Большой сборно-обзорный материал с коллекцией всех ранее описанных способов обмана.
На каждый вид обмана - свой подраздел, внутри - подвиды и короткий анонс и ссылка-карточка на отдельную статью. Отдельная рубрика, конечно, хороша в блоге, но я сам уже путаюсь о чем, где и сколько раз писал.
Поэтому вот такой вот удобный справочник с навигацией. Да и читателям проще будет свериться – описывался ли попавшийся им способ обмана или же нет. Или отправить близким для изучения.
Материал будет постепенно дополняться новыми обзорами всевозможных разводов. Так же будет закреплен на главной странице блога.
Чаще всего целью абсолютного большинства всех способов обмана выступают:
- Живые деньги, которые жертва переведет мошеннику. В том числе и кредитные. А далее могут быть и деньги от продажи имущества, если мошенники смогут убедить жертву это сделать.
- Коды доступа к банковским приложениям. Мошенники сами сделают перевод или оформят кредит на имя жертвы, похитив деньги.
- Коды доступа к Госуслугам. Для последующей смены пароля и полного перехвата доступа.
Зачем мошенникам нужны Госуслуги и что делать, если все же вы "попались" так же уже подробно писал.
Для перехода в раздел внутри статьи нажмите ссылку ниже
Содержание
1. Звонки от «сотового оператора»
2. Звонки из «социального (пенсионного фонда) и Минтруда»
3. Звонки от полиции и прочих спецслужб
4. Звонки «по поводу полиса ОМС»
5. Звонки «из почты/архива МФЦ»
7. Звонки «от службы доставки»
10. Звонок по поводу "списания долгов"
11. Введение детей в заблуждение
1. Звонки от «сотового оператора»
Номер сотового телефона (а то и не один) есть у каждого гражданина. Поэтому развод "от лица оператора" по праву можно считать самым массовым и многовариантным.
Уже нет наверное ни одного человека, кто с ним бы не сталкивался. В самом крайнем случае - через близких.
1.1. Продление договора/СИМ-карты, истечение обслуживания
Классический развод, успешно живущий уже несколько лет. Якобы у вас истек срок обслуживания номера/СИМ-карты, вам направляли уведомление о продлении вот-вот отключат номер. Прямо сейчас, в течение 5 минут после разговора.
Если задать вопрос о том, почему раньше ничего не продлевалось, то мошенники сочинят красивую историю о том, как "отказала западная программа из-за санкций и теперь все вручную. Так же возможны варианты с "переводом номера к другому оператору".
Чтобы прекратить все эти печали нужно все срочно продлить, сообщив мошеннику код от Госуслуг.
1.2. Уточнение и подтверждение персональных данных
На фоне поправок об ужесточении контроля за продажей СИМ-карт активизировались и жулики, под этим соусом вымогая коды от Госуслуг. Легенда почти аналогична продлению: вам направляли уведомление, вы его не видели, у вас 10 минут на подтверждение.
1.3. Качество, тарифы и обновление до 5G
Этот обман продвигается под видом "заботы об абоненте". Никакого пугания и давления "прям сейчас", все кротко и с максимальной вежливостью, от чего в разы опаснее.
Встречаются и предложения по улучшению тарифа, подключению очень выгодного предложения на домашний или мобильный Интернет:
2. Звонки из «социального (пенсионного фонда) и Минтруда»
По теме стажа и пенсий жулье не гнушается звонить всем и вся, при этом не только пенсионерам или лицам предпенсионного возраста. Стаж, надбавки, перерасчеты, индексации - поводов для звонка великое множество. Общее у них лишь то, что для решения обозначенной проблемы нужна электронная запись с кодом от Госуслуг.
2.1. Нашелся потерянный трудовой стаж
Практически второй или третий по популярности развод после "операторов связи". По легенде у внезапно находится 1-2-3 года трудового стажа, который нужно непременно по личному заявлению на личном же приеме "включить" в общий стаж.
При этом пенсионерам еще и предлагают выбрать: забрать недоплаченные деньги единовременно или "раскидать", якобы, на всю пенсию.
После изменения шаблона сообщений Госуслуг с включением фразы о том, что "код требуется только мошенникам", жулики изменили алгоритмы и просят назвать код "Роботу". Мол, не живому же человеку - бояться нечего!
