Марк Михайлович Баринов. Лишь немногие вспомнят этого писателя. Да и литературное наследие его не слишком велико. Обыкновенная биография. Родился 6 января 1925 года. Отец, начальник Главного управления нефтяной промышленности СССР, был расстрелян в 37-м. Мать, как жена врага народа, была сослана в карагандинские лагеря. Мальчишку укрыла от расправы сестра матери. В 1941 году, сбежав из 9-го класса, Марк отправляется на войну, уже через месяц командует пулеметным взводом. Волею судьбы, он продолжил службу на Северном флоте. В 1950-м году майора Баринова переводят в Балтийск Калининградской области и назначают начальником продовольственной службы бригады торпедных катеров. Марк увлекся историей янтарного края, даже берёт отпуск для участия в раскопках Королевского замка Кёнигсберга.
15 августа 1956 года областная газета «Калининградская правда» опубликовала фрагменты его небольшой повести «Вилла «Эдит»». Читательский успех был ошеломляющим. Повесть буквально взорвала Янтарный край. Надо сказать, что в 50-е годы шпиономания буквально захлестнула страну. Везде чудились шпионы, за которыми гонялись усталые от нелёгкой службы, наши умнейшие чекисты. Романов, повестей, кинолент на подобные темы выходило великое множество. Они, как правило, не вызывали особого интереса у читателя и зрителя. Но не в этом случае.
В 50-е годы ходило множество слухов об огромных подземных лабиринтах и спрятанных в них драгоценностях. Как всегда, кто-то видел, кто-то спускался в подземный город. Последние развалины от штурма Кёнигсберга в Калининграде убрали лишь к началу 90-х годов. А в 50-годы разрушенных старинных зданий с открытыми полуобвалившимися подвалами, полузатопленными ходами в неизвестном направлении было очень много. И вот выходит небольшая повесть Марка Баринова «Вилла «Эдит»».
«Ранним утром следующего дня внезапно отворилась дверь, и в комнату вошла Эдит. В руках у нее был какой-то лист плотной бумаги, сложенный вчетверо. Поздоровавшись с нами, она присела на табурет, стоявший возле кровати.
— Я хочу кое-что рассказать вам, друзья, — начала она. Мы приготовились внимательно слушать.
— Один из моих “знакомых”, подполковник разведки Ульрих фон Вольф, собирается жениться на мне. Я официально считаюсь его невестой. Вольф почти заново отстроил свою загородную виллу и назвал ее в мою честь “Эдит”. Правда, теперь он больше помышляет о бегстве из крепости, чем о медовом месяце в своей вилле.
Эдит говорила спокойным голосом, каким обычно опытные учителя объясняют уроки своим ученикам.
— Вы немного познакомились с тем, что такое Кенигсберг как крепость. Но вы не знаете другого Кенигсберга — подземного. Здесь, под Кенигсбергом, существуют громадные подземелья, создававшиеся веками. Туннели подземных коммуникаций пересекают город во всех направлениях. Вы понимаете, какую опасность будет представлять собой этот кенигсбергский лабиринт для наших наступающих войск?! Есть и еще одна сторона дела. Многочисленные сокровища Королевского прусского музея, ценности, отобранные у населения, — все это спрятано в подземельях. План подземных коммуникаций и объектов хранится у Вольфа, второй экземпляр — в Берлине, но нам пока туда не добраться. Вольф должен все передать человеку, который прибудет с личным предписанием рейхсфюрера СС Гиммлера. Я узнала, что этот человек должен прибыть завтра, и потому — наступает пора действовать. Вот планы “Виллы Эдит” и прилегающих к ней кварталов. Вы должны отлично знать этот план. Все. До вечера, друзья.»
Действие разворачивается на вилле «Эдит». Заброшенные в немецкий Кёнигсберг советские разведчики проживают на вилле «Эдит» и разрабатывают план захвата схемы подземного города. Сама вилла построена богатым немцем для своей возлюбленной Эдит, которая, на самом деле, была советской разведчицей. План срывается, Эдит погибает. Во второй части повести фашистские офицеры и их английские друзья в 50-е года вновь замышляют проникнуть в закрытый для туристов Калининград, спуститься в колодец на вилле, откуда подземный ход вёл в Королевский замок (позже бездумно снесен местными властями). Но их случайно узнаёт бывший советский разведчик. А дальше известное дело: слежка, стрельба, погони и драки в подземельях, отобранная, у приехавших в Калининград врагов, карта подземного Кёнигсберга. Естественно, живописное описание подземелий, куда враги и наша группа захвата проникла через колодец у виллы «Эдит».
