Найти в Дзене
Орская хроника

Иосиф Сталин глазами сержанта спецвойск по охране вождя

Оглавление
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

21 декабря (9 декабря по старому стилю) исполнилось 145 лет со дня рождения Иосифа Сталина, который вошел в историю как выдающийся государственный и военный деятель. В последнее время в СМИ можно увидеть информацию о периодах нашей истории, когда страну в жестких условиях держали такие диктаторы, как Иван Грозный и Иосиф Сталин. Людей, знавших Грозного, вы не найдете, а вот информацию о том, как управлял страной и жил вождь Советского Союза, народная память хранит до сих пор. Один из тех, кто лично был знаком со Сталиным, более того состоял в его охране, – Семен Коровин, отец местного депутата-оппозиционера. Павел Семенович предоставил нам зарисовки из воспоминаний Семена Викуловича.

Призыв в армию

Перед тем как уйти в армию, я работал трактористом и планировал со своими друзьями-одногодками служить в танковых войсках. В районном военкомате пожелание моих товарищей было удовлетворено, а вот меня отправили в областной военкомат, где после обследования и собеседования командировали в Москву. После учебной части нас, кто был ростом около 180 сантиметров, одели в форму, сшитую из офицерского сукна, и объявили, что мы находимся в спецвойсках по охране руководителя государства.

Принцип отбора для многих из нас, рядовых и сержантов, оставался непонятным до конца жизни. В обязанности входило обеспечивать на Кавказе безопасность мест отдыха первых лиц страны, государственных руководителей. Мы должны были поддерживать связь, заниматься благоустройством и охраной, но при этом делать это незаметно.

Первая встреча с вождем

Взвод, где я служил сержантом, направили в Батуми летом 1951 года. Ожидался приезд Сталина. Перрон был оцеплен охраной, на нем расстелили две ковровые дорожки и поставили две пальмы в больших горшках. В назначенное время подошел правительственный поезд, и из вагона вышел небольшого роста человек в серой шинели. Я видел его со спины. Удивительно, но он не пошел по ковровой дорожке, а шагнул на чисто выметенный перрон. Подойдя к группе встречающих, представителей партии и правительства Грузии, он пожал им руки, они о чем-то переговорили. Человек в серой шинели повернулся и снова направился к вагону. И в этот момент у меня чуть не подкосились ноги, потому что я увидел лицо вождя. Оно было серого цвета и покрыто шрамами от оспы. Я перевел взгляд на яркие золотые погоны генералиссимуса, чтобы отойти от оцепенения, но оно прошло, только когда Сталин подошел к вагону и начал подниматься по его ступенькам. В тот самый миг я обратил внимание на ботинки вождя. Каблуки на них были наполовину изношены. С этого момента я проникся уважением к нему, так как был молодым человеком из сельской местности, рос в условиях военного и послевоенного времени, и особого достатка в семье не было. А тут вождь, а не позволяет себе роскошь – новые ботинки. Хотя нам, охранникам, ежегодно выделялись хромовые и яловые сапоги. У нас была возможность отсылать домой отслужившую год обувь, что вызывало в деревне восхищение родных и знакомых.

Кортеж

Нести службу следовало таким образом, чтобы охрана не попадала в поле зрения вождя. За три года, проведенных на Кавказе, мне, сержанту Коровину Семену Викуловичу, приходилось неоднократно в составе спецгруппы выезжать на особые места на трассе, по которой предполагалось движение правительственных делегаций. Как правило, кортеж состоял из 3 – 4 черных одинаковых машин. Во время движения они все время менялись местами, поэтому понять, в которой из них Сталин, было невозможно. Обычно кортежи проезжали без остановок. Но однажды на одном из перевалов машины притормозили. Из них вышли все члены делегации, чтобы полюбоваться видами Кавказа и красивой местностью. У меня возникла шальная мысль подойти к Сталину и доложить, что их жизнь в безопасности, а охрану ведут надежные войска. Но, к счастью, я вовремя вспомнил строгие военные инструкции по личной охране вождя.

Читайте далее:

Человек в серой шинели. Иосиф Сталин глазами сержанта спецвойск по охране вождя