В одном из интервью автора книг «Географ глобус пропил» и «Общага-на-крови» как-то спросили: «Алексей Викторович, ваши книги выделяются из всего корпуса современной русской литературы — их интересно читать. С чем это связано?». Не задумываясь, писатель ответил: «Всё просто — в моих книгах есть сюжет».
Недавно прослушал новую книгу Алексея Иванова «Вегетация» и снова убедился, насколько же кинематографична проза писателя. А это очень полезное свойство для современных авторов — от экранизации книги можно заработать гораздо больше денег, чем от продажи самой книги. Вот я и решил разобраться, на чём строится проза Иванова.
Алексей Иванов, кажется, самый экранизируемый современный русский писатель. «Географ глобус пропил», «Общага-на-крови», «Сердце Пармы», «Ненастье», «Пищеблок» и «Тобол». Ничего не забыл? Лично я с удовольствием бы посмотрел ещё и «Золото бунта» и «Тени тевтонов» (насколько знаю, сценарист Роман Кантор, автор сценария последней экранизации «Мастера и Маргариты», присматривался к одной из этих книг года три назад — очень надеюсь, что в каких-то студиях продакшена вызревает будущий сериал или фильм).
Чем же этот успех подкрепляется?
Алексей Иванов — мастер, который строит свои романы как инженер проектирует мост: прочно, точно и без сантиментов. Его книги погружают читателя в другой мир, где даже бытовые детали кажутся вырезанными из гранита.
Весь сюжет всегда продуман заранее, все драматические «точки бифуркации» (как их называет Иванов) намечаются до начала непосредственного письма, все пути героев выверены и ни за что не отклонятся от курса, а характеры персонажей рождаются из намеченных для них поступков. Одним словом, Иванов — писатель-архитектор.
Но не только в этом дело. Давайте же теперь разберёмся в тонкостях его творческого метода.
1. Начинай с яркой сцены
Читатель — это человек, который заскочил на минутку и уже готов выйти. Если с первых страниц не впечатлить его, он вежливо извинится и уйдёт к другому автору. Иванов знает это лучше всех. Он открывает книги так, чтобы читатель сразу попал в гущу событий.
Как это работает:
Старт с действия, напряжения или неожиданного конфликта мгновенно захватывает. Вы не рассказываете, что герой живёт скучной жизнью, вы сразу показываете, как на него падает комета.
Пример:
В «Географ глобус пропил» автор сразу показывает героя во всей красе: он прикидывается глухонемым в электричке, когда в неё заходят контролёры. В «Вегетации» неприятный главный герой Сергей сразу же убивает своего конкурента.
Как усилить:
Подумайте, какая сцена будет держать читателя за горло. А потом начните текст с неё. Если боитесь, что это слишком резко, помните: лучше сразу «в лоб», чем час объяснять, почему удар произошёл.
2. Всё ради сюжета
В прозе Иванова вы не найдёте лишних описаний и диалогов только ради красного словца. Как в хорошем киносценарии, всё в его прозе работает на то, чтобы двигать сюжет или создать «настроение» в сцене.
Как это работает:
Текст — это машина, которая должна двигаться. Чем больше ненужных деталей, тем медленнее она едет. Да, есть авторы, которые умеют подарить наслаждение от медленного движения, но именно прозой Иванова мы наслаждаемся как ездой с ветерком.
Пример:
В «Тоболе» нет длинных экскурсов в историю, хотя тема этому способствует. Всё, что описывается, имеет цель: показать конфликт или раскрыть характер героя.
Как усилить:
Перед тем как оставить абзац, задайте себе вопрос: «Что изменится в истории, если я это удалю?» Если ответ — ничего, смело режьте.
3. Читатель должен «увидеть» текст
Прочитав роман Иванова, вы ощущаете, будто фильм прокрутился у вас в голове. Это достигается благодаря деталям, которые он мастерски вплетает в сюжет.
Как это работает:
Визуализация оживляет текст. Вместо «старый дом» Иванов пишет «сухое дерево у крыльца, ветви которого царапают краску на рамах». Каждая деталь создаёт атмосферу. Любая сцена в романах Иванова начинается с описания места, где она происходит.
Пример:
В «Сердце Пармы» описания природы Урала буквально рисуют пейзажи перед глазами.
Как усилить:
Возьмите любое своё описание и попробуйте добавить к нему три сенсорные детали: звук, запах или текстуру. Это мгновенно сделает текст более живым.
4. Контрасты
Ничто так не выделяет свет, как тень. Иванов строит сцены на противопоставлениях, которые усиливают эмоции: бедность рядом с роскошью, тишина перед бурей, надежда против отчаяния.
Как это работает:
Контрасты заставляют читателя испытывать сильные эмоции. Он видит разницу и, благодаря этому, сопереживает больше.
Пример:
В «Общаге-на-Крови» холодная, депрессивная атмосфера общежития резко противопоставлена внутренним мечтам героев.
Как усилить:
Создайте две противоположные линии: внешнее событие и внутренний конфликт героя. Играйте на их столкновении.
5. Развивай персонажей через действие
Ваш герой может быть добрым, умным или ужасно саркастичным, но читатель не поверит, пока не увидит это сам. Иванов показывает характеры героев через поступки.
Как это работает:
Поступок всегда честнее, чем слова. Вместо того чтобы рассказывать, какой у вас герой, дайте ему что-то сделать.
Пример:
В «Географ глобус пропил» главный герой раскрывается через свои попытки взаимодействовать с миром: он смешон, но искренен.
Как усилить:
Пусть герой действует, а не говорит. Слова (даже слова самого героя) — вторичны, а действия всегда видны.
6. История — это конфликт
Без конфликта нет истории. Иванов не просто пишет сюжеты, он сталкивает в них разные идеологии, взгляды и принципы.
Как это работает:
Конфликт — это двигатель истории. Он должен быть везде: между героями, внутри героя, между героем и миром.
Пример:
В «Тоболе» это столкновение русских и местных культур, религий, менталитетов.
Как усилить:
Используйте «драматические треугольники». В последней книге особенно хорошо заметно, что Иванов использует этот метод.
7. Знание темы = сила текста
Иванов глубоко погружается в материалы, которые использует для книг. Его романы ощущаются реальными, потому что основаны на точных исследованиях.
Как это работает:
Детали — это ключ. Знание темы позволяет автору уверенно писать, не «плавая» в предположениях.
Пример:
В «Сердце Пармы» ощущается, что автор досконально изучил древние обряды и мифы народов Урала.
Как усилить:
Читайте, изучайте, смотрите фильмы, погружайтесь в тему. Не ленитесь найти детали, которые сделают вашу историю уникальной. Вы в библиотеке вообще давно были? Не мешало бы сходить, чтобы изучить всё по теме вашей книги.
---
Автор: Макс Ридд. Пишу о писателях и писательском ремесле.
❤️🔥 Понравилась статья? Лайк и подписка с вас!
Что вы думаете о творческом методе Алексея Иванова? Какая книга ваша любимая?
Больше статей о писателях и их творческих методах: