Первая Мировая Война, на её средиземноморском театре, прошла без крупных морских сражений, оттого и не запомнилась потомкам. По крайней мере, тем потомкам, кто историей войн на море не увлекается. Впрочем, и для последних, публицисты и историки, обильно раздавая похвалы и упрёки не по результатам битв, что так и не произошли, а по своим предпочтениям, заготовили множество самых разнообразных заблуждений.
Чего стоит только повторяемый рефреном упрёк австро-венгерскому командующему флотом, адмиралу Антону Гауссу, что, с началом Первой Мировой, он остановил строительство второй серии линейных кораблей-дредноутов для флота двуединых Империи и Королевства? И это на фоне судьбы дредноутов первой серии (тип "Тегетхофф"), имевших, за всю календарную продолжительность войны, аж три выхода в море, из которых два в боевой обстановке, и лишь раз, фактически, они приняли участие в военной операции - обстреле итальянского побережья в мае 1915-го года. С таким бэкграундом только и остаётся, что искренне пожалеть об отсутствии у причальных стенок ещё трёх-четырёх современных и грозных боевых машин-гигантов и всячески порицать адмирала за экономию и высвобождение рабочих рук.
- а это результаты последнего боевого выхода дредноутов двуединой монархии, линейный корабль "Сент Истван" (или "Иштван") затонул утром 10-го июня 1918-го года (большая часть экипажа спаслась, погибли 89 человек), до того, ночью, получив две торпеды в борт, а с двигавшегося с ним в отряде "Тегетхоффа" наблюдали след одной из выпущенных и по нему торпед, после чего операция (набег на противолодочные заграждения в Отрантском проливе), утратив фактор неожиданности, была свёрнута и линейные силы вернулись в главную базу флота:
- рекомендую смотреть без звука - это обработанная версия кинохроники гибели корабля, оригинальное видео сглажено, раскрашено и стабилизировано, но вот звук просто наложен поверх "для атмосферности":
Столь же однозначным будет и ответ на вопрос, а нужен ли был современный и сильный линейный флот Австро-Венгерской Империи, которой участие в Первой Мировой, да и в любой иной большой войне в Европе, грозило сразу несколькими сухопутными фронтами? Конечно нужен! Не факт, что самой Империи, но вот её адмиралам точно*, а для историков и публицистов - это и вовсе хлеб насущный. Оттого и вопрос, по сути, не рассматривается.
- даже те из адмиралов, что позднее будут назначены в "плохие", теми самыми историками и публицистами, бились за развитие флота аки львы (метафорические львы, реальные от такого бы сразу разбежались)
- и добивались того, что судостроение, как отрасль промышленности, и сами ВМС Империи, по техническому оснащению и компетенциям, всегда были на уровне мировых держав
Чем же история флота Австро-Венгрии, да и всей Первой Мировой на Адриатическом море, интересна? Тем как она эволюционировала от размаха манёвров главными силами, к незаметной, но упорной "траншейной" войне малых и подводных кораблей. И к такому положению стороны пришли не из-за трусости французов, глупости итальянцев и всего этого и сразу у австрийцев. Хоть данные явления и имели место быть, но распределялись вовсе не по этносам (каждый шестой моряк австрийского флота, к примеру, итальянец), да и роли, в стратегическом противостоянии, не сыграли никакой. К печальной картине выше, к гибели дредноута имени Святого Стефана ("Сент Иштван"), пришёл ведь отнюдь не старый-престарый адмирал, роняющий слюни на мундир, таких, вообще, ни в одном из "адриатических" флотов не было, а молодой и лихой Миклош Хорти (да, тот самый).
Развешивать ярлыки и ставить штампы по мнимым национальным признакам - это удел "больших" публицистов. Мы же с вами сделаем то, что обычно делаем в разделе "Морррских историй", соберём эту самую историю воедино и посмеёмся, где получится, в процессе.
Первым сюрпризом от двуединой монархии был линейный корабль дредноутного типа "Вирибус Унитис". Для многих из ныне живущих он оказывается сюрпризом, потому что построен был в Австро-Венгрии, а современников удивил до икоты, став первым дредноутом на Средиземном море, на два месяца опередив заложенный на целый год раньше него итальянский "Данте Алигьери".
Дредноутная гонка и всеобщее убеждение в устаревании "классических" эскадренных броненосцев давали отстающим морским державам шанс (или его видимость) вырваться в "высшую лигу". И Австро-Венгрия своим шансом воспользовалась на полную. Имея доступ к разработкам германского Императорского флота, двуединые корабелы обошлись без набивания шишек на пробных кораблях, вроде самого "Дредноута" или упомянутого "Данте Алигьери", сразу запустив строительство серии линкоров. Тип "Тегетхофф" или тип "Вирибус Унитис", по первому введенному в строй кораблю, уже не имел многих недостатков ранних дредноутов. Размещение орудий по линейно-возвышенной схеме обеспечивало сильный огонь в оконечностях - две трёхорудийных башни на носу, две на корме. Ни одно из 12 орудий калибра 305-мм из бортового залпа не выпадало. Скорость в 20,5 узлов была сравнима с "несвежими" крейсерами, оставшимися от века 19-го, и выше, чем у броненосцев и некоторых ранних дредноутов.