В принципе, вот и весь немудрящий сюжет повести. Да и разведчики наши в данной повести, прямо скажем, не блистали смекалкой. Однако, в повести был указан точный адрес виллы «Эдит» и по этому адресу, действительно, находится очень красивая, выстроенная в конце 19-го века в романтическом стиле вилла. Она имела название «Эдит» и венчала собой зелёную тихую окраину Кёнигсберга, район Юдитен. Дальше шла дорога на шикарные пляжи Пиллау (ныне Балтийск). В книге также упоминался реально существовавший Королевский замок с его известными подземными ходами. Этого было достаточно, чтобы жители Калининградской области признали факт существования подземного Кёнигсберга с неисчислимыми сокровищами, спрятанными в нём, в том числе и янтарной комнатой. Мало того, на многочисленные письма с вопросами про виллу «Эдит», подземный Кёнигсберг, карты подземелий, КГБ хранило упорное молчание. Это означало, по мнению писавших, что написанное в повести сущая правда. По сути, повесть Баринова родила, живущую до сих пор, легенду о подземном Кёнигсберге.
Народ Калининграда и области, особенно мальчишки, да и мужики тоже, словно обезумел, дружно принялся искать сокровища подземного Кёнигсберга. Это был колоссальный бум кладоискательства. Люди увольнялись с работы, копали сутками, копали на городских развалинах и около своих домов. Как не разнесли по кирпичикам кёнигсбергский Кафедральный собор с могилой философа Иммануила Канта, можно только удивляться. Копал и я. Меня раз семь вытаскивали из подземелий посторонние люди, пару раз из полузатопленных подвалов. Посуда, значки, швейные машинки, немецкие деньги. Со временем, всё куда-то пропало. Однажды в подвале немецкого банка, мы с пацанами обнаружили открытый и пустой сейф и колодец в соседней комнате. Пока пацаны лазили в колодец, я, от нечего делать свинтил заводскую табличку с сейфа. Вот она и сохранилась до сего времени, пережила переезд на новое место жительства. Кстати, я писал о своих поисковых приключениях здесь.
А что повесть? Повесть издавалась раз шесть. И каждый раз её было не купить в книжных магазинах, люди за ней ночами стояли в очередях. Она и сейчас читается на одном дыхании, хотя критики называли её «низкопробным шпионским детективчиком». Вплоть до 70-х годов в калининградском областном драматическом театре шел спектакль по мотивам повести «Вилла «Эдит»». Каждый раз, после переиздания повести, жители реальной виллы отражали нашествие непрошенных копателей – искателей – исследователей – «доморощенных историков». Дежурила милиция. У колодца, где, согласно повести, начинался вход в подземный Кёнигсберг, рассказывали, выстраивалась очередь из желающих в него залезть. Каждый «счастливчик» говорил, что нет там ничего, но желающих залезть в колодец не уменьшалось. Сколько ног и рук было сломано и вывихнуто – отдельный рассказ. Наконец, власти решили срыть колодец, но поток любопытных к вилле Эдит не уменьшался.
Досталось и автору повести. Читатели посчитали, что за литературным псевдонимом Марк Баринов скрывается либо тот самый разведчик – участник драки в подземелье, либо руководитель калининградского драмтеатра. И как Баринов ни оправдывался, что он молодой писатель, что повесть «Вилла «Эдит»» - первая его повесть, так сказать, проба пера. Народ стоял на своём. Кстати, у Марка Баринова были и другие литературные произведения, но повторить грандиозный успех «Виллы «Эдит»» они не смогли.
Прошли годы. Пару лет назад, прилетал в Калининград. Его теперь не узнать, похорошел. По дороге в Балтийск остановился у виллы «Эдит». Жильцов расселили, вилла разрушается. Исчезают декоративные элементы на фасадах здания, ажурные лестничные перила сдают на металл. Гибнет сама красота. А ведь можно было сделать дом литератора или уникальный музей шпионажа. Беда Янтарного края в том, что руководят им назначенцы, как правило, из Москвы. А им многое безразлично, они же не остаются здесь жить.
P.S. А всё-таки, где-то есть карта подземного Кёнигсберга? Местный краевед, занимавшийся поиском ценностей спрятанных в Кёнигсберге (ныне Калининград) описывал их поиск в своей интереснейшей книге «В лабиринтах шахты «Анна»». Здесь я писал о ней.
Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы! Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал