Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Бронетранспортёр Humber Pig, 1958

Оглавление

Борьба за независимость Ирландии от британского правительства не раз заставляла техников полицейских служб Королевства идти на нестандартные меры — вспомнить хотя бы грузовик Guinness. Однако спустя каких-то 40 лет после его создания, вновь возникла потребность в быстром решении задач по переоснащению внутренних войск Великобритании. Так начался путь бронетранспортёра Humber Pig.

Бронетранспортёр Humber Pig. Фотография в свободном доступе.
Бронетранспортёр Humber Pig. Фотография в свободном доступе.

История создания

Ирландские сепаратисты на протяжении нескольких веков были настоящей головной болью для правящей династии Великобритании. Лидеров сопротивления сложно было «выкупить», поэтому долгое время британские военные и правоохранительные органы не могли прикрыть каналы воспроизводства революционных настроений, что отрицательно сказывалось на популярности Королевства в Ирландии. Действовали сепаратисты весьма аккуратно и грамотно — ведя подрывную работу среди простых жителей Ирландии, время от времени они прибегали и к силовым действиям, устраивая теракты и проводя «акции возмездия» против британских властей.

Лёгкий грузовик Humber FV 1600. Фотография в свободном доступе.
Лёгкий грузовик Humber FV 1600. Фотография в свободном доступе.

Одним из «триггеров», которые привели к созданию бронеавтомобиля Humber Pig стала «Операция урожай», которая привела к критической напряжённости в Ирландии. Эта самая напряжённость привела к волне беспорядков, охвативших практически всю Ирландию и даже привела к вводу в страну серьёзного контингента британской армии и полицейских — всего было задействовано более 15 тысяч солдат и полицейских. Перед высшим командованием контингента встал один вопрос — как уменьшить потери среди бойцов, не прибегая к вводу тяжёлой техники? Ответов на этот вопрос было два — использовать всю мощь спецслужб для выявления и ликвидации подполья (что в итоге и было сделано, однако коряво и не до конца), либо использовать тяжёлую военную технику. Однако, если я не ошибаюсь, по законам Королевства, тяжёлую военную технику против гражданских использовать нельзя (по крайней мере, без объявления военного положения), поэтому пришлось идти на компромисс — создавать «на коленке» технику для борьбы с локальной партизанщиной, а именно что-то лёгкое и защищающее от лёгкого стрелкового оружия.

Решение нашлось достаточно быстро — полицейские решили взять лёгкий грузовик Humber FV 1600 с грузоподъёмностью в одну тонну, немного доработать подвеску, после чего водрузить на шасси бронированный корпус. По вооружению ещё были вопросы и уточнения, поэтому изначальный вариант планировался без бортового вооружения, а вести огонь по террористам предлагалось из личного оружия бойцов, находящихся внутри броневика. Спорное, конечно решение, и в целом — такое себе, зато быстро и надёжно.

Бронетранспортёр Humber Pig Mark I. Фотография в свободном доступе.
Бронетранспортёр Humber Pig Mark I. Фотография в свободном доступе.

Новая машина, получившая название «Pig» (переводится как свинья, кабан) предназначалась для разгона демонстраций, защиты бойцов при перевозке их на опасный участок, обеспечения безопасности различных объектов, а также для проведения силовых операций. «Свинья» получилась довольно неплохой — хоть и имевшая слабую противопульную броню, она слыла надёжным «инструментом усмирения», была в целом надёжной боевой машиной, способной решать целый спектр различных задач. Именно это и позволило «Свинье» прослужить более двадцати лет на службе полицейских подразделений и вооружённых сил Великобритании, при этом машина обрастала различными модификациями.

Описание конструкции

В целом, конструкция бронеавтомобиля не несла чего-то принципиально нового — его строили по классической технологии «посадки» бронированного корпуса на автомобильное шасси. При этом базовая модель была лишена всяческого вооружения.

Бронированный корпус

Как я уже говорил выше, броневик под названием «Свинья» не предназначался для боев с хорошо вооружёнными силами противника, поэтому конструкторы собрали коробчатый корпус из бронелистов толщиной в шесть-восемь миллиметров. В лобовой части пластины брони получили рациональные углы наклона, что позволило слегка усилить бронирование (но, разумеется, некритично — от бронебойных винтовочных патронов это всё равно не спасало).

Компоновка бронеавтомобиля была стандартной – моторно-трансмиссионное отделение находилось в передней его части, в середине находился отсек управления, а в корме размещался десант. Десанта полагалось шесть человек, сидящих боком по ходу движения, лицом друг к другу. На прототипе у десантного отсека крыши не было, и заказчик эту идею отверг – сепаратисты запросто могли занимать места на 2-3 этажах зданий и вести огонь оттуда, следовательно, смысла в такой посадке не было. Да и от гранаты или самодельного взрывного устройства, перекинутого через борт машины, никто не был застрахован. Посему серийная модель пошла уже с полностью закрытым корпусом.