И вот, к началу Первой Мировой, на 28-е июля 1914-го года, сложилась такая картина, что, из современных кораблей линии, Антанта имеет на Средиземном море один французский дредноут ("Курбэ") и три британских стеклянных пушки линейных крейсера, а Центральные державы три двуединых дредноута и германский линейный крейсер, что также соответствовал дредноутному типу, а не британским "тонкобронникам".
Тут, конечно, отличились и французы, накануне войны отправившие с дипломатической миссией в царскую Россию сразу два своих дредноута - "Франс" и "Жан-Бар" - один из которых ("Ж-Б") был уже полностью введён в строй и, вернувшись 30-го июля, быстро занял своё место среди главных сил флота (в 1-й Морской Армии/1-ère Armée Navale на Средиземном море), а вот второй, недоукомплектованный, повозив по морям целого президента Третьей Республики, будучи технически готовым, в строй войдёт только к концу октября.
К моменту объявления Францией войны Австро-Венгрии, французских дредноутов было уже два*, где-то с конца августа по 5-е сентября в строй войдёт ещё один дредноут ("Париж"), который, для храброскрепной духоподъёмности, внесли в списки флота ещё 1-го августа, чем успешно всех запутали аж до нынешних дней.
- вроде мелочь, а списком или таблицей такое встретишь и попробуй пойми, кто опоздал к войне на неделю, кто на месяц(ы), кто войдёт в строй только в 1915-м ("Сент Иштван")
- тут, например, кого-то ещё и забыли, ведь французов-дредноутов будет четверо уже в октябре-ноябре, а уж что насчитано в ряду броненосцев можно только догадываться:
Раз уж статья началась с конца, то и держать интригу особого смысла нет. Ставка на развитие флота Австро-Венгрии себя оправдала лишь отчасти, дредноуты-тегетхофы стали осью, вокруг которой закрутился сюжет первого года Первой Мировой на Адриатике и в Средиземном море. Но роль этой оси они отыгрывали, стоя в закрытой бухте главной базы двуединого Императорского и Королевского флота, поскольку изменить соотношение сил, одним кораблестроительным рывком, не удалось, и давить на врага могучие корабли были вынуждены лишь фактом своего существования. Fleet-in-being не так уж часто воплощался в реальной жизни настолько ярко и показательно.
Что до самого сюжета...
Самый надёжный союзник.
На исходе лета 1914-го года, когда уже вот-вот должна была грянуть война между могучими империалистическими державами, некоторые из оных держав ещё не определились с тем, на чьей же стороне они выступят. Сложность самоопределения, а точнее выбора между интересами в регионах, старыми или новыми колониальными владениями, а также риском получить по шапке, пока армия не доведена до боевой готовности, была столь высока, что третий номер Тройственного Союза - Италия - взял, да и вышел из оного Союза, по факту объявления нейтралитета. Разумеется, у нейтралитета была формальная причина (Союз-то оборонительный), разумеется, формальная причина никому интересна не была, даже самим итальянцам. Свои конфликты в колониях, с Францией, они урегулировали, а вот проблемы в отношениях с номером два, в Тройственном Союзе, никуда не делись.
Королевство Италия родилось путём освобождения "лоскутного одеяла" малых итальянских государств из-под австрийского владычества, причём европейский экономический кризис середины 19-го века толкнул на борьбу с Австрийской Империей почти все слои итальянского общества, сделав её народной. Независимое и единое итальянское государство было, буквально, выковано в горниле войн и революций направленных против Австрии в середине 19-го века (с 1848-го по 1871-й годы). Вот только, не все традиционно "итальянские" территории Италия успела собрать, а сверху на эти претензии накладывались уже "новые" интересы Италии, как европейской державы, на Балканах и в Средиземноморье.
Конкурент Австро-Венгрии на Балканах, с претензиями на италоязычные регионы самой Австрии, опасавшийся свободного выхода и, затем, усиления влияния Империи в Средиземноморье, между делом урегулировавший разногласия с потенциальными противниками, ничто не предвещало разлада в Тройственном Союзе, правда ведь?
Вот и австрийцы думали, что Италия - чрезвычайно надёжный союзник, поэтому подготовку к войне с ней, в том числе и на море, не прерывали. Конечно, своим нейтралитетом Италия сумела удивить бывшего заклятого союзника, ведь австрийское военное планирование предполагало либо действия против Италии в Адриатическом море, либо совместные действия с итальянским флотом против морских коммуникаций Антанты в Средиземном море*. Вариант воевать из Адриатики против французов и англичан, с которым пришлось иметь дело на практике, не предполагался.
- последний секретный договор о совместных действиях и едином командовании сил Тройственного Союза в Средиземном море (конкретно, Австро-Венгрии и Италии) был подписан в 1913-м году, согласования совместных планов шли и в 1914-м году
Ведь вместе с Италией, от, внезапно, ставшего каким-то двойственным Союза, отваливался и весь Средиземноморский регион, запирая флот "номера два" - двуединой Австро-Венгерской Империи - на Адриатике. Пока ещё не военной силой, а отсутствием баз для флота, что ограничивало возможные действия двуединого Императорского, а в чём-то даже и Королевского флота лишь набеговыми операциями. С этой проблемой столкнулся и германский отряд из "Гебена" и "Бреслау", когда в итальянском порту Мессина на Сицилии получил, вместо угля и ремонта, уведомление о нейтральном статусе порта.