2.2. Индексация пенсии по заявлению
На фоне изменения порядка индексации пенсий с 2024 года жулики придумали новый способ обмана. Якобы для индексации пенсии нужно явиться в СФР лично и написать заявление. Явка строго по электронной очекреди.
Звонок поступает исключительно пенсионерам.
3. Звонки от полиции и прочих спецслужб
Мимикрируя под органы правопорядка, жулики пытаются схожу навести на собеседника жути. В зависимости от "высоты" структуры в избранной легенде будет отличаться и тон общения. Но чем "серьезнее" орган, тем более дерзко и агрессивно будут вести себя жулики.
3.1. Похищен КВК-счет
КВК-счет - это, якобы, "код внутреннего клиента". По легенде жуликов, его хищение влечет массу проблем и угроз, вплоть до полного захвата "электронной личности" гражданина. Естественно, что никакого такого кода-счета не существует и вся эта легенда обычная дичь!
3.2. Взломаны все ваши банки
После спам-атаки на номер телефона и кучи самых разнообразных СМС-кодов (в основном из МФО), жертве звонит "сотрудник ЦБ" или иных органов, утверждая, что все его учетные записи взломаны и "все пропало".
3.3 Что за поступления на счет?
Прикидываясь "грозной налоговой службой", мошенники пытаются предъявлять жертве неизвестные операции по счету. Сразу с грубыми наездами и угрозами.
Самое забавное, когда звонок получает самозанятый или наемный работник, который в принципе ничего, подпадающего под криминал, даже в теории не делал.
3.4 Вы перевели деньги на финансирование чего-то там
Звонящий грозно сообщает, что вы перевели или попытались перевести деньги на финансирование всяких запрещенных и недружественных структур.
Поэтому вам статья. После клятв и заверений в обратном, радостно сообщает, что вас взломали и нужно срочно "ловить мошенников". А там переводы на безопасный счет, продажа имущества и прочие радости жизни.
3.5 Вам пришла квитанция на налог?
В преддверии срока уплаты имущественного налога (1 декабря), да и есть все основания полагать, что и после его истечения, мошенники звонят под видом ФНС.
Уточняют, получили ли вы квитанцию и далее отрабатывают вариант со "сбоем". Нужно получить новые реквизиты или извещение для корректной уплаты.
4. Звонки «по поводу полиса ОМС» или из больницы
Полисы ОМС есть у каждого гражданина, поэтому мошенники используют сплошной обзвон в надежде, что кто-то - да поведется на обман, связанный с заменой/обновлением полиса ОМС.
Вариаций развода несколько. Это и выдача нового, пластикового с QR-кодом, и истечение срока, и невозможность автоматического продления из-за санкций. Во многим такой обман калька с "сотовых операторов".
4.1. Замена полиса на более современный, пластиковый
В рамках "плановой замены" полисов на более современные, мошенники предлагают записать жертву на получение пластикового полиса. Конечно же нужен код от Госуслуг. Про то, что полисы давно могут быть электронные жулье предпочитает не знать.
4.2. Продление истекшего полиса ОМС
Звонящий утверждает, что срок полиса истек. При попытках возразить про "бессрочность", начинает рассказывать, что это раньше все продлевалось, а сейчас из-за санкций импортные программы отказали и все приходится делать руками.
4.3 Прохождение флюорографии/диспансеризации
Мошенники звонят под видом "дежурного врача из поликлиники", регистратуры и так далее, убеждая, что человеку нужно под тем или иным соусом явиться в больницу.
Вариантов много: флюорография, диспансеризация, медосмотр, бесплатные лекарства. Некоторые разводы многоэтапны и крайне опасны.
5. Звонки «от почты/архива МФЦ»
Мошенники представляются сотрудниками Почты России или архивного отдела МФЦ, утверждая, что на ваше имя поступило важное письмо. Еще и обязательное к получению. Отказаться нельзя. Иначе статья/штрафы/платное хранение - в зависимости от выбранной ими легенды.
Еще одна альтернативная форма обмана - "потерянная" или забытая посылка с поврежденной информацией на маркировке. Возможно из маркетплейса. Мошенник убеждает, что ее нужно лишь получить, ничего платить не надо. Далее все как по нотам: смена пароля от Госуслуг, кредиты, звонки от "органов" и так далее.
6. Звонки «из Энергосбыта»
Представляясь сотрудниками Энергосбыта, мошенники убеждают жертву, что ей нужно срочно поменять счетчик. Пока что бесплатно, а потом - только за деньги.