Humber Mark I собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Humber Mark I собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Первая серийная модификация, Mark I не несла в себе ничего интересного – только внешние навесные коробки с негорючими материалами, предотвращающие установку взрывающихся «сюрпризов» непосредственно на броню, сберегая таким образом, бойцов внутри десантного отделения. В корпусе были проделаны бойницы, а также форточки – при необходимости десант мог вести огонь через них. Для обзора у механика-водителя и командира машины были окна, забранные обычным стеклом, на которые при необходимости можно было опустить бронированные щитки со смотровыми щелями.

"Крылатая свинья" для разгона демонстраций. Фотография в свободном доступе.
"Крылатая свинья" для разгона демонстраций. Фотография в свободном доступе.

Вторая, Mark II, в народе получила прозвище «Крылатая свинья» - виной тому установка «крыльев», которые предназначались для перекрытия улиц, а также для «примирения» демонстрантов. Выглядело это так – командир броневика нажимал кнопку на «торпеде», и от бортов отделялись решётчатые крылья или бронированные заслонки, выступавшие щитами для передвижения полицейских. В заслонках были прорезаны амбразуры для ведения огня из стрелкового оружия, а также окошки, забранные толстым стеклом для наблюдения за обстановкой.

"Крылатая свинья" в варианте с бронированными "крыльями". Фотография в свободном доступе.
"Крылатая свинья" в варианте с бронированными "крыльями". Фотография в свободном доступе.

Была ещё одна модификация корпуса, получившая название «Hornet» («Шершень») – её лишили десантного отсека, зато оснастили установкой для запуска противотанковых ракет Malkara. Эту машину разрабатывали для для обеспечения британских и австралийских воздушно-десантных подразделений мобильными противотанковыми средствами. Разумеется, на вооружении полиции её никогда не было – их всего выпустили 230 или 250 штук.

Ракетный броневик Humber Hornet. Фотография в свободном доступе.
Ракетный броневик Humber Hornet. Фотография в свободном доступе.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Здесь изменений в отличие от «донора», было мало – двигатель остался тем же, Rolls-Royce B60, шестицилиндровый бензиновый двигатель карбюраторного типа объёмом в 4.2 литра. Он выдавал 120 лошадиных сил, и для машины весом в 6.5 тонн его более чем хватало. Разгонялась «Свинья» до 64 километров в час, а запаса топлива хватало на 400 километров пути.

Подвеска автомобиля представлена четырьмя пружинными амортизаторами, и каждое из колёс как имело свою независимую подвеску, так и привод. Это позволило придать машине отличные вездеходные качества (разумеется, ограниченные возможностями подвески – проходимости танков от «Свиньи» ждать не приходилось), хотя казалось бы зачем они нужны в условиях городских боёв?

Вооружение

Штатно вооружение на броневики не устанавливалось – вести огонь из машины предлагалось из личного оружия десанта. Лишь две модификации Kremlin и Turret, оснащённые башнями, имели штатное вооружение – пулемёты Bren L4 или Browning M1919A4, в зависимости от модификации. В остальном это была довольно странная в боевом отношении машина, если забыть о её назначении – полицейские операции против ирландских сепаратистов, вооружённых лёгким стрелковым оружием.

Humber Pig на службе

Около 500 броневиков были развёрнуты в Северной Ирландии, охраняя интересы Великобритании в этом государстве. Они находились на вооружении Королевской полиции Ольстера, а также других подразделений, созданных для борьбы с сепаратизмом и поддержания внутреннего порядка. Их «звёздный час» наступил в контексте напряжённости в сентябре 1973 – июле 1973 годов. Тогда они помогали «урегулировать» политический кризис, сохраняя патронаж Великобритании над Северной Ирландией.

Но в начале 70-х годов ХХ века на вооружение полицейских служб и армии Великобритании начали поступать новые бронеавтомобили, после чего «Свиньи» стали потихоньку списываться со службы. Однако просто так списать их не было в традициях Королевства. Часть машин всё же утилизировали, но некоторое количество бронетранспортёров было продано в Финляндию в конце 70-х – начале 80-х годов ХХ века. (туда же ещё продали несколько других моделей бронеавтомобилей). Там они находились на вооружении примерно до 1992-1995 годов, после чего были утилизированы вследствие полного устаревания конструкции.

Заключение

Humber Pig был второй машиной в истории строения бронетехники Великобритании, созданной для полицейских операций на территории Королевства. И это была первая серийная машина, которая не поставлялась на экспорт (по крайней мере, до окончания срока службы подразделениям, входившим в правоохранительные и военизированные органы Королевства).

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!