Борьба за независимость Ирландии от британского правительства не раз заставляла техников полицейских служб Королевства идти на нестандартные меры — вспомнить хотя бы грузовик Guinness. Однако спустя каких-то 40 лет после его создания, вновь возникла потребность в быстром решении задач по переоснащению внутренних войск Великобритании. Так начался путь бронетранспортёра Humber Pig.
История создания
Ирландские сепаратисты на протяжении нескольких веков были настоящей головной болью для правящей династии Великобритании. Лидеров сопротивления сложно было «выкупить», поэтому долгое время британские военные и правоохранительные органы не могли прикрыть каналы воспроизводства революционных настроений, что отрицательно сказывалось на популярности Королевства в Ирландии. Действовали сепаратисты весьма аккуратно и грамотно — ведя подрывную работу среди простых жителей Ирландии, время от времени они прибегали и к силовым действиям, устраивая теракты и проводя «акции возмездия» против британских властей.
Одним из «триггеров», которые привели к созданию бронеавтомобиля Humber Pig стала «Операция урожай», которая привела к критической напряжённости в Ирландии. Эта самая напряжённость привела к волне беспорядков, охвативших практически всю Ирландию и даже привела к вводу в страну серьёзного контингента британской армии и полицейских — всего было задействовано более 15 тысяч солдат и полицейских. Перед высшим командованием контингента встал один вопрос — как уменьшить потери среди бойцов, не прибегая к вводу тяжёлой техники? Ответов на этот вопрос было два — использовать всю мощь спецслужб для выявления и ликвидации подполья (что в итоге и было сделано, однако коряво и не до конца), либо использовать тяжёлую военную технику. Однако, если я не ошибаюсь, по законам Королевства, тяжёлую военную технику против гражданских использовать нельзя (по крайней мере, без объявления военного положения), поэтому пришлось идти на компромисс — создавать «на коленке» технику для борьбы с локальной партизанщиной, а именно что-то лёгкое и защищающее от лёгкого стрелкового оружия.
Решение нашлось достаточно быстро — полицейские решили взять лёгкий грузовик Humber FV 1600 с грузоподъёмностью в одну тонну, немного доработать подвеску, после чего водрузить на шасси бронированный корпус. По вооружению ещё были вопросы и уточнения, поэтому изначальный вариант планировался без бортового вооружения, а вести огонь по террористам предлагалось из личного оружия бойцов, находящихся внутри броневика. Спорное, конечно решение, и в целом — такое себе, зато быстро и надёжно.
Новая машина, получившая название «Pig» (переводится как свинья, кабан) предназначалась для разгона демонстраций, защиты бойцов при перевозке их на опасный участок, обеспечения безопасности различных объектов, а также для проведения силовых операций. «Свинья» получилась довольно неплохой — хоть и имевшая слабую противопульную броню, она слыла надёжным «инструментом усмирения», была в целом надёжной боевой машиной, способной решать целый спектр различных задач. Именно это и позволило «Свинье» прослужить более двадцати лет на службе полицейских подразделений и вооружённых сил Великобритании, при этом машина обрастала различными модификациями.
Описание конструкции
В целом, конструкция бронеавтомобиля не несла чего-то принципиально нового — его строили по классической технологии «посадки» бронированного корпуса на автомобильное шасси. При этом базовая модель была лишена всяческого вооружения.
Бронированный корпус
Как я уже говорил выше, броневик под названием «Свинья» не предназначался для боев с хорошо вооружёнными силами противника, поэтому конструкторы собрали коробчатый корпус из бронелистов толщиной в шесть-восемь миллиметров. В лобовой части пластины брони получили рациональные углы наклона, что позволило слегка усилить бронирование (но, разумеется, некритично — от бронебойных винтовочных патронов это всё равно не спасало).
Компоновка бронеавтомобиля была стандартной – моторно-трансмиссионное отделение находилось в передней его части, в середине находился отсек управления, а в корме размещался десант. Десанта полагалось шесть человек, сидящих боком по ходу движения, лицом друг к другу. На прототипе у десантного отсека крыши не было, и заказчик эту идею отверг – сепаратисты запросто могли занимать места на 2-3 этажах зданий и вести огонь оттуда, следовательно, смысла в такой посадке не было. Да и от гранаты или самодельного взрывного устройства, перекинутого через борт машины, никто не был застрахован. Посему серийная модель пошла уже с полностью закрытым корпусом.