Вариативные ситуации обыгрываются разные - от истечения срока эксплуатации или "регистрации" счетчиков до плановой замены на "умные модели".
Если так сложится, что у жертвы уже новый счетчик и она начнет задавать логичные вопросы, то будет применяться схема "нужно внести в реестр счетчик, иначе вновь замена!".
Есть вариации со "сверкой показаний", что так же представляет опасность: показания действительно периодически сверяют, а к тем, у кого счетчики еще не вынесены за пределы жилого помещения - еще и приходят лично. Но там так же потребуется код от Госуслуг для "регистрации очереди".
7. Звонки "маркетплейса/службы доставки"
Якобы служба доставки не видит точный адрес или же просит уточнить время и и место доставки. Так же возможны звонки "якобы из магазина" по поводу конфликтной ситуации или же в благодарность за долгое сотрудничество. Альтернативой может быть звонок о "зависшей" посылке.
7.1. Неизвестный интернет-заказ
Звонящий представляется курьером или транспортной компанией, разыгрывая грусть-печаль по поводу отсутствующего адреса. Или же просит уточнить имеющийся адрес, называя его с потолка. Далее синхронизация с Госуслугами и все по стандарту выманивания кода.
7.2. Решение проблемы с магазином
Если вы где-то оставили негативный отзыв под своим ФИО, будьте готовы к тому, что мошенники прикинутся магазином и попытаются вас развести на что-нибудь "якобы приятное".
7.3 Повреждена посылка или замена адреса
Якобы не отобразился пункт выдачи и посылка зависла в распределительном центре. Для ее получения нужно переадресовать ее на "правильный" пункт. Звонят явно вслепую, прикрываются самыми популярными Интернет-магазинами.
В примере ниже - звонок якобы от "Озона", цель развода - получение доступа к Финуслугам (финансовая площадка Московской биржи).
8. Звонки «от банков»
Прикидываясь банками, начиная от менеджеров, заканчивая сотрудниками службы безопасности, мошенники могут как предлагать услуги, так и наводить панику относительно "опасных действий", которые вот прямо сейчас нужно предотвратить. Так же могут неотличимо от реальных банковских работников предлагать какие-либо выгодные услуги.
8.1. Предложение услуг
В качестве услуги может предлагаться вклад, выгодный кредит, карта с кэшбэком или что-либо еще. После согласия на оформление или проверку - мошенник будет пытаться получить код доступа или к банковскому приложению или к Госуслугам. На случай категорического отказа так же может предложить оформить заявление об отказе и попытаться выведать код доступа от Госуслуг.
8.2. Обновление приложения (в работе)
Звонок от "службы технической поддержки" по поводу "обновления приложения". В дальнейшем потребует установки постороннего программного обеспечения, которое предоставит доступ к телефону или же перехватит СМС-сообщения.
Детальный обзор пока в работе.
8.3. "Вы подавали заявку на кредитку"?
Звонок от лица, якобы, кредитного специалиста по поводу поданной заявки на выпуск кредитной карты. После того, как потенциальная жертва откажется от заявки - мошенник заведет разговор о "полной блокировке всех счетов", не только в проблемном банке, но и везде.
9. Звонок «из суда»
Достаточно редкий способ обмана, направленный на тех, кто участвует или недавно участвовал в судебных заседаниях.
Мошенники берут данные из картотеки суда и пытаются их соотнести с имеющимися базами.
a. Заседание по вашему иску
Стороне процесса звонят, якобы, из суда и начинают что-нибудь предъявлять. Неявку в суд, извещение или же обязанность выполнить какое-либо действие.
10. Обмана по теме долгов и банкротства
Основной спектр звонков касается тех людей, у кого активных и просроченных (в том числе уже взысканных) долгов нет и быть не может. Ведь что брать с подтвержденного должника?
Прикрываются "федеральными программами списания", "отделами МФЦ по списанию долга". Отдельно убеждают, что ДАЖЕ если вы платите - это не проблема, закон позволяет списать. Просят сообщить личные данные, а затем подтвердить их кодом.
10.1. Проверка возможности списания долга
Классический развод под прикрытием "гарантированного и бесплатного списания долгов через МФЦ". Предлагают провести анализ ситуации с синхронизацией через Госуслуги.
Жертве приходит код для доступа или восстановления пароля на Госуслуги.
