Найти в Дзене
ПсихоЮрист

Как "весело" разговаривать с мошенником: правила и последствия.

Оглавление

Последнюю неделю какая-то нездоровая возня с байками разного рода о «домашних Робин Гудах», которые все, как один, вдохновились идеями народного мщения телефонному жулью и попали как утка в щи.

Даже допускаю, что приличное число подобных сказок написано сами_понимаете_кем в целях противодействия набирающей обороты тенденции народной борьбы.

И даже к этому письму есть вопросы:

Но тем не менее, я считаю своим долгом обрисовать основные и критически важные правила безопасности для тех, кто решить поболтать с мошенниками и потянуть их время.

Еще раз, максимально крупно:

Если вы сомневаетесь в своих навыках, «плаваете» в распознании жулья и БОИТЕСЬ мошенников – просто положите трубку. Игнорирование таких звонков - универсальная защита! Можно еще и с добрым, ярким посылом.

Это самая универсальная и самая безопасная модель поведения. Даже перезванивать повторно вряд-ли будут.

Любые же иные действия – это целиком ВАША ответственность. Я ручаюсь за себя – но за вас не могу. Могу лишь предупредить и подсказать.

Это весело?

Да, я над жульем потешаюсь. Для меня они "актеры погорелого театра", на которых отрабатываются чУдные сценарии.

Сам. В паре с другом. С женой. Просто так, пока жду кого-то в машине.

Есть наброски идей: отработать то, сказать это. Есть набор эффектов озвучки под сценарии.

В кого поверят? В проснувшегося только-только забулдыгу? В глухого пенсионера? Сколь долго будут вестись? Сорвутся ли в ругань или просто бросят трубку?

Со стороны это реально весело, да еще и в моей обертке.

Это на самом деле ни разу не шутка. В глазах большинства людей вся та «трава», которой пичкают потенциальную жертву жульбасы выглядит смешно и нелепо, но ведь многие люди ведутся! В некоторые сценарии даже я верил до того момента, пока мне код не приходил от Госуслуг.

Я в "базовые" и самые популярные разводы уже не поверю: на их базе "записано" несколько десятков самых разных сценариев.

Но другие люди верят! Отправляют коды-номера карт-деньги, берут кредиты, и, что самое страшное - после "обработки" и запугивания даже идут на преступления – о чем пестрит последние недели вся лента новостей.

Поэтому призывать «все на борьбу с жульем» я морального права не имею, свой пример в качестве «эталона» тоже ставить не могу, но для всех желающих на свой страх и риск все же внести лепту в противодействии жулью - я подготовлю набор инструкций по безопасности.

Ну и обязательно изучите нашу «Жемчужину Антижулья» - подборку более чем 20 вариантов обмана, где вы и прочтете, и услышите самые различные варианты «разводов».

Правила ниже, в целом, универсальны и для случаев, когда звонят лично вам, и для участвующих во Фрод-рулетке с перехваченными вызовами «по заказу».

Первое и главное: никаких личных данных не сообщайте!

НИКАКИЕ ДАННЫЕ НЕ ПОЗВОЛЯТ ПОХИТИТЬ ДЕНЬГИ БЕЗ УЧАСТИЯ ЖЕРТВЫ!

Вот в принципе и по определению. Во всех случаях мошенничества нужно действие от жертвы.

Я в курсе, что они и так знают основные сведения о вас в избытке. Будьте готовы к тому, что мошенники могут знать о вас на удивление много информации.

Найти ее в нынешнее время очень легко и недорого. Начиная от ФИО-паспорта-СНИЛС-ИНН-адреса, заканчивая информацией о заказах еды через курьера, номерах родственников, роде деятельности и слепков голоса.

Итак, мошенники сообщают вам, что вы Иванов Иван Иванович, живущий там-то, года рождения такого и так далее. У вас что-то просрочилось, пропало, заблокировалось и далее по сценарию.

