Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Бронетранспортёр AT105 Saxon, 1973

Оглавление

В 1972 году инженеры из GNK Sakney решили тряхнуть стариной и повторить путь, по которому шли их предки – создать колёсный бронетранспортёр AT105 Saxon на базе армейского грузовика. Относительно простое решение обещало быть очень выгодным – такие системы военным нравятся за счёт своей цены, унитарности запчастей, а также надёжности.

Колёсный бронетранспортёр пехоты AT1-5 Saxon собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Колёсный бронетранспортёр пехоты AT1-5 Saxon собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

Работы по созданию нового колёсного бронетранспортёра начались не по заказу – это был инициативный проект компании. Причём по такой схеме уже давно работали до них – ярким примером такой работы можно назвать AEC Armoured car (построенный на базе тягача Matador), серия бронемашин Morris, построенных на базе небольшого грузовичка, а также полицейский броневик Humber Pig, тоже построенный на базе лёгкого грузовика Humber. Изначально новый бронетранспортёр разрабатывали для армейских нужд, и даже планировали оснастить некоторым вооружением, но в основной вариант бронеавтомобиля пулемётного вооружения не устанавливалось.

Однако первый прототип в серию не пошёл – представленную машину военные рассмотрели со всех сторон, и к неудовольствию конструкторов, нашли массу всего, к чему можно придраться. Поэтому инженеры довольно быстро устранили выявленные недостатки, добавив отсебятины и присвоив прототипу индекс AT104. Но и его на вооружение британской армии не приняли – зато удалось продать несколько десятков таких машин в Нидерланды и Бруней.

Бронетранспортёр АТ104 на службе в Нидерландской полиции. Фотография в свободном доступе.
Бронетранспортёр АТ104 на службе в Нидерландской полиции. Фотография в свободном доступе.

А для британской армии инженеры начали разрабатывать новую машину, тоже на базе 4-тонного грузовика Bedford. В ней уже опционально размещался пулемёт в командирской башенке (хотя сама башенка не вращалась), а сам броневик стал выше. Хоть и со скрипом, но военные всё же новую машину приняли, направив её в BAOR, для укрепления подразделений мотопехоты на случай возможной войны с СССР. Хотя машина на самом деле получилась «не очень» - вездеходные качества были так себе, плавать «Саксонец» не умел вообще. Да и вообще, по некоторым данным, в инструкции к нему было прописано требование использовать бронемашину приоритетно на хороших дорогах.

Но, что есть – то есть, благо хоть его не создали как средство борьбы с перспективными советскими танками, «Саксонец» честно служит с 1976 года. Он успел побывать практически во всех заметных военных конфликтах конца ХХ века, где не раз доказал надёжность своего шасси, но к тому же продемонстрировал и ошибки в конструировании, исправлять которые уже было поздно.

Описание конструкции

Прежде, чем я продолжу рассказ о боевых недостатках бронетранспортёра AT105 Saxon, следует рассказать о его устройстве. Заранее скажу, что конструкторы особенно не ломали головы.

Бронированный корпус

Корпус бронеавтомобиля собран из листов катаной противопульной брони, собранных между собой сварным методом. Толщина листов не превышает 16 мм, что неплохо защищает лишь от стрелкового оружия, но все листы устанавливались под рациональными углами наклона, что несколько повышало защитные характеристики бронеавтомобиля.

Командир машины, высунувшись из люка, осматривается на местности. Фотография в свободном доступе.
Командир машины, высунувшись из люка, осматривается на местности. Фотография в свободном доступе.

Механик-водитель традиционно располагался в передней части машины, рядом с двигателем. В зависимости от страны-назначения конкретной партии (он выпускался и на экспорт), место водителя находилось справа или слева по продольной оси машины. Двигатель, соответственно, переносился на нужную сторону. Непосредственно за водителем находилось место командира машины, оборудованное неподвижной командирской башенкой с большими триплексами на все четыре стороны. При этом щитки, разумеется были, как у механика-водителя (рабочее место которого оснащалось такими же триплексами), так и у командира машины.

Непосредственно за местом командира находилось десантное отделение, вмещавшее восемь человек вместе с оружием и снаряжением. В иных модификациях там могли находиться полезные грузы, медицинское отделение и так далее. Бойниц в десантном отделении присутствует шесть, из них десант может вести огонь по противнику. Посадка и высадка десанта осуществлялась через двери в корме, а также через дверцы в правом или левом борту.

Вооружение

Изначально на бронетранспортёр не планировалось установки вооружения – концепция инженеров была направлена на создание «боевого такси», которое на скорости доставляло бы бойцов в нужную точку пространства или эвакуировала их оттуда при необходимости. Однако военные всё-же затребовали установку хотя бы одного пулемёта для защиты машины от пехоты противника, а также для прикрытия собственной пехоты.

Установка 7,62-мм пулемёта GPMG на крыше AT105 Saxon. Фотография в свободном доступе.
Установка 7,62-мм пулемёта GPMG на крыше AT105 Saxon. Фотография в свободном доступе.

Выполнив требования военных, кольцевую стойку для пулемёта всё-таки установили. На неё можно было устанавливать как штатный 7,62-мм GPMG, так и 12.7-мм Browning. Но был один нюанс – центр тяжести машины располагался слишком высоко, и установка пулемёта, да ещё с боекомплектом, оказались неслабым испытанием для ходовой части машины.

Отдельно была модификация с пулемётной башенкой на крыше десантного отделения – её центр тяжести смещался так высоко, что механику-водителю запрещалось совершать резкие повороты, чтобы машину не опрокинуло. Хотя, забегая вперёд, можно сказать – это не особо помогло. В интернете можно найти сведения, что такие машины имели минимум с десяток несчастных случаев, связанных с опрокидыванием и травмами перевозимого личного состава и экипажа.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Стандартным считается шестицилиндровый дизельный двигатель General Motors Bedford «Type 500» мощностью 147 л.с. Но на некоторых модификациях предусмотрена возможность установки 8-цилиндрового бензинового двигателя с непосредственным впрыском Rolls-Royce B81 мощностью 164 л.с. Коробка передач – автоматическая Allison АТ540.

Колесную базу машины сделали более короткой, что улучшило маневренность в стесненных городских условиях. Все четыре колеса – ведущие, привод на два передних может отключаться. Подвеска колес – обычная, с использованием листовых рессор и гидравлических амортизаторов. Основное назначение бронеавтомобиля АТ-105 предполагает его применение на хороших дорогах. Проходимость машины по бездорожью и в условиях крутых подъемов и спусков несколько хуже, чем у других бронеавтомобилей, но все же лучше, чем у исходного грузовика “Бедфорд”. В отличие от большинства военных бронированных колесных машин, AT-105 не является амфибией.

Заключение

AT105 Saxon в целом является неплохой машиной, однако выявленные недостатки, которые производитель не решился перекрыть ещё на момент запуска серийного производства действительно не позволяет считать его действительно хорошим бронетранспортёром. Но мы имеем то, что имеем – Saxon уже прослужили в войсках нескольких стран мира уже почти полвека, а это о чём-то да говорит…

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!