Подробный разбор:
11. Введение детей в заблуждение
Объектов воздействия мошенников нередко становятся и дети. Как только ребенок получает условно-бесконтрольный (когда ему не смотрят все время в экран) доступ в сеть Интернет - он может стать лакомым кусочком для мошенников.
11.1. Переведи со счета мамы/папы
Основная масса атак через детей нацелена на доступ к счетам родителей. Детские карты с парой сотен на обеды жуликам уж точно не нужны. Поводом становятся призы, розыгрыши, игровая валюта и скины в онлайн-играх.
А в части обработки детей вариантов великое множество!
0. Прочие разводы
Сюда входят достаточно редкие или же целевые попытки атаковать жертву. Чаще всего они связаны с индивидуальными особенностями работы, статусом, экономической деятельностью.
0.1. Платные опросы
Звонящий предлагает ответить на вопросы относительно качества услуг или своего видения каких-либо событий. Подобные опросы на самом деле периодически проводят различные организации, но у мошенников возможны несколько вариантов. Начиная от вредоносного ПО, заканчивая классикой жанра с выяснением информации от жертвы.
Пример такого развода:
0.2. Компенсации, пособия, доплаты
Достаточно старый, но эпизодически встречающийся способ обмана. жертве обещают выплаты или какие-нибудь "плюшки" за дела давно минувших дней. Это могут быть не только варианты с доплатой за вредные условия и прочее, но и, например, компенсации за вклад времен СССР или специальные надбавки к пенсии. Так же могут фигурировать различные пособия.
0.3. Всякие "инвесторы"
В поисках дополнительного заработка люди нередко попадают в неприятные ситуации, оставив заявку не там где надо.
Вежливый менеджер тут же поможет с регистрацией, предоставит доступ к "закрытому сайту" или приложению, убедит вложить денежку и даже покажет прибыль. Возможно, дав копеечку в успокоение. И далее... далее все плохо.
Здесь подробное описание действий жулика и их "доставучесть" с примерами записей:
А далее уже варианты, когда развод прошел по задуманному мошенником плану. Варианты грустные...
0.4. Ваша машина?
Звонок из ГИБДД, особенно в позднее или слишком раннее время, может выбить из колеи кого угодно. На это и делают расчет мошенники, "вешая лапшу" про то ли угнанный, то ли попавший в ДТП автомобиль.
0.5. Вымогатели-заниматели денег/голосов
- Займи денег, кинь пару тысяч до получки, надо срочно! - даже голосом друга может прилететь вот такое сообщение. А уж текстовых в социальных сетях великое множество.
Вариантов развития событий несколько. Либо вы просто лишитесь денег, либо потом может позвонить "страшный следователь" с обвинениями, что вы перевели деньги "куда не надо" и начать красивый прессинг.
Где-то рядом находятся и те, кто выпрашивает, якобы, "голоса" за родственников/детей.
0.6 Объявления и аванс
В попытках воспользоваться объявлениями в социальных сетях при продаже или покупке вещей можно столкнуться с самыми разными вариантами обмана.
Даже продажа рискованна: мошенники могут, якобы, "попытаться" перевести аванс, а потом сообщить о блокировке карты.
0.7 Письмо от начальника
Потенциальной жертве пишут якобы с работы, в том числе с бывшей. Возможно лично начальник или прочие ответственные лица.
Легенды разные. Основная суть: компанию проверяют "важные органы" и с жертвой должен связаться ФИО-такой-то, сотрудник ФСБ/Прокуратуры/Финмониторинга с важными вопросам.
Далее в зависимости от доверчивости жертвы.
0.8 "Это твое фото?"
В мессенджеры часто приходят подозрительные сообщения с прикрепленными файлами формата .apk и с различными провокационными сообщениями.
"Посмотри, это ты? Я в шоке! Это твое фото, да?" - и все в таком духе.
Увы и ах - очередная попытка "подсадить" не телефон вредоносное ПО.
В заключение
Желаю всем добра, поменьше жуликов и максимальной осторожности!
Обязательно поделитесь обзором с близкими, тут каждый найдет для себя новые способы обмана. А предупрежден - значит вооружен!
ВАЖНО: Не думайте, что общаться с мошенниками легко и непринужденно. Любое общение вы ведете на свой страх и риск. Но можете ознакомиться с вот этим вот материалом:
"Нравлик" по традиции, остальное - как желаете.
В комментариях приветствуется оставлять информацию о новых способах обмана. Будем дополнять линейку материалов вместе!