Среди военных теоретиков обретавших популярность в период между двумя мировыми войнами, отставной генерал Итальянской королевской армии* Джулио Дуэ выделяется не только своей известностью, но и тем, что сформулированную им доктрину итальянское правительство попыталось воплотить в жизнь, насколько это было возможно. Как минимум, воспользовалось её популярностью в пропагандистских целях.
- Regio Esercito Italiano
- генералом Дуэ был именно отставным - звание получил уже после своей отставки, во время короткого периода работы в правительстве в 1923-м году, уже при Муссолини
Свою наиболее известную книгу "Господство в воздухе" (впервые издана в 1921-м году), Джулио Дуэ писал основываясь на опыте Первой Мировой, большую часть которой он провёл... в итальянской тюрьме, за критику действий командования, а до того был начальником штаба пехотной дивизии, а также на соответствующем его должности и положению знании материальной части авиационной техники и зенитной артиллерии 1918-1921-го годов и тактики её применения. Однако, работа его не была и просто фантазиями энтузиаста авиации. Первые статьи о развитии авиационной отрасли и военном применении самолётов он написал ещё в 1909-1910-м годах, с 1912-го года и до вступления Италии в войну в 1915-м он командовал авиационным батальоном*. Таким образом, имея определённое понимание авиационной темы и практику работы с самолётами, хоть и без боевого опыта.
- Battaglione Aviatori - единственное авиационное подразделение итальянской армии в довоенный период, вместе с подразделением гидросамолётов флота (Sezioni Idrovolanti) составляли Servizio Aeronautico Militare/Военную авиационную службу, но единой авиационная служба была только для единообразного снабжения её техникой и подготовки специалистов, и армия, и флот распоряжались своей авиацией самостоятельно
В биографических очерках посвящённых Дуэ подчёркивается, что "Господство в воздухе*" издавалось при поддержке и покровительстве маршала Армандо Диаца, в 1921-м году официально титулованного королём как герцог Победы, последнего и наиболее успешного главнокомандующего итальянской армии в Первой Мировой Войне, в предисловии Дуэ сам указывает, что книга издана при поддержке военного министерства и целенаправленно распространялась среди итальянских военных. Покровительство не взялось из ниоткуда, Диац, как и Дуэ, был штабистом отстранённым от реального управления некомпетентным старшим начальником (начальником генерального штаба Л.Кадорной - реальным главнокомандующим, при формальном - короле), потому его воспоминания и критический анализ хода войны играли на укрепление позиций Диаца в военном ведомстве, а самого военного ведомства перед политическим руководством страны и обществом.
- "Господство в воздухе. Сборник трудов по вопросам воздушной войны"
- "Il Dominio dell'Aria. Probabili Aspetti della Guerra Futura" - в буквальном переводе "Господство в воздухе. Вероятные аспекты/обстоятельства войны будущего"
- до 1921-го он издал книгу "Как окончилась мировая война", затем "Критический дневник войны" в двух томах, в 1919-м вышла "Крылатая победа" о возможной роли авиации в Первой Мировой
"Господство в воздухе" Дуэ можно, условно, поделить на две части. Первая, ставшая наиболее известной, популярно, в расчёте на широкую публику, рассказывает об авиации и её роли в грядущих войнах, а вот вторая, кратко, о практических шагах, что требуются Италии для развития своих военно-воздушных сил. И влияние эта книга оказала немалое. Его следующая крупная "авиационная" работа "Государственная оборона" вышла почти одновременно с созданием независимых итальянских Королевских ВВС - Regia Aeronautica - в 1923-м году.
- "практическая часть" в данной книге Дуэ, по оглавлению - это "книга четвёртая"
Забытая и знаменитая доктрина, для каждого.
В наши времена Дуэ вспоминают как человека предсказавшего мощь военно-воздушных сил, особенно в свете преобладавших, в 1990-2010-х годах, войн против неравнозначного противника, где авиация, не встречая серьёзного сопротивления, могла показать всю свою ударную мощь, выступая или инструментом военного шантажа, или средством обретения стратегической инициативы. Эталонным примером первого можно назвать операцию "Союзная/Союзническая сила" против Югославии в 1999-м, а второго операции "Свобода Ираку" в 2003-м, где ВВС США и их сателлитов свели на нет мобильность иракских войск, обеспечив своим наземным войскам свободу манёвра.
На фоне этих событий, "Доктрина Дуэ" не только вновь появилась в общественном информационном поле, но и стала восприниматься как исторический манифест, пророчество, о мощи авиации, с тем уточнением, что во времена самого Дуэ военно-воздушные силы не могли ещё раскрыться, а вот сейчас...
...пространственное оружие обладает способностью побеждать, так как оно способно разбивать материальное и моральное сопротивление противника, стало быть, заставить его подчиниться воле победителя. Оккупация, если понадобится, будет иметь место потом; для нее достаточно будет полицейских сил.
Д.Дуэ, ноябрь 1928-го года
цитата приведена по П.Вотье. "Военная доктрина генерала Дуэ.", издание 1935-го года
С идейной точки зрения, приведённые выше примеры, первый полностью, а второй с оговорками, соответствуют написанному Дуэ в 1921-м году и позднее, как и само построение ВВС стран НАТО, с упором на ударную составляющую, но, едва ли кто-то всерьёз будет воспринимать идеи, что требуют для своей реализации техники из далекого будущего, да ещё и специфических политических условий для её применения. Причём, с технической точки зрения, у операций современных ВВС с суждениями Дуэ, и вовсе, нет ничего общего.
Как итог, военная теория, что имела практическое применение и влияла на умы военных и политиков 1920-1930-х годов, оказалась, сегодня, из-за контекста времени, и на слуху, и в полном забвении.
Что касается термина "доктрина" и почему он в этой статье приводится в кавычках - в книге 1921-го года слово "доктрина" не употребляется, вовсе. Термин в книгах и публикациях генерала появился где-то во второй половине 1920-х и до конца своей жизни (до марта 1930-го года) Дуэ так и не успел её однозначно сформулировать, поэтому составлялась она уже идейными последователями и просто читателями генерала "наживо" из многочисленных книг и статей, полемики в письмах, которую вёл Дуэ. Благо, что язык у него, как у публициста, яркий и образный, лишь изредка в авторе просыпался штабист, давая формулировки чёткие и недвусмысленные. Потому, "доктрина Дуэ" - это, буквально, то, что использующему хочется вложить в данное понятие, опираясь на публикации, большая часть которых с итальянского не переведена и по сей день.
Секрет победы, именно потому, что он является секретом, никому неведом.
Д.Дуэ, 1929-й год
цитата приведена по П.Вотье. "Военная доктрина генерала Дуэ.", издание 1935-го года
Основной идеей Дуэ была независимая воздушная армия, что стала бы новым отдельным видом вооружённых сил, наравне с сухопутной армией и флотом, уже эти три вида вооружённых сил должны были объединяться под единым командованием. Эту идею можно счесть вполне здравой, если знать, что ВВС ведущих европейских держав, кроме Советского Союза, ещё до начала Второй Мировой, именно такими и стали - отдельным видом вооружённых сил. Великобритания идеи Дуэ даже "опередила", дав своим ВВС статус равный флоту и армии ещё в последний год Первой Мировой, в апреле 1918-го года. Пусть идеи генерал-лейтенанта Яна Смэтса, высокопоставленного колониального чиновника и командующего, члена британского правительства, занимавшего и министерские посты, не стали столь известны в мире, как идеи Дуэ, но оказались куда ближе к практическому воплощению. Независимая Воздушная армия оставалась основой всех работ Дуэ и, это особенно важно, не только публицистической их части, но и его практических предложений.
И, возможно, недалек тот день, когда воздушные операции опустошающие вражеские земли и разрушающие промышленные и густонаселенные центры в огромных масштабах могут стать главными военными операциями, по сравнению с которыми старые формы военных и военно-морских операций могут стать второстепенными и подчиненными.
отрывок из доклада генерал-лейтенанта Я.К.Смэтса правительству от 17-го августа 1917-го года
Вот оно пророчество! И даже без кавычек. Какие бы дьяволы не крылись в деталях рассуждений Дуэ, именно эта его основная мысль заслуживала того, чтобы обратить на неё внимание. Тем более, что высказанная в начале 1920-х годов, она предвосхищала процессы начавшиеся всего лишь десятилетие спустя. Однако,
- желающие могут попробовать найти на скрине 8-й главы (книга первая) "Господства в воздухе" практическое обоснование необходимости оперативной независимости ВВС
- но, кроме упоминания о дроблении сил авиации, причём увязанного только с армией и флотом, в этой главе ничего нет, о технической специфике ВВС Дуэ будет писать, вообще, в книге четвёртой "Господства"
Взгляд в будущее с итальянской спецификой.
Как и большая часть радикальных, в отношении новых технических возможностей, военных теорий межвоенного времени, идеи Дуэ были невероятно... архаичны. Причём не соответствовали они развитию науки и техники уже на момент первого издания "Господства в воздухе". Будущую большую войну на земной поверхности Дуэ видел как повторение позиционного тупика Первой Мировой, не обращая внимания на те методы его взлома, что стали массово применяться в 1917-1918-м годах. Работу зенитной артиллерии и истребительной авиации воспринимал как пассивную оборону "над собой", отбрасывая возможность развития средств связи и наблюдения, да даже методов их применения. Ведь материальная часть уже в 1910-х годах позволяла создавать работоспособные системы воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) с проводной телефонной связью, а в 1920-х сложно было не замечать развитие радио.