В возможном противостоянии на Адриатическом море у двуединой монархии было бы явное преимущество, принадлежащее ей побережье сильно изрезано, позволяя создавать наиболее стратегически важные базы в закрытых бухтах (Пола и Каттаро) и почти полностью прикрыто шхерами, а узкие проходы среди мелких островков опасны для крупных кораблей даже без учёта минных заграждений и подводных лодок. Добраться, в условиях военных действий, до таких приморских городов и баз двуединого флота как Спалато (совр Сплит) или Себенико (Шибеник) было, мягко говоря, задачей нетривиальной.
Отдельной опцией был возможный проход по шхерным фарватерам, аккурат между островками, между всеми двуедиными базами. Выходящий из Полы в Каттаро корабль можно было подловить или вблизи Полы, или на подходе к Каттаро, или (с риском найти приключений) на коротком участке между Себенико и Спалато. Разумеется, при условии, что корабль способен там пройти. У итальянского командования, на случай войны, были планы по захвату одного из островов с установкой наблюдения и заграждений для подлодок, но, на деле, когда Италия-таки вступила в войну, не удалось установить надёжный контроль даже над отстоящей далеко от берега Пелагозой, так что планы остались на бумаге, а противолодочные сети на складах.
Сочетание хорошо укрытых баз двуединого флота с теми же шхерами на корню обрубало возможность наладить снабжение через Адриатическое море, что в итальянские порты, что в черногорские или албанские, транспорты пришлось бы (а потом пришлось, без "бы") водить огромными конвоями.
Итальянское же побережье, напротив, открыто, а вдоль него построено множество городов и идут стратегически важные коммуникации, прибрежная железная дорога, которую видно и на современных картах - это основная транспортная магистраль восточной части Аппенинского полуострова. Скалистые берега итальянского побережья, во многих местах, могли бы стать серьёзным препятствием для высадки, но от угрозы артобстрела не защищали.
- этот эпизод малоизвестен, но после двуединого удара по итальянскому побережью в мае 1915-го года, с артобстрелами прибрежных городов, железно-дорожных мостов, туннелей, портов и объектов военно-морской инфраструктуры, топливохранилищ..., Королевский флот Италии пытался ответить той же монетой, но сумел дотянуться лишь до прибрежного участка железной дороги между базами в Каттаро и Себенико, недалеко от самой базы в Каттаро
- этот удар был столь же дерзким, в исполнении, но результаты его оказались более чем скромными
Разумеется, это работало бы и для любого противника, пришедшего на Адриатическое море извне - на австрийском берегу нет легкодоступных целей для набега и некого ловить в открытом море.
Для стран Антанты нейтралитет Италии был неоценимым подарком. Средиземное море связывало и Францию, и Англию с их колониями в Северной
и Восточной Африке, через Суэцкий канал с колониями в Азии, в том числе, в Индии и Индокитае, с таким крупным британским доминионом как Австралия (Австралийский Союз), а это не только стратегически важные грузы, но и войска. Сотни тысяч солдат из колоний и доминионов перебрасывались на будущие поля сражений Первой Мировой.
- первый французский контингент в 30 тыс человек перебрасывался из Северной Африки уже в начале августа 1914-го года, ещё до событий описанных в предыдущей статье
Хотя, на день сегодняшний, ни флот Австро-Венгрии, ни флот Италии, всерьёз, не воспринимается, в совокупности своих сил в 1914-м году, они могли уверенно оспорить господство Франции в Средиземноморье, потребовав вмешательства главных сил англичан, с 1913-го года державших в регионе только сильный крейсерский отряд, включавший три линейных крейсера, и старые корабли резерва. Даже без завоевания господства на море, корабли Тройственного Союза, в роли рейдеров, угрожали бы и морским путям через Суэц, и транспортам из Северной Африки, да и на кораблях шедших через Гибралтар едва ли кто-то чувствовал бы себя в полной безопасности.
- Франция также держала в Ла-Манше, на своём атлантическом побережье, отряд крейсеров и оба специально построенных минных заградителя, а главные линейные силы в Средиземном море - взаимные обязательства, хоть и не были прямо прописаны в документах, исполнялись строго
В реальной истории, от Мальты до Отрантского пролива регулярно, пусть и не без проблем, ходили на патрулирование французские броненосцы, но, с тем же успехом, с баз на юге Италии или Сицилии, могли патрулировать или выходить в рейды их итальянские и австрийские коллеги - расстояния отличались незначительно, а ведь был и ещё более узкий Сицилийский пролив.
Нейтральная Италия сделала угрозу локальной. Заткнуть Адриатику французскими броненосцами, как бутылку пробкой, подпереть чем-нибудь британским и линейным Босфор и Дарданеллы, чтобы зловредный "Гебен" обратно не вылез, и всё Средиземное море будет внутренним морем Антанты!
Собственно, так и вышло. Несмотря на отсутствие заранее разработанных планов действий против Австро-Венгрии на Адриатическом море и у адмиралов Антанты, главная стратегическая цель в регионе была достигнута ими уже по факту того, что война перенесена на Адриатику.
Статус Италии добавлял проблем, конечно, державам Антанты - чтобы её нейтралитет оставался правильным и удобным, приходилось учитывать интересы королевства в регионе. В 1914-м году это не позволило французскому флоту разместить подлодки и эсминцы в портах Албании (так сказать, с ограниченным применением силы), на которую у Италии были свои виды, и уже раскручивались интриги и начиналось восстание против местной про-австрийской власти (её свергнут в сентябре). Мелкое неудобство для держав Согласия, но лишняя головная боль для адмирала Огюстена де Лапейрера, командующего французским флотом в Средиземном море.
Самая морская держава.
Для европейской державы Нового времени флот был одним из главных инструментов расширения и контроля своих колониальных владений и получения дохода из тех заморских стран, что колониями, формально, не были, но Австрийская, а затем и Австро-Венгерская империя имела весьма ограниченные интересы на морях, опоздав к колониальному разделу мира.
В конце 18-го века Австрия, всё-таки, обзаводится военно-морским флотом, но, поначалу, флот этот будет сопоставим с её же речной Дунайской флотилией, как по составу, так и по задачам, становясь значимой силой только в 1840-е годы.
- победоносное для австрийцев (с немалой долей моряков из ещё австрийской Венеции) морское сражение недалеко от острова Лисса со "сборным" флотом итальянских государств, в 1866-м году, стало широко известно как первое эскадренное сражение с участием броненосных кораблей, а также задало "моду" на тараны у броненосных кораблей
- фото и данные - В. Полуян "Броненосцы имперской Австрии"
- сочетание железной брони с, пока ещё, в основном, гладкоствольной артиллерией, делало таранный удар эффективным приёмом, но, как обычно и бывает, "мода" надолго пережила те объективные обстоятельства, что её породили
- в тексте на фото я допустил ошибку - "доном" "Жуан" стал после "модернизации", на тот момент, корабль именовался просто "Жуан Австрийский"
Одна из особенностей двуединой Дунайской монархии во второй половине 19-го века - наличие у сухопутного Королевства Венгрии собственного парламента, который участвовал в принятии и одобрении всех финансов государства - заставляла австрийских флотоводцев и кораблестроителей проявлять недюжинную фантазию в целях сокрытия истинного масштаба строительства флота. Да и Австрия, изначально, была державой с основными интересами на суше - у своих границ, так что воевать за финансирование морякам приходилось, одновременно, с двумя парламентами "морских скептиков" и армейцами, традиционно, главенствовавшими в Военном министерстве (отвечавшем и за флот, и за армию).
Например, тот же броненосец "дон Жуан Австрийский" (и ещё два однотипных ему), в ходе логично и последовательно проводимой модернизации, сначала был разобран до деревянного корпуса, поскольку его броневая защита и вооружение устарели, а паровая машина изношена, затем, не менее логично, на слом отправлялся морально устаревший и не соответствующий новым требованиям по весу и прочности деревянный корпус. После чего, всё ещё логично и последовательно, закладывался новый металлический корпус, и модернизируемый корабль, с использованием немногочисленных годных деталей и бронелистов от прежнего себя, а также новой брони, машин и вооружения, собирался в одно целое. Без господства подобной логики тогдашнему командующему двуединым флотом Поку* было не обойтись! На новые корабли денег давали в обрез, а вот рачительное и бережливое хозяйствование, с глубокой модернизацией имеющихся, всячески приветствовалось. Хоть самого адмирала и назначили как удобную фигуру, без политических покровителей и личного авторитета, и всё это на фоне экономического кризиса, ставившего под вопрос само существование военно-морского флота, с такими трюками он не только завершил строительство уже заложенных кораблей линии и "модернизировал" ранее построенные, но и добился закладки броненосца "Тегетхофф" - крупнейшего корабля двуединого флота, на тот момент.
- или Пёкку - Friedrich von Pöck - человек, буквально, жизнь положил на развитие флота, умерев на своём посту от переутомления (1825-1883-й)
- там же, вид "дон Жуана" приведён после модернизации 1896-го года (эта модернизация обошлась уже без кавычек, а введён в строй он был в 1877-м году - от представленного на фото отличался рабочим набором парусного вооружения и третьей мачтой) и вид "Тегетхоффа" в 1880-е годы (в строю с 1881-го года, парусное вооружение, изначально, весьма слабое):
Чтобы никто не догадался, корабли сохраняли прежние основные геометрические размеры, схему размещения орудий и водоизмещение, явным образом лишаясь только небольшой части парусного вооружения. Полностью парусная оснастка была демонтирована (как на фото) только в 1896-м году.
Из того же набора приёмов секретного австрийского финансового кун-фу, были и таранно-торпедные корабли, появившиеся тоже при Поке. Зачем мирной и сухопутной Австро-Венгрии океанские крейсеры-охотники? Нужны только оборонительные таранно-торпедные корабли для акватории Адриатики. Тот малозначимый факт, что ТТК не только выглядят, но и применяются как крейсеры, а некоторые особо крупные и броненосные (вроде "Кайзера Карла VI" или "Санкт Георга"), ввиду того, что строятся как единичные образцы и с расчётом на возможные действия в открытом океане, перерастают уже и современные им броненосцы (типа "Монарх" для "Карла" и типа "Габсбург" для "Георга"), знать венгерским парламентариям было необязательно. Собственно, и броненосцы типа "Монарх", вставая в строй как полноценные корабли линии, по финансам проводились как корабли береговой обороны, так сказать, с прицелом на их неизбежное будущее, даже следующий тип "Габсбург" в ранних документах ещё успел побыть "усиленным кораблём береговой обороны".
- секретная съёмка тайного правительства, офицеры австрийского флота на тайном собрании вырабатывают принципы развития военно-морского флота Австро-Венгрии:
- на собрании были замечены (слева направо): адмирал Максимилиан фон Штернек (командующий флотом с 1883-го по 1897-й годы), адмирал Герман фон Шпаун (1897-1904) и адмирал Фридрих фон Пок (1871-1883)
В самом конце 19-го века, начинается самый двойственный период развития двуединого флота, когда нужды его развития уже воспринимаются серьёзно, стараниями энергичного и целеустремлённого адмирала фон Шпауна и ввиду морских амбиций державы, но финансирование для военных моряков, всё ещё ограничивается этими скучными и упрямыми сухопутными вояками из двуединого Военного министерства, которые знают, кому и как придётся воевать, случись в Европе большая война. И зачем им эта полевая артиллерия, когда можно забацать броненосец и красиво поставить его у причальной стенки?* Он ведь тоже стрелять может!
- фон Шпаун именно из-за такой вот дилеммы и ушёл в отставку в 1904-м году, когда тяжким бюрократическим трудом и интригами выбитые из парламентариев "сверхсметные" деньги ушли сухопутным артиллеристам, вместо закладки новых кораблей
И лишь в 1910-х годах 20-го века, при личном участии двуединого наследника престола Франца Фердинанда (того самого), Австро-Венгрия разворачивает большую кораблестроительную программу, с перспективой выйти на один уровень с ведущими морскими державами. Чтобы преодолеть сопротивление венгерской части двуединой державы, заказ на один из дредноутов, полностью, от закладки на верфи в венгерском Фиуме*, до изготовления комплектующих, передавался венгерским промышленникам.
- в связи с запутанностью истории города (население разнородно-итальянское, подданство венгерское, государственность австрийская), в предыдущей статье была допущена ошибка - город не передавался Венгрии, накануне ПМВ, а был возвращён, причём гораздо раньше, после того как, в ходе революции 1848-го года, он был захвачен хорватскими лоялистами;
- но в 1870-м Фиуме был возвращён Венгерскому королевству как территория с широкими правами автономии, а накануне же Первой Мировой происходила не передача города, а лишение его прав самоуправления в составе Венгрии
Самый сбалансированный флот.
Несмотря на то, что первым, что большинство интересующихся узнаёт о флоте Имперском и, по краешку, Королевском - это то, что он сбалансированный. Сбалансированность эта касается лишь той части флота, что строилась уже после отставки адмирала Шпауна, когда двойственный период амбиций и экономии остался позади. А ведь в этот период времени была построена едва ли не половина всех кораблей флота Австро-Венгрии, что находились в строю в период Первой Мировой.
Разумеется, сочетание амбициозных заказов и строгой экономии отражалось на кораблях двуединого флота не самым лучшим образом. Сильнее всего ограничения били по кораблям линии, как вершине мастерства кораблестроения и научно-технической мысли. Для флота поговорка "скупой платит дважды" оказывалась не такой уж и бессмыслицей, потому что экономические корабли, с усилием натянутые проектировщиками на требования военных моряков, быстро устаревали. Короткий их период активной службы, перед выводом в резерв, объяснялся вовсе не износом или низким качеством постройки.
Для сравнения, броненосцы типа "Монарх" ("эпохи Штернека") прослужили около 8 лет, три корабли были полностью введены в строй к 1898-му году, составив главные силы флота, а переведены в резерв в 1906-м (исключены из списков флота в 1908-м), других кораблей линии в 1890-е годы в Австро-Венгрии в строй не вводилось. Следующий же тип броненосцев "Габсбург" был ярким примером минусов пере-недо-экономии "эпохи адмирала Шпауна". Все три броненосца этого типа служили в "активе" не более двух лет, с 1906-го по 1908-й , при том, что заложен первый "Габсбург" был ещё в 1899-м*. Сменившие их в составе главных сил броненосцы типа "Эрцгерцог Карл" выводились в резерв в 1910-м. Периоды постройки, укомплектования и боевой подготовки экипажей отдельных кораблей, а затем боевого слаживания в составе отряда, были не просто сопоставимы с периодами активной службы, корабли строились и готовились к активной службе дольше, чем несли её.
- броненосцы вводились в строй в период с декабря 1902-го по апрель 1904-го года, но самостоятельная дивизия, в составе главных сил флота, из них была составлена только в 1906-м
Конечно, резерв во флоте Австро-Венгрии (или в любом другом, того времени) не был концом службы корабля, даже формальное исключение из списков флота не отправляло корабли на слом, как можно видеть на примере тех же гномов-броненосцев типа "Монарх", что вновь вводились в состав флота в ходе Балканской войны, а затем и Первой Мировой. В составе же дивизий резерва корабли не только поддерживались в боеспособном, технически, состоянии, но и модернизировались. Резерв, однако, был прямой и недвусмысленной оценкой боеспособности корабля, показывающей, насколько командование флота рассчитывает на свои "новинки", что предпочитает вкладывать с трудом выбиваемые средства в новые корабли, экономя на боеготовности уже построенных. В конце концов, чтобы красиво стоять у причальной стенки, регулярные учебно-боевые выходы в море не требуются.
Наиболее значимыми факторами экономии были ограничения по водоизмещению - это материалы и затраты на постройку - и, конечно же, итальянцы. Поскольку Императорский и, в какой-то степени, Королевский флот, несмотря на присоединение Австро-Венгрии к Тройственному Союзу, продолжал, упорно, ориентироваться на поддержание хоть какого-то баланса сил именно с итальянским, наглухо, Королевским флотом, а тот, не менее упорно, стремился заполучить на вооружение броненосцы способные, одновременно, обогнать Феррари и застрелить Клинта Иствуда*, жертвуя броневой защитой, то одним из способов срезать лишний вес было вооружение.
- и никаких национальных клише!
- для примера, ровесники типа "Габсбург", итальянские броненосцы типа "Реджина Маргарита" имели главный бронепояс толщиной до 6 дюймов (152 мм) - снаряды 24-см пушек Шкода образца 1897-го года могли пробить броню толщиной от 188 до 239 мм с дистанции в 6 км, в зависимости от типа снаряда, а ожидаемые дистанции боя не превышали, на момент постройки "Габсбургов" и "Маргарит", 3-5 км
Скорострельные, а точнее скорозарядные 24-см или 9,4-дюймовые (или 240-мм, все значения даны округлённо, по общепринятому написанию калибра) пушки обеспечивали темп стрельбы до двух выстрелов в минуту, в то время как современные им 28-см и 12-дюймовые (280-мм и 305-мм), разработки 1880-90-х годов, имели темп стрельбы, который удобнее мерять в минутах на выстрел (2-3 мин на выстрел), чем в выстрелах в минуту. Если учесть, что веса снарядов различались, примерно, как 200+ кг для 24-см, 300+ кг для 28-см, а для 12-дюймовых от 300+ до 400+ кг, то преимущество в весе залпа на единицу времени было за "мелкашкой".
- 330 кг снаряды Русского Императорского флота и 340-350 кг французского, также, например, британские 386 кг бронебойные от них ушли не слишком далеко, такой разбег объяснялся попытками нарастить начальную скорость "лёгкого" снаряда, что была выгодна на коротких дистанциях - настильная траектория (точность) и высокая бронепробиваемость - сами артсистемы были +/- одной весовой категории
- здесь и далее, веса приводятся по бронебойным снарядам
Сам по себе, более высокий темп стрельбы давал преимущество в скорости пристрелки. Как и говорилось выше, проблему пробивания брони решал сам потенциальный противник. Как итог, для конца 19-го века, для ограниченных стратегических целей двуединого флота такой главный калибр был вполне подходящим, заодно, компенсируя гномам-"Монархам" их слабый средний калибр (всего три 15-см пушки на каждый борт).
Спроектированные в самом конце стимпанковского века "Габсбурги" и вовсе лишились одного орудия главного калибра. Корабли линии, спроектированные при Шпауне ("Габсбурги" и следующие типа "Эрцгерцог Карл"), уже не имели явных ограничений по мореходности, их энергетические установки обеспечивали им ход даже выше, чем у "среднестатистических" броненосцев других флотов мира, что намекало на амбиции на выход из Адриатики, но тут между собой сталкивались разумное желание военных моряков иметь однородное соединение из трёх современных кораблей линии и разумное нежелание всех остальных давать им на это много денег, что и вело, собственно, самым простым путём, к ограничениям по водоизмещению.
Сохранив прежний главный калибр и поставив на корме одноорудийную башенную установку (24-см/40 калибров), вместо обычной двухорудийной, кораблестроители сэкономили на "Габсбургах" вес ради размещения мощной батареи среднего калибра из двенадцати 15-см орудий. Для сравнения, при водоизмещении не более 8,9 тыс тонн, батарея среднего калибра "Габсбургов" соответствовала британским "Канопусам" (до 14,5 тыс тонн), при немногим худшей броневой защите и более высокой скорости. В 1906-м году, когда все три "Габсбурга" вступили в строй и составили единую дивизию, такой подход к вооружению уже не вполне соответствовал требованиям времени, к началу же Первой Мировой, корабль с тремя маломощными орудиями ГК едва ли мог считаться мог считаться, в принципе, кораблём линии.
- фото и данные - В. Полуян "Броненосцы имперской Австрии":
Ещё не был спущен на воду, для достройки на плаву, последний "Габсбург" ("Бабенберг"), как на верфях в Триесте был заложен новый линейный корабль - броненосец "Эрцгерцог Карл" - первый из трёх кораблей серии. В 1902-м году, когда производилась его закладка, военно-морская мысль ещё не ушла от концепции броненосца "под средний калибр", но потенциальная возможность роста дистанций в морском бою уже осознавалась, шли практические опыты по стрельбе на дальние дистанции, как осознавалась и слабость традиционных артсистем среднего калибра (диапазон калибров 138-164-мм), особенно, в сочетании с ростом дистанций стрельбы. Соответственно, в мире развивалась тенденция установки на броненосцах "второго" главного или "большого" среднего, так называемого "промежуточного" калибра. По задумке, промежуточный калибр мог пробивать все второстепенные элементы броневой защиты корабля линии (например, многочисленные казематы среднего калибра), а на коротких дистанциях и главные, тогда как среднего на это уже не хватало, имея, при этом, высокий темп стрельбы - так сказать, взяв лучшее и от среднего, и от главного калибров.
- на упоминавшейся "Реджине Маргарите", например, промежуточными пушками, в дополнение к четырём "главным" 12-дюймовым и двенадцати "средним" 6-дюймовым (150-мм), были четыре 8-дюймовых (203-мм)
Позволить себе строить полный аналог такого корабля и сразу серией, двуединый флот не мог, столько деняк им бы не дали, поэтому внимание австро-венгерских корабелов и военных моряков обратилось на более простой и перспективный вариант вооружения, который постепенно становился новой мировой "модой". Отказаться от среднего калибра, как такового, оставив только главный и промежуточный, заодно, по двуединой традиции, сэкономив вес на ГК. И, да, на "Эрцгерцогах", с их водоизмещением до 11 тыс тонн, сохранялся главный калибр в 24-см с длиной ствола в 40 калибров.
Выбранный двуедиными корабелами калибр "промежуточного" орудия в 19-см также относился к категории "модных", такие системы в 7,5-7,6 дюймов получили широкое распространение лишь в начале 20-го века. При кажущейся близости калибров с 8-мидюймовыми, они были ощутимо легче - промежуточные пушки итальянской "Реджины Маргариты" (203-мм) весили, например, по 20 тонн, а у "Эрцгерцогов" по 12 тонн (190-мм), ну, а чуть меньший вес снаряда (итальянские 112 кг против двуединых 97 кг), компенсировался более высокой его начальной скоростью (770 м/с против 825 м/с).
- фото и данные - В. Полуян "Броненосцы имперской Австрии":
Разумеется, и свои минусы у этих вариантов вооружения были (плюсы также не исчерпывались вышеописанным). Причём путаницу в определении падений снарядов разных калибров, при пристрелке и корректировке, с успехом, обеспечивали оба варианта. Какой карнавал на арене цирка, в ходе пристрелки, устроит отряд би- или трикалиберных кораблей, пытаясь концентрировать огонь всего своего основного вооружения на одной цели, понимали уже на тот момент. И чем ближе друг другу будут калибры, чем скорострельнее, тем чаще станут падать клоуны под ноги артиллерийского оркестра.
Приметы времени: знаменитая статья Витторио Куниберти "Идеальный линейный корабль для британского флота" вышла в 1903-м году, вынося на широкую публику многие вопросы, начиная от организации огня и заканчивая выгодой мощной броневой защиты вокруг одного лишь главного калибра, когда "Эрцгерцог Карл" был ещё на стапелях. К тому времени, как вошёл в строй последний из серии "Эрцгерцогов" - "Эрцгерцог Фердинанд Макс" в 1907-м году - в Великобритании вошёл в строй "Дредноут", став эталоном нового типа кораблей линии и дав ему, чтоб два раза не вставать, своё имя, в качестве нарицательного.
Самые настоящие линкоры.
Обычно, устаревание эскадренных броненосцев, как условного общего типа кораблей линии, связывают именно с постройкой в Великобритании могучего и совершенного корабля - грозного "Дредноута". Однако, не "Дредноут" выкосил из флотов мировых держав броненосцы, затмевая их своим совершенством, он лишь отражал в своей конструкции требования времени и развитие военно-технической мысли и, будучи, во многом, пробным кораблем, сам довольно быстро устарел. Да и выкашивания, как такового, не произошло, далеко не все державы могли вывести из состава даже главных сил броненосцы*, тем более, что их "классический" главный калибр (в диапазоне от 28-см до 30-см/12-дюймов) оставался вполне актуальным и даже переживал, выражаясь особо изящно, период Ренессанса.
- более того, броненосцы строились и после "Дредноута", и отнюдь не из-за ретроградных воззрений флотоводцев или кораблестроителей, они учитывали все те же тенденции развития морских вооружений, не случайно этот тип кораблей линии выделяют как отдельный условный тип "полудредноутов"
Внедрение электрических механизмов в башенные установки свежепостроенных или модернизированных броненосцев резко повысило темп стрельбы "традиционных" 12-дюймовых орудий с тяжёлыми поршневыми затворами, параллельно с введением новых типов зарядов* и развитием механизации подачи боеприпасов, теперь они могли делать до одного выстрела в минуту или полторы.
- и системы их хранения, позволявшей работать с ними вручную, без лишних потерь времени
Новые же артсистемы, в этом калибре (как правило, с более длинными стволами и мощными зарядами), могли иметь темп стрельбы и до двух выстрелов в минуту. Переход на залповую пристрелку (до того, ГК пристреливали одиночными выстрелами) и централизованное управление огнём корабля начался ещё в первые годы 20-го века, в 1910-х годах появилась и развивалась практика организации стрельбы отрядом кораблей, с передачей данных между кораблями по радио или визуальными средствами (если кто видел на фото кораблей того времени разметку на их башнях ГК - это один из самых простых и быстрых способов обмена данными, наблюдатель с другого корабля просто видел пеленг на цель, по этой разметке).
- на Чёрном море в мае 1915-го года отряд броненосцев Русского Императорского флота, например, успешно перестрелял германский "Гебен", со "счётом" 3:0 (два результативных попадания)
Темп стрельбы отдельно взятого орудия, при должной организации огня соединения, перестал иметь первостепенное значение. Зато появился такой фактор, как статистика падений снарядов в одном залпе (три пушки ГК на "Габсбургах", на этом моменте, сказали "ой, всё"), не обязательно полном. Дальности стрельбы, с развитием оптических приборов (трёх-, а затем и пятиметровые дальномеры, которые устанавливались и на броненосцы), механизацией расчётов и организации огня, выросли в несколько раз и, пробив планку технически возможного в 15 км, устремились к видимому горизонту (20-25 км), чем ставили уже вопрос о чётком наблюдении разрывов снарядов не только среднего калибра, но и, собственно, 240-мм систем и близких к ним. Между тем, как пример ожиданий и реальности, исходные таблицы стрельбы для пушек главного калибра на "Габсбургах" и "Эрцгерцогах" были рассчитаны только до 12 км дальности (аналогично и для "промежуточного"), хотя их баллистика и углы подъёма позволяли стрелять на дистанцию свыше 16 км (к началу ПМВ, таблицы уже были дополнены).
Пусть такие дистанции и остались лишь технически возможными (и то не для всех), имея слишком низкие вероятности попаданий, чтобы вести бой, но, и с реальными дистанциями боя в начале Первой Мировой в 10-15 км, по условиям видимости, средний калибр, в конце 19-го века успевший стать, по факту, основным вооружением кораблей линии и, во многом, определявший облик эскадренных броненосцев, перешёл в разряд вспомогательного оружия, сильно обесценив спроектированные под него корабли. Помимо высоты водяного столба, в результате разрыва, имели не менее важное значение и такие факторы как рассеивание снарядов (чем тяжелее, тем стабильнее в полёте) и потеря ими пробивных свойств, что, с ростом дистанции, сильнее всего било по эффективности меньших калибров. И, разумеется, стреляя по супостату, любому хочется не просто в него попасть и где-то пробить, но и чтоб его пробрало, а в таком разрезе, чем больше снаряд, тем лучше. В идеале, главный калибр корабля линии должен был с гарантией пробивать главный броневой пояс вражескому линейному коллеге, подобным попаданием выводя его из строя.
- чтобы избежать недопонимания - означало ли это, банально, отставание Австро-Венгрии в военно-морском деле?
- отнюдь, французские броненосцы типа "Либертэ" (также его обозначают как тип "Демократи"), ещё одни герои данного повествования, уже после закладки в 1902-1903-м, перестроенные по той же "моде", что и "Эцгерцоги", в строй вошли только в 1908-м, вот только несли они, помимо промежуточного (194-мм), и нормальный главный калибр в 12-дюймов
- итальянский тип "Реджина Елена", первый корабль этого типа заложен в 1901-м, напротив, был ещё более "промежуточным" и "модным", имея всего две одноорудийных башни главного калибра (две пушки 305-мм), зато 12-ть 8-дюймовых (203-мм) пушек в шести двухорудийных башенных установках с широкими секторами обстрела, в том числе на погонных и ретирадных курсах, то есть, вперёд и назад
бзсхднстьтаблица составлена по данным из работ Полуяна и Фридмана:
В общем, к чему было это длинно-линейное вступление? В табличке из советской "Истории Первой Мировой Войны" было приведено общее соотношение сил флотов на Средиземноморском ТВД, говоря откровенно, не оставляющее флоту Австро-Венгрии и тени шанса, вне зависимости от того, что бы чудесно-тактического они там изобразить не пытались. Однако, те, кто помнит ещё содержание прошлой статьи, видели список куда более скромный - 12 французских кораблей линии - ведь на порог Адриатики, на Мальту, пришли лишь главные силы флота Третьей Республики, оставляя броненосцы резерва на охране портов и конвоев.
И, при сравнении двуединых линейных сил с ними, картина будет уже совсем иной. Два республиканских дредноута и десять броненосцев против трёх имперских дредноутов и девяти броненосцев!
Шансы есть! То есть, были. Но..., на самом деле не было. По крайней мере, не в прямом столкновении.
Тут несложно догадаться, что шесть из этих девяти двуединых броненосцев - это те самые "малокалиберные", что мы разбирали в прошлой главе. Три "Габсбурга": "Габсбург", "Арпад" и "Бабенберг". Три "Эрцгерцога": "Эрцгерцог Карл", "Эрцгерцог Фердинанд Макс" и "Эрцгерцог Фридрих". У в французов, в августе 1914-го года, ровно половину броненосцев 1-й Морской Армии составляли их аналоги: два классических броненосца типа "Републик", погодки "Габсбургов", и три модных, под стать "Эрцгерцогам", "Либертэ" ("Демократи") с таким же промежуточным калибром. О том, что могло бы выйти из их столкновения в начале 20-го века, спорить можно долго, французы-то не экономили - их суровые угольные утюги, при водоизмещении до 15 тысяч тонн, не только несли полноценный главный калибр, но и мощное бронирование - однако, прогресс сделал сравнение куда более однозначным.
- данные и схема - "ВМС Франции 1914-1918. Справочник по корабельному составу", тип "Републик" отличается только вооружением:
Таким вот нехитрым образом, двуединый флот оказался колоссом на глиняных ногах, неспособным опереться на свои не такие уж и старые "старые" корабли линии. И именно эти корабли, а не новенькие, с иголочки, дредноуты, предопределили пассивную стратегию двуединого флота.
Сжечь пять тысяч тонн угля и полить их сверху тысячей тонн мазута для доставки нескольких артиллерийских батарей и радиостанции, для проводки одного и не самого большого зерновоза? Ради сопровождения княжича Данило и его свиты - наследника черногорского престола - при том, что все они поместились на одном эсминце?! Смешно и абсурдно!
Французскому адмиралу де Лапейреру смешно не было, даже, когда он узнал о том, что власти Черногории не могут вывезти зерно из порта.
Намертво приковать к себе сильнейший военно-морской флот на Средиземном море, а потом и ещё один, до самого конца Первой Мировой, но бояться выйти из гавани? Это суровая реальность fleet-in-being, когда флот достаточно силен, чтобы создать угрозу, но не способен воплотить её в жизнь.