Найти в Дзене
В море книг

Душа и стержень России

Недавно у себя в офисе спросил: «Господа-товарищи, напомните мне, о чем писал Тургенев в «Записках охотника»?»
- Об охоте, - тут же прилетел ответ
- Ну, там, как гнали кабана, - пискнула менеджер Лерочка.
- Лерочка, солнышко! Гонят обычно самогон. Или пургу в кабинете начальника. Кабанов на охоте загоняют. Хотя я не силён в тонкостях охоты, - задумчиво ответил я.
- Погоди, Марат, там был Бежин луг, и как мальчишки в ночное ходили, - ответила Марковна -инженер с солидным пенсионным стажем.
- Куда, куда мальчишки ночью ходили?! – изумленно переспросил Вася программист. Вот и поговорили о классической литературе. Что называется, и грустно, и смешно. Признаться до недавнего времени, я и сам не мог похвастаться глубокими знаниями классической литературы. Нет, я помнил рассказ про Бежин луг, как мальчишки ходили в ночное пасти лошадей. Как наша учительница по литературе восхищалась смелостью мальчиков. А мы себя трусами тоже не считали, вон в какие подземные ходы лазили. Я писал об этом и да

Недавно у себя в офисе спросил: «Господа-товарищи, напомните мне, о чем писал Тургенев в «Записках охотника»?»
- Об охоте, - тут же прилетел ответ
- Ну, там, как гнали кабана, - пискнула менеджер Лерочка.
- Лерочка, солнышко! Гонят обычно самогон. Или пургу в кабинете начальника. Кабанов на охоте загоняют. Хотя я не силён в тонкостях охоты, - задумчиво ответил я.
- Погоди, Марат, там был Бежин луг, и как мальчишки в ночное ходили, - ответила Марковна -инженер с солидным пенсионным стажем.
- Куда, куда мальчишки ночью ходили?! – изумленно переспросил Вася программист.

Вот и поговорили о классической литературе. Что называется, и грустно, и смешно. Признаться до недавнего времени, я и сам не мог похвастаться глубокими знаниями классической литературы. Нет, я помнил рассказ про Бежин луг, как мальчишки ходили в ночное пасти лошадей. Как наша учительница по литературе восхищалась смелостью мальчиков. А мы себя трусами тоже не считали, вон в какие подземные ходы лазили. Я писал об этом и даже фото выставлял здесь и здесь. Еще я помню, как в школе прочел рассказ «Хорь и Калиныч» и…. ничего не понял. Прошли годы, да какое-там, жизнь прошла. И вот достаю с полки первый том собрания сочинений Ивана Сергеевича Тургенева. Издание 1954 года. Интересно, книга старше меня. Уже нет родителей, несколько раз изменено место жительства. Помню, как мама рассказывала, что многотомники Тургенева и Чехова были первыми приобретениями после их с папой свадьбы.

Итак, Иван Сергеевич Тургенев «Записки охотника». Я уже писал о том, что удивительное свойство классики быть актуальной во все времена. «Записки охотника» - цикл рассказов о нелёгкой жизни крестьян и помещиков. Тургенев раскрывает нам очень сложные перипетии судеб. Из этих рассказов автор мастерски рисует картину всей жизни в России. И знаете, века идут, а картина жизни не меняется, она лишь становится резче и контрастнее . Читать рассказы Тургенева – одно удовольствие. Помимо жизненных перипетий, закрученных так, что большинство современных драм не идут ни в какое сравнение, автор изумительно описывает природу средней полосы России: дождливую унылость осени, невыносимо жаркое лето, волшебную прохладу леса.

Только сейчас понял, что рассказ «Хорь и Калиныч» не мог быть мною понят в детстве. Ибо Тургенев писал не просто о двух крестьянских мужиках, он писал о душе России, о её основе.

Хорь и Калиныч Илюстрация к книге И.С. Тургенева  "Записки охотника"
Хорь и Калиныч Илюстрация к книге И.С. Тургенева "Записки охотника"
«Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями;
Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему окровительство; Калиныч любил и уважал Хоря. Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек... Но Калиныч был одарен преимуществами, которые признавал сам Хорь, например: он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгонял червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая. Хорь при мне попросил его ввести в конюшню новокупленную лошадь, и Калиныч с добросовестною важностью исполнил просьбу старого скептика. Калиныч стоял ближе к природе; Хорь же — к людям, к обществу; Калиыныч не любил рассуждать и всему верил слепо; Хорь возвышался даже до иронической точки зрения на жизнь. Он много видел, много знал, и от него я многому научился.»

Вот она Россия, основательная, неторопливая как Хорь. И добрая, знающая, бескорыстная как Калиныч. Пока у нас на Руси будут такие, как Хорь, да Калиныч, Россия будет крепкая, уверенная и непобедимая. Это такие мужики вынесли все тяготы войны и послевоенного лихолетья. И снова в каждом тургеневском рассказе восхитительное описание природы. Это было какое-то литературное волшебство. Что-то нереально красивое.

Бежин луг
Бежин луг
«Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи,— и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, п, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости.»

Эта чарующая музыка слов бесконечна. Читая подобные произведения, мы учимся также красиво мыслить и излагать свои мысли. Не устану повторять, что вместо серой современной литературы, лучше еще раз прочесть классику. Например, захватывающе интересные жизненные истории из «Записок охотника». Кстати, о самой охоте Тургенев ничего не пишет. Например, в упомянутом мною рассказе «Бежин луг» рассказывается о том, как крестьянские мальчики вышли ночью в луга пасти лошадей. Ведь пасти летним днём жарко, до и трава сухая. А ночью трава сочная от росы и прохладно.

Ночное  Илюстрация к рассказу И.С. Тургенева  "Бежин луг"
Ночное Илюстрация к рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"

И ведь не боялись, зная, что в ближнем лесу водятся волки. От них тоже надо было охранять лошадей. Вот интересно, сейчас в ночное ребятишки ходят? Я задал этот вопрос искусственному интеллекту, и он ответил: «Да, в России действует комендантский час для несовершеннолетних.» Интеллект так и блещет. До Тургенева ему ещё ой как далеко. Читая «Бежин луг» понимаешь, что автор пишет о здоровых в моральном и физическом отношении детях. И невольно вспоминаешь рассказы наших соотечественников в странах «цветущего сада Бореля». Как детям прививают трансгендерное мышление и прочие извращения. Здоровые дети – здоровая нация.

Шокировал рассказ «Живые мощи». Это рассказ о первой красавице села Лукерьи. Так уж случилось, что Лукерья заболела неведомой болезнью.

«Лукерья умолкла, а я с изумлением глядел на нее. Изумляло меня собственно то, что она рассказ свой вела почти весело, без охов и вздохов, нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие.»

Как кротко и молча несла она свой крест, никому не доставляя хлопот и неудобств. Тургенев чудесно смог описать огромную внутреннюю силу русской Женщины. Воистину, пример для подражания, ведь иные только и говорят о своих болячках. В рассказах Тургенева есть всё: народная мудрость, испепеляющая любовь, тоска и глупость. Хорошо, например, описано строительство колокольни в рассказе «Чертопханов и Недопюскин»

«Еремей Лукич (Пантелеева отца звали Еремеем Лукичом) приказал памятник поставить на косогоре, а впрочем, нисколько не смутился. Вздумал он также построить церковь, разумеется, сам, без помощи архитектора. Сжег целый лес на кирпичи, заложил фундамент огромный, хоть бы под губернский собор, вывел стены, начал сводить купол: купол упал. Он опять — купол опять обрушился; он третий раз — купол рухнул в третий раз. Призадумался мой Еремей Лукич: дело, думает, не ладно... колдовство проклятое замешалось... да вдруг и прикажи перепороть всех старых баб на деревне. Баб перепороли — а купол всё-таки не свели. Избы крестьянам по новому плану иерестроивать начал, и всё из хозяйственного расчета; по три двора вместе ставил треугольником, а на середине воздвигал шест с раскрашенной скворечницей и флагом. Каждый день, бывало, новую затею придумывал: то из лопуха суп варил, то лошадям хвосты стриг на картузы дворовым людям, то лен собирался крапивой заменить, свиней кормить грибами...»
Чертопханов Илюстрация к рассказу И.С. Тургенева  "Чертопханов и Недопюскин"
Чертопханов Илюстрация к рассказу И.С. Тургенева "Чертопханов и Недопюскин"

В рассказе «Смерть Чертопханова» пронзительно показана его любовь к красивой цыганке Маше. Однажды Маша ушла, Чертопханов запил. Но вот появилась новая отрада – конь. Но и коня украли. Умер близкий друг… . Потрясающий, берущий за душу рассказ. Судьбы, судьбы, судьбы. Они проходят перед нами и вдруг понимаешь, что многое из того, о чем прочел, где-то уже видел или слышал. Те же страдания, та же боль. И всё это чередуется с изумительными красками природы. Это - Тургенев. Каждый рассказ в его цикле «Записки охотника» – маленькая жизнь, глоток мудрости и долгие размышления. К «Запискам» хочется возвращаться вновь.

«Записки охотника» экранизировали много раз. Мне очень понравился двухсерийный художественный фильм «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова» снятый режиссером В.Туровым на киностудии «Беларусьфильм». Белорусские кинематографисты сумели передать великолепие природы, обстановку девятнадцатого века. Странное дело: актёры советского кино прекрасно и достоверно передают образы героев тех лет. Ну почему актёрам современных исторических фильмов не хочется верить? Почему, не смотря на точность костюмов, у актёров какие-то уж очень современные лица. Может от того, что фильмы сейчас снимают в ярком контрастном цвете? Или потому, что на лицах актёров виден современный макияж? Не могу сказать. Порой так и хочется крикнуть в экран: «Не верю!»

Маша и Чертопханов.Фильм «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова»
Маша и Чертопханов.Фильм «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова»

Читая и перечитывая «Записки охотника» у меня возникло желание заучить отдельные абзацы, восхитительно описывающие природу. Так тонко передать словами дуновение летнего ветерка, отражение облаков в речной глади мог только И.С.Тургенев. В наш век ошалелых скоростей, пустых СМСок очень страшно потерять умение красиво доходчиво изъясняться, Я стал замечать интересную деталь. На многочисленных курсах повышения квалификации есть очень малая часть лекторов, которые способны интересно донести материал до слушателя. А остальные не могут. Почему так происходит? Всё просто, преподаватели, интересно излагающие материал читают классику. У них намного богаче словарный и фразеологический запас. А есть такие преподаватели, которые уверенно опускаются до уровня умного барбоса. Глаза умные-умные, а сказать ничего не может. При этом, иные не стесняются сознаться, что они понимают тот или иной материал, а как объяснить доходчиво - не знают. Красота спасет мир. Это – правда. Наше общение, красоту русского языка спасет классическая литература и, в частности, Иван Сергеевич Тургенев.

Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы! Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал

-7

Стихи
4901 интересуется