Но самое главное, парадоксально, энтузиаст авиации, игнорировал развитие авиационной техники - скорости и скороподъёмности истребителей - и вытекающее из этого развития изменение их свойств стратегических. Конечно, одновременно, менялись и боевые качества бомбардировщиков, но только не в случае Воздушной армии.
Об оперативной составляющей действий ВВС, их способности концентрировать силы как на земле, так и в воздухе, он также, всерьёз, не задумывался. А ведь это могут делать даже зенитная артиллерия и средства наблюдения за воздушной обстановкой. "Мимо" Дуэ прошло появление зенитных артиллерийских автоматов, опыты с крупнокалиберными пулемётами (знаменитый М2 Браунинг, в раннем неудачном варианте с водяным охлаждением ствола, например, появился в 1921-м году). Трассирующие пули применялись на полях сражений уже в 1914-1918-м годах, а приспособление к зенитной стрельбе станковых пулемётов было массовым явлением, пропустить которое не мог даже штабной военный.
авто[мобильная]зенитная артиллерия, мчась по дорогам, преследовала самолеты, свободно крейсирующие по небу, — она действовала подобно велосипедисту, пытающемуся догнать летящего почтового голубя
...
Летать низко при борьбе с [зенитной] артиллерией еще безопаснее, чем летать высоко, так как угловые перемещения, вызывающие изменения наводки орудий, следящих за целью, становятся в первом случае гораздо большими. Стрельба по самолету, летящему над артиллерией на высоте 100 м, неизмеримо труднее, чем по тому же самолету, летящему на высоте в 2000 м, так как все угловые перемещения увеличиваются, примерно, в 20 раз.
цитаты по Дуэ Дж. "Господство в воздухе.", издание 1921-го года - пример работы ПВО в Первую Мировую и борьба с зенитной артиллерии в исполнении "воздушной армии"
Что касается "высокой" стратегии, то, конечно, с точки зрения современников Дуэ, существовала вероятность, что танки, "научная" стрельба артиллерии по выявленным целям, с последовательным переносом огня, и штурмовые группы пехоты встретят и новые средства противодействия, что вернёт ситуацию к позиционному тупику, но ведь даже лето и начало осени 1914-го были периодом маневренных операций. Стоит добавить к этой картине автомобильный транспорт и танки, чтобы допустить и вероятность того, что оснащённые новой техникой войска, проходя сотни километров за считанные дни, могут решить исход войны ещё до того как массовая мобилизация вновь приведёт к созданию сплошных фронтов от моря до моря.
На этом основании, к слову, строились столь же радикальные военные теории, как и у Дуэ, но, если кто-то подумал, что сторонники танков оппонировали Дуэ или он им, то нет, несмотря на активную полемику в печати и множество статей и работ, Дуэ почти не затрагивал тему применения танков или массового автотранспорта. Отчасти, вероятно, это было связано с более поздним распространением на широкую публику взглядов британской "гаражной" школы, а, отчасти, с географическими особенностями самой Италии.
Доктрина только для своих.
По сути, единственной значимой оговоркой, сделанной Дуэ, с точки зрения стратегической, будет связь идеи Воздушной армии с военными потребностями именно итальянского государства, большая часть границ которого - горные массивы и моря. Собственно, сколь традиционное, столь и безнадёжное (при слабой промышленной базе) увлечение итальянцев флотом, с самого момента складывания единого государства Италия, в середине 19-го века, определяется именно географией державы занимающей изолированный от материка Аппенинский полуостров, он же "итальянский сапог". Единственный театр военных действий, где итальянская армия могла бы развивать наступление, подобное операциям лета-осени 1914-го, или, напротив, защищаться от подобного это Балканский полуостров, но даже с учётом захваченных у Австро-Венгрии территорий на побережье Триестского залива, движение вглубь материка ограничивают Альпы, только на востоке континентальной части Италии, где горный массив даёт лишь небольшое "ответвление" на юг, он оставляет "равнинный" коридор - шириной всего около 30 км, плюс предгорья. В западной части Альп, например, между горами и морем, из ровной поверхности, лишь тонкие полоски прибрежных дорог, чтоб не скучно было наступать, ещё и рассечённые рекой Вар, впадающей в море недалеко от итальянской Ниццы. Опасность же наступления на территорию самой Италии из Южного Тироля (см по городу Триент/Тренто на карте), горного региона пронизывавшего Альпы и вдававшегося вглубь итальянских земель, была устранена по итогам Первой Мировой, когда эта населённая, преимущественно, австрийцами область отошла Италии.
На войну в воздухе географические особенности также могли оказывать серьёзное влияние. Большинство крупных городов и промышленных центров страны находятся или прямо на побережье, или относительно недалеко от него. Это, дополнительно, подкрепляло пренебрежение Дуэ противовоздушной обороной, потому что отсутствовал рубеж, на котором возможно выстроить систему постов наблюдения за воздушной обстановкой, с ощутимым выигрышем от раннего оповещения - либо с запада, либо с востока, полуостров останется открыт для внезапного воздушного нападения.
Однако, при всей значимости географического положения Италии, для рассуждений Дуэ, сами эти рассуждения носят характер абсолютный, он полагал свою Воздушную армию наилучшим возможным военным решением, для любой страны. И будущую войну он описывал как противостояние таких армий. В книге 1921-го, например, нет не только термина "доктрина", но и ни единой отсылки к особым условиям Италии, упоминания об этом, появляются в тот момент, когда публичная полемика вокруг идей генерала вышла уже за пределы Италии.
Разумеется, итальянские ВВС, пусть и рождённые не без помощи Дуэ, готовя своих специалистов, не могли столь же пренебрежительно относиться ни к противовоздушной обороне, ни к нуждам сухопутных войск, и, в то время как взгляды Дуэ, со временем, становились всё более радикальны, итальянские ВВС развивались более последовательно и комплексно, сохраняя и развивая истребительную авиацию, также итальянские армия и флот не спешили отказываться от своих зенитных орудий. Как пример, можно привести его отношение к "вспомогательной" авиации, то есть авиации сухопутных войск и флота. В первой своей большой теоретической работе он не только не отрицал потребности в них, но и, рассудительно, описывал теоретическое ведомственное взаимодействие ВВС с сухопутной армией и её "вспомогательной" авиацией. В дальнейшем же, принципом сосредоточения сил на главном направлении, то есть, на войне в воздухе, стал обосновывать полный отказ от неё, иногда дополняя свои рассуждения тем тезисом, что армия и флот, будучи ограничены в средствах, львиная доля которых должна идти на Воздушную армию, сами откажутся от содержания вспомогательной авиации. И не будет в небе ничего, кроме грозной Воздушной армии....
Именно артиллерия, зная свои потребности, должна сказать, какими свойствами должны обладать самолеты [корректировщики], чтобы удовлетворять этим потребностям; на ней же лежит задача давать специальную подготовку, которая сделает личный состав ее авиации способным обслуживать ее наилучшим образом.
Дуэ Дж. "Господство в воздухе.", издание 1921-го года
Иначе говоря, государство Б окажется побежденным в воздушной войне исключительно потому, что оно отвлекло часть своих средств от воздушной армии для создания вспомогательной авиации, которая явилась бы основной причиной поражения в воздухе и которая в результате поражения стала бы вдобавок бесполезной. Как бы ни рассматривать вопрос, вывод остается все тем же: вспомогательная авиация является бесполезной, излишней и вредной.
Дуэ Дж. "Господство в воздухе.", дополненное издание 1926-го года
Чтобы не допустить кривотолков, подводя итог первой части статьи, нужно заметить, что Дуэ никогда не высказывался резко против текущей политики развития итальянских ВВС. Он писал книги и статьи, в них рассуждал и строил мысленные модели авиации будущего, модели эти всё дальше расходились и с, конкретно, итальянскими ВВС, и с мировыми тенденциями развития военной авиации. Однако, Дуэ видел в этом лишь новые возможности для Воздушной армии. Всё выше и выше поднимая планку требований к тем машинам, что должны составить её основу, одновременно, делая их и всё более специфичными, отличными от уже существующих самолётов, и всё менее реалистичными по сумме свойств.
Напротив, его видение организации ВВС и их роли в Вооружённых силах и экономики Италии, если убрать требование безусловного приоритета авиации, вполне соответствовало действительности. И Италия, на самом деле, вырывалась вперёд, в плане конструкций своих самолётов, развития отрасли.
Забегая немного вперёд, не был Джулио Дуэ и безумным маньяком, пропагандистом бесчеловечной воздушной войны. Эта часть его рассуждений была предельно проста и понятна любому, и в те времена, и сегодня - началом новой мировой тотальной войны, все подписанные соглашения об ограничении применяемых вооружений будут отброшены, а значит и готовиться нужно к применению не гуманного и разрешённого, а наиболее смертоносного и разрушительного эффективного оружия. Считал же он таковым свою Воздушную армию - стратегические бомбардировки с обычным, зажигательным и химическим оружием.