Паниковать не стоит. Все данные могут быть актуальными. Но не всегда: адрес может быть старым (слитым по прошлому месту работы лет 10 назад), паспорт – утерянным, а год рождения с опечаткой, допущенной менеджером в каком-то магазине, "потерявшим" ваши персональные данные.

Просто игнорируйте и не удивляйтесь. Зато можете смело вводить жулика в заблуждение, называя совершенно «левую» информацию вместо им озвученной!

Например, потребовав внести изменения в анкету и назвав выдуманный адрес. Или назвав посторонний номер паспорта. Или заставив перечислять все данные, "поправляя" на заведомо неверные.

Это прилично затягивает время: ведь жулик следует скрипту-легенде, а "клиент" вроде как ведется и говорит по существу. Пусть и душно.

Но НИЧЕГО не сообщайте реального!

Даже если оно кажется вам незначимым: марка машины, размер дохода, место работы и так далее. Сочиняйте на ходу!

Заодно это хорошая проверка и подсознательное подтверждение, что перед вами реально мошенник:

Жулик: Это ГАИ! Вы владелец автомобиля Лада Приора номер *555**55
«Жертва»: Я владелец автомобиля Лада Веста! Вы что-то путаете!
Жулик: Э-э-э…. хорошо, короче вашу машину угнали/нашли в кювете/арестовали за долги...

Ведь если у вас нет никакой Весты, а мошенник согласился на такое простое уточнение… ясно же все, да?

Так и со всем остальным.

  • Номер карты? Выдумываем.
  • Код? Случайные цифры. И 5 вместо 4, например.
  • СНИЛС? Любая странная комбинация цифр.

Либо придумываем причины, почему код не пришел и вы не можете его сказать. Не стесняйтесь в фантазиях, но все же в пределах нашей реальности. Без рептилоидов =)

Вот тут, например, у «жертвы» телефон сгрызла свинья… А с мошенником я говорил благодаря переадресации! И ведь поверил. Повторно приглашаю - вливайтесь в Телегу. Там весело =)

И так далее…

Правило №2: Ничего не качать и не устанавливать на смартфон/компьютер по просьбе мошенника

Никаких приложений, файлов, руководств и так дал ее. Даже если считаете себя прилично продвинутым.

Мошенники нередко уводят разговор с телефона в мессенджер. Им так удобнее и легче, заодно больше возможностей для маневра.

Под различными предлогами высылаются самые разные файлы.

Программы для проверки качества доступа в Интернет, конфигурации сетей 4-5G, обновленные банковские приложения, «защищенные мессенджеры» и так далее.

Это могут быть как весьма подозрительные .apk, так и безобидные на первый взгляд .pdf или .xls файлы. «Начинить» их вирусом или вредоносным скриптом более чем реально, поэтому ничего не открывайте.

- Не работает, темный экран/ничего не происходит/выдает ошибку номер 404, – отвечайте ЧТО угодно, но не выполняйте никаких действий!

Вариант с «левым телефоном» тоже не рассматривайте – ссылка на статью в начале очень показательна в том плане, когда «переиграл, но проиграл».

Правило №3: Не нажимайте то, чего не знаете. А лучше вообще ничего!

- Введите вот эту комбинацию цифр, чтобы узнать свой правильный номер! – я слышал такой развод от жулика, подсунувшего установку переадресации звонков. Да, у многих операторов переадресацию можно включить определенным кодом, отправленным через «решетку» - #.
- Видите иконку «видео»? Нажмите, чтобы записать процесс входа в приложение! – а это мошенник при беседе по мессенджеру предлагает включить встроенную трансляцию экрана. В следующий момент будет отправлен кода доступа к Госуслугам и воочию им увиден/перехвачен.

При малейших опасениях (а они есть и у меня, несмотря на почти ежедневную отработку 3-4 звонков всяких целей ради) в том, что то или иное действие не безопасно – не совершайте его!

- Не нажимается. Не вводится. Ничего не происходит. Да не знаю я, почему! Расскажите мне еще раз по порядку… - лучший ответ на любую просьбу мошенника.

