о выставке к 150-летию Мейерхольда в центре Зотов
Выставка «От утопии к театру» рассматривает «конструктивистский» период творчества одного из главных реформаторов театральной сцены XX века, режиссера Всеволода Мейерхольда.
Выставка знакомит с пятью его спектаклями, поставленными с 1922 по 1924 годы, — «Великодушный рогоносец», «Смерть Тарелкина», «Земля дыбом», «Д. Е.» и «Лес», которые были в репертуаре Театра им. Мейерхольда вплоть до его закрытия в 1938 году. Эти постановки ярче всего отражают принципы нового подхода к игре актера, использованию декораций и взаимодействию со зрителем.
Мейерхольд никогда не переставал экспериментировать, находился в постоянном поиске актуального театрального языка. Режиссер видел свою творческую революционную задачу в том, чтобы «раздеть» театр и избавить его от украшательств прошлого, бутафории и декоративности, и сконцентрировать внимание зрителя на игре актера.
Увлекшись главной идеей времени, Всеволод Мейерхольд разработал не только теоретическое, но и практическое основание конструктивизма в своем театре.
Режиссер придумал комплекс техник, в том числе биомеханику, которые, с одной стороны, стали продолжением его исканий в театре, а с другой, — вышли за пределы сцены и стали частью жизни и быта нового человека.
В этот период Мейерхольд начинает работать с новаторами русского авангарда — художницами Любовью Поповой и Варварой Степановой.
Вместе с ними он придумывает трансформирующуюся мебель, прозодежду, «оголяет» сцену, впервые показывая зрителям кирпичный задник и кулисы, а затем и вовсе выходит за пределы театра, используя «внесценные» декорации, которые легко перемещались по городу, что позволяло играть спектакли в скверах и парках по всей Москве.
Экспозиция выставки представляет из себя два круга — внешний и внутренний. Внешний посвящен самим спектаклям, а внутренний — биомеханике, технике воспитания актера, которую Мейерхольд впервые вводит в практику в работе со своими студентами.
Если в «Рогоносце» было больше эксцентрики, то в «Смерти Тарелкина» Мейерхольд возвращается к традициям «низкого жанра» - народного театра, площадной комедии в духе Петрушки. Поэтому реквизитом спектакля стали ярмарочные игрушки и раз-влечения - колотушки, бычьи пузыри на палках, которыми лупили друг друга персонажи. Сочетая скоморошество Петрушки и гоги в стиле немого кинемато-графа, актеры разыгрывали настоящую чаплинов-скую комедию с погонями, битьем и падениями.
Но в этой комедии незримо присутствовал персонаж, которого не все критики разглядели за балаганом, - Смерть!
«Даешь Европу!» - история о том, как Красная армия пытается остановить коварного Енса Боота, задумавшего уничтожить Европу. Как и «Земля дыбом», по форме «Д. Е.» — это политическое ревю, в центре которого конфликт двух миров: бодрый атлетический мир Советов с марширующи-ми рабочими противопоставлен разлагающейся» фокстро-тирующей Европе с джаз-бондом и танцами. После не очень заметного появления джазового оркестра в «Великодушном рогоносце» — многие критики о нем даже забывали упомянуть - задействованный в «Д. Е.» джаз-бэнд Валентина Парнаха становится сенсацией. Сегодня выход его музыкантов считается одним из первых джазовых концертов в России.
В экспозиции много не только фото, но и аудио фрагментов тех бурных лет.
Немного хроники биомеханики тоже позволяет понять принцип и увидеть, что теперь это привычные образы .
Выставка интересна не только театралам но и простым любителям истории и конструктивизма.
Что ж и как обычно:
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРО ПОДПИСКУ И ЛАЙКИ!🫶