Первая серийная модификация, Mark I не несла в себе ничего интересного – только внешние навесные коробки с негорючими материалами, предотвращающие установку взрывающихся «сюрпризов» непосредственно на броню, сберегая таким образом, бойцов внутри десантного отделения. В корпусе были проделаны бойницы, а также форточки – при необходимости десант мог вести огонь через них. Для обзора у механика-водителя и командира машины были окна, забранные обычным стеклом, на которые при необходимости можно было опустить бронированные щитки со смотровыми щелями.
Вторая, Mark II, в народе получила прозвище «Крылатая свинья» - виной тому установка «крыльев», которые предназначались для перекрытия улиц, а также для «примирения» демонстрантов. Выглядело это так – командир броневика нажимал кнопку на «торпеде», и от бортов отделялись решётчатые крылья или бронированные заслонки, выступавшие щитами для передвижения полицейских. В заслонках были прорезаны амбразуры для ведения огня из стрелкового оружия, а также окошки, забранные толстым стеклом для наблюдения за обстановкой.
Была ещё одна модификация корпуса, получившая название «Hornet» («Шершень») – её лишили десантного отсека, зато оснастили установкой для запуска противотанковых ракет Malkara. Эту машину разрабатывали для для обеспечения британских и австралийских воздушно-десантных подразделений мобильными противотанковыми средствами. Разумеется, на вооружении полиции её никогда не было – их всего выпустили 230 или 250 штук.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Здесь изменений в отличие от «донора», было мало – двигатель остался тем же, Rolls-Royce B60, шестицилиндровый бензиновый двигатель карбюраторного типа объёмом в 4.2 литра. Он выдавал 120 лошадиных сил, и для машины весом в 6.5 тонн его более чем хватало. Разгонялась «Свинья» до 64 километров в час, а запаса топлива хватало на 400 километров пути.
Подвеска автомобиля представлена четырьмя пружинными амортизаторами, и каждое из колёс как имело свою независимую подвеску, так и привод. Это позволило придать машине отличные вездеходные качества (разумеется, ограниченные возможностями подвески – проходимости танков от «Свиньи» ждать не приходилось), хотя казалось бы зачем они нужны в условиях городских боёв?
Вооружение
Штатно вооружение на броневики не устанавливалось – вести огонь из машины предлагалось из личного оружия десанта. Лишь две модификации Kremlin и Turret, оснащённые башнями, имели штатное вооружение – пулемёты Bren L4 или Browning M1919A4, в зависимости от модификации. В остальном это была довольно странная в боевом отношении машина, если забыть о её назначении – полицейские операции против ирландских сепаратистов, вооружённых лёгким стрелковым оружием.
Humber Pig на службе
Около 500 броневиков были развёрнуты в Северной Ирландии, охраняя интересы Великобритании в этом государстве. Они находились на вооружении Королевской полиции Ольстера, а также других подразделений, созданных для борьбы с сепаратизмом и поддержания внутреннего порядка. Их «звёздный час» наступил в контексте напряжённости в сентябре 1973 – июле 1973 годов. Тогда они помогали «урегулировать» политический кризис, сохраняя патронаж Великобритании над Северной Ирландией.
Но в начале 70-х годов ХХ века на вооружение полицейских служб и армии Великобритании начали поступать новые бронеавтомобили, после чего «Свиньи» стали потихоньку списываться со службы. Однако просто так списать их не было в традициях Королевства. Часть машин всё же утилизировали, но некоторое количество бронетранспортёров было продано в Финляндию в конце 70-х – начале 80-х годов ХХ века. (туда же ещё продали несколько других моделей бронеавтомобилей). Там они находились на вооружении примерно до 1992-1995 годов, после чего были утилизированы вследствие полного устаревания конструкции.
Заключение
Humber Pig был второй машиной в истории строения бронетехники Великобритании, созданной для полицейских операций на территории Королевства. И это была первая серийная машина, которая не поставлялась на экспорт (по крайней мере, до окончания срока службы подразделениям, входившим в правоохранительные и военизированные органы Королевства).
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!