность подводных лодок», в которой сказано следующее: «Так, при выходе наших лодок в Балтийское море через пролив Соэлозунд за два месяца войны здесь произошло несколько боевых столкновений с дежурившими немецкими лодками, закончившихся гибелью советских М-94 и С-11, а также гитлеровской U-144».
В любом случае сейчас судьба Щ-308 - известна и полностью подтверждена.
Так же, до последнего времени считалась погибшей в октябре Щ-304 (капитан 3 ранга Я.П.Афанасьев). Она вышла в море в день гибели Щ-308. "Щ-304" (или «Комсомолец» как она ранее называлась) ни разу не подала о себе вести, но оказалось, что подводники все же прорвались Балтику и на подходах к Ботническому заливу Я.П.Афанасьев проводил атаки в конце ноября и начале декабря 1942 года. Долгое время точное место и дата гибели лодки не были установлены. Однако, по открытым источника "Комсомолец" вышел в поход только 27 октября 1942 года и 29 октября покинул Лавенсаари, после чего на связь «Щ-304» больше не выходила и в базу не вернулась. Вспомним, что атака на Щ-307 была проведена поздно вечером 26 октября, когда советская лодка еще была в районе нашей базы.
Для справки: Подводная лодка "Щ-304" погибла на мине в северной части заграждения «Насхорн» после 29 октября 1942 года. «Комсомолец» был найден финнами еще в 2002 году при сканировании дна, а в 2004 году корабль осмотрен и опознан.
Через 9 дней, 5 ноября 1942 года финны праздновали свою третью (на самом деле - вторую, подтвержденную) победу. В тот день сторожевой корабль «Уиско» обнаружил перископ подводной лодки и атаковал ее глубинными бомбами, дав сообщение по флоту об обнаружении противника. Туда, примерно в район гибели С-7, срочно вышла «Ветехинен» капитан-лейтенанта А.Лейно. И в 21.18 в указанном районе он смог обнаружить нашу Щ-305 капитана 3 ранг Д.М.Сазонова. Щука «гремела» дизелями «на всю катушку», заряжая аккумуляторы и двигаясь прямым курсом со скоростью 8 уз лов. Надо отметить, что очень большую роль в состоявшихся поединках играли именно современные гидроакустические приборы, установленные на финских лодках перед кампанией 1942 года.
У нас, к сожалению, техники такого уровня тогда еще не было. Именно эти приборы позволили финнам точно засечь по шуму дизелей советскую субмарину с большого расстояния и длительное время сближаться с ней. На конец, в 22.50 они увидели противника «по зрячему», с небольшой расстояния.
Через пять минут после обнаружения Лейно выстрелил две торпеды, но, eсли Айттола в поединке с С-7 стрелял издалека и попал почти с 4 километровой дистанции, здесь ситуация оказалась прямо противоположной. Лейно сближался, что называется «до верного», выстрелил в упор, метров с 400. Если Айттола оказался удачлив, то Лейно - нет. Торпеды, как и положено при залпе, сделали «мешок» и прошли под килем «Линя» (прежнее название Щ-305).
Только тут Д.М.Сазонов заметил, что его атакуют, поскольку «для гарантии» Лейно приказал, по "старой доброй финской традиции", открыть огонь из орудия и продолжал двигаться в направлении противника. Щ-305 стала погружаться, но расстояние оказалось слишком малым для уклонения. В 22.57 финский «Водяной» ударил «Линя» с полного хода в левый борт в районе рубки. Сразу же Лейно скомандовал: «Полный назад!». Щ-305 с резким дифферентом на корму пошла на дно, в последние мгновения задрав нос к небу. Спасшихся не было обнаружено.
Печально, но еще 1 ноября командование передало подлодкам в море предостережение о финских «засадах», но Сазонов почему-то пренебрег этой информацией. Так погибла лодка, которую построили на добровольные взносы «Общества воинствующих безбожников», она в течение трех лет так и называлась – «Воинствующий безбожник».
Кстати, для нее это была далеко не первая встреча с финскими «коллегами». Еще 28 июня 1941 года около Оренгрунда Щ-305, носящая уже скромное имя «Линь», обнаружила финскую лодку типа «Ветехинен» и атаковала ее торпедой. При второй встрече там же 30 июня уже сам «Линь» уклонился погружением, но теперь уклониться не удалось. Пострадала от тарана, конечно, и финская лодка, с трудом дойдя до базы, она встала в длительный ремонт.
Если достижения финских подводников на минных заграждениях 1941 года весьма проблематичны, то победы 1942 года сомнений не вызывают. По крайней мере две советские подводные лодки они уничтожили с гарантированным подтверждением.
Причем действовали и инициативно, и дерзко. Но эти успехи скоро закончились. С возвращением из похода Щ-307 (целой и невредимой) 1 ноября 1942 года советские подводные лодки, идущие на позицию, получили предупреждение о возможных ночных атаках финских лодок. Больше финны успеха не добились, хотя, конечно, потопление в течение двух недель 2 (или 3?) субмарин является значительным достижением для финского подводного флота....
На этом сделаем перерыв, но продолжение следует
(ссылка на продолжение статьи будет здесь)
Источники: Залесский, К. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха. - М.: Яуза, Эксмо, 2005.- 640 с.; Блэйр, К. Подводная война Гитлера (1939-1942): Охотники. В 2-х частях.Часть 2. - М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: Terre Fantastica, 2001. - 640 с.; Роувер, Ю.Субмарины, несущие смерть. Победы подводных лодок стран гитлеровской Оси. - М.: ЗАО "Центрполиграф", 2004. - 416 с.; Тайны подводной войны. Сборник № 4.- 1996.-96 с.; Нагирняк, В.А. Все субмарины Второй мировой войны: первая полная энциклопедия. - М.: Яуза: Эксмо, 2021.- 288 с.; Бишоп, К. Подводные лодки Кригсмарине. 1939-1945. справочник-определитель флотилий. - М.: Эксмо, 2007. - 192 с.; Дмитриев, В. Атакуют подводники. - М.:Воениздат, 1973. - 368 с.; Материалы "Морского сборника", Материалы интернет.