И так по 2-3 круга.

Правило №4: Никаких денег…

Я не знаю: нужно ли говорить, чтобы ничего не делали со своими деньгами?

Ни с наличными, ни с безналичными? Вроде очевидно. Ну… наверное надо.

Итак.

Никуда не переводить. Не снимать. На «безопасные счета» не вносить. «Специальным курьерам от Цетробанка» или «оперативным сотрудникам» не отдавать.

Более того, при доведении сценария до ситуации «к вам приедет сотрудник за деньгами» под ЛЮБЫМИ ПРЕДЛОГАМИ откладывайте визит и звоните в полицию!

Сообщайте, что мошенники вас принуждают выдать деньги и через такое-то время приедет лицо за деньгами. Как показывает практика, на такие сообщения полиция реагирует ОЧЕНЬ хорошо. Ведь живое дело и живая статья: «курьеры» тоже получают реальные сроки за соучастие.

Одна из распространенных схем по передаче наличных денег связана с «попавшим в больницу» родственником. На такой схеме знакомые помогли органам заловить курьера-посредника. Скоро расскажу и дополню ссылкой.

Правило №5: Следите за эмоциями и не поддавайтесь панике!

Мошенники действуют именно на эмоциональную составляющую, повергая человека неподготовленного в смятение или испуг.

  • Звонок из «серьезных органов» с подозрением в совершении тяжкого преступления.
  • Обвинения в финансировании кого-то или чего-то нехорошего.
  • Плачи и крики «мама/папа, я в больнице!».
  • Повторный звонок «Вы только что говорили с мошенником и он вас в это время взломал, срочно спасайте счета!» - вот на этом "попадаются" многие, кто считает себя "непрошибаемым".

Все это призвано выбить вас из колеи.

Будьте благоразумны и разумно критичны!

  • Всяким «важным органам» предложите вызывать повесткой, после чего вся важность быстро слетает и следует банальное пугалово, вызывающее у любого человека сарказм и смех.
  • Если же есть какие-то сомнения в том, что «плачущий родственник» не ваш – просто задайте тот вопрос, на который может знать ответ лишь он. Раскрытие 99.9% сразу же!
  • На угрозы не реагируйте: никакие "органы" так не разговаривают по телефону. Если вас в чем-то подозревают, то предупреждать по телефону НЕ БУДУТ. Просто приедут. Реалии правоохранительной системы!

Правило №6: Не говорите о себе! Говорите о мошеннике!

Вы должны «рулить» беседой. Задавайте максимум вопросов, но не рассказывайте ничего о себе. Реального, имеется ввиду.

Можете, например, выдумать, что вы сейчас... на охоте, слышите плохо, ветер шумит, медведь ревет – поэтому переспрашиваете все по три раза.

Будьте максимально нудным и дотошным.

Зачем это? На основании какой статьи? А продлят сразу? А зарегистрируют быстро? А зачем онлайн, когда готов идти в офис? А почему так срочно?

Задавайте вопросы и не по теме, например с "дружелюбными" отступлениями.

А вы давно работаете? А вы точно знаете, о чем говорите? А расскажите о новых тарифах (при продлении договора и СИМ-карты)/правилах ОМС (при получении полиса) и т.д.

Опасайтесь и подозревайте.

А точно так? А может я лично приду? В офис? А как мне узнать, что вы не мошенник? А назовите еще раз свое ФИО и должность?

Как-то мошенник даже клялся в «чистоте помыслов», хотя, допускаю, уже понимал, что его разводят.

Можно добавить особого шарма: разыграть глуховатого, пожилого человека или… ну так скажем – не сильно умного в тонкостях персонажа. Либо, наоборот, «пройти за своего» и задавать максимум неудобных вопросов, если вы разбираетесь в теме звонка.

Я люблю спрашивать всякие статьи законом и названия нормативных актов. Сыплются напрочь или фантазируют.

Различные фантастические сценарии последнее время не работают – мошенники сразу бросают трубку.

Я пытался «записать» продолжение истории в формате «Жулики-Леха-Медведи», отыгрывая роль «только проснулся, где я, кто я». Ну как уже было.

Мошенники сразу бросали трубку после упоминания Лехи или факта моей «потери» в пространстве. То есть все наши приколы явно доводятся до их сведения.

Поэтому для надежного удержания мошенника на связи нужно сохранять естественность и, увы и ах, если хотите тянуть время – имитировать доверие и заинтересованность.

Правило №7: Умейте вовремя остановиться!

Иногда жуликов удается довести до того этапа, когда обязательно нужно сделать какое-то действие для продолжения вашего благородного дела "удержания" мошенника на линии.

Это может быть переход на видеосвязь. Или ваш визит куда-то. Например, к банкомату.

И тут стоит остановиться, если вы не можете это сымитировать. Положив телефон камерой вниз, например, или просто "пыхтя" в трубку, перемещаясь по дому, но мошеннику рассказывая, как вы идете к банкомату.

Те, кто "на опыте" вроде как и знает все примочки при столь глубокой имитации иногда прокалываются. По самым разным причинам.

Просто останавливайтесь, если стало сложно.

Даже если жулик потратил на вас минут 15-20 - как минимум кого-то одного вы от звонка избавили.

Дополнительное: Безудержное хамство – а нужно ли?

Я не сторонник бессмысленного оскорбительного формата общения.

Даже с такими…. Кхм… персонажами. Хотя очень хочется и на языке вертится.

Иногда матюкнусь, могу разок-другой назвать кем-нибудь или тролльнуть по политическим мотивам в финале беседы. Но общаться на 99% из нецензурщины – увольте.

Как минимум это полностью контрпродуктивно. Жулик тут же бросит трубку и пойдет звонить дальше. Лучше уж подержите его полчасика, а потом отводите душу.

Возможны ли последствия?

При всем при этом я не верю в сказки про «личные обиды мошенника» и человеческий фактор, который может привести к физическим последствиям.

Часто слышу в комментариях (походу от "героев") якобы про риск спровоцировать ответные пакости не сильно уравновешенного человека.

В числе возможных последствий называется:

  • СМС-спам десятками сообщений на номер.
  • Звонки с "подменой" номера (подмена не отображается в детализации, только на экране - вдруг кто не знал) на ваш третьим лицам.
  • Гадости в соц.сетях друзьям и близким.
  • И даже, ужс-ужс, нанятые через «темный интернет» «спортики».

Риск ФИЗИЧЕСКИЙ, еще раз повторюсь, абсолютно мизерный, а подтвержденные и связанные с этой сферой случаи «физического воздействия» неизвестны даже желтой прессе. СМС-спам да, встречался раньше. Уже давно не слышал, т.к. стоит недешево.

Но подписчики регулярно пугают всех ужастиками, чем изрядно веселят этой демонизацией))

В заключение

Я еще раз напоминаю:

ВСЕ РИСКИ ПОСЛЕДСТВИЙ НА ВАС!

Не надо потом обвинять всех и вся, включая меня: «я как и вы час веселился с мошенником, а потом позвонил «товарищ майор» и я ему поверил».

В том и разница - что "товарищу майору" я не поверю. Даже реальному подчас не поверю.

И, увы, если вас могут напугать по телефону, то лучше держитесь от сомнительных звонков подальше. Это констатация и призыв.

Ну и конечно отличный и при этом БЕЗОПАСНЫЙ способ «прокачаться» в своих навыках общения и психологически осознать всю суть этих не_прекрасных персонажей – это участие в той самой «фрод-рулетке».

Но, увы, новых заявок сервис пока что не принимает. Обещаюсь «обозреть» после открытия общего доступа, пусть и не испытываю симпатий к организации-основателю сервиса.

«Нравлик» по традиции, остальное – как желаете!