Продолжаем рассказ о фантастике в журнале "Юный техник", опубликованной в восьмидесятых годах. Все чаще публикуются произведения с продолжением. Люди моего поколения хорошо помнят это сладкое и мучительное чувство ожидания, длящегося целый месяц. Возбужденное воображение поневоле выстраивает свою версию дальнейших событий, тем интереснее читать долгожданное продолжение, сравнивая с картинкой, нарисовавшейся в собственной голове.
Прежде "ЮТ" публиковал старые произведения только зарубежных авторов, но 1984 год начался с того, что первые три номера были посвящены публикации повести советского классика фантастики Александра Беляева. "Замок ведьм" (1939) о попытке создания управляемых шаровых молний. Идет Вторая Мировая война и как другие советские фантасты тех лет, Беляев пишет о борьбе с совсем не вымышленными фашистами.
Четвертый, пятый и шестой номера включают повесть Владимира Михановского "Апполон". Наделенный божественным именем белковый робот морально и технически устарел, но он первый из себе подобных, кто был наделен чувствами, и его мучают воспоминания и переживания давно минувших дней.
И снова повесть с продолжением. На этот раз - "Посылка" Владимира Малова, опубликованная с восьмого по десятый номера. Земляне получают неожиданное послание из Космоса - контейнер, который содержит массу информации. Ученые уже предвкушают те невероятные знания, которые они получат от инопланетян, но что это?! В "посылке" лишь закодированные образцы земного искусства - картины, музыка, книги! Что этим хотели сказать братья по разуму?
В одиннадцатом номере опубликован рассказ Александра Климова "Кинозал на "Альбатросе". Космонавты коротают время в полете, пересматривая старые фильмы, но что за чертовщина? В знакомых до последнего кадра кинолентах события начинают развиваться по-другому? Что это? Происки инопланетян? Своеобразная попытка установления Контакта? А если запустить хронику с бомбардировкой Хиросимы?
"Контакт на Ленженеве" - так называется рассказ Владимира Малова, выступившего под псевдонимом А. Константинов, опубликованный в двенадцатом номере. Земные исследователи находят на далекой планете город, весь заставленный статуями, отдаленно напоминающими людей. Загадку их берется разгадать хроноисследователь Максим.
Первые три номера за 1985 год отведены новой повести Кира Булычева "Фотография пришельца". По части увлекательности, история о том, что во дворе обыкновенной панельной многоэтажки установили для ребят игровой космический корабль, найденный в виде металлолома в лесу, уступает другим повестям этого писателя, но в смысле теплоты человеческих отношений, ярких характеров и психологической достоверности поступков, нисколько.
В фантастике есть несколько устойчивых сюжетных клише, к одному из них относится тема "космических зоопарков". Каждый писатель раскрывает ее по своему. Игорь Белогруд и Александр Климов - авторы рассказа "Звездный зоопарк", опубликованного в четвертом номере, решили показать работу смотрителя такого зоопарка, правда, расположенного на орбитальной станции. Что ж, ему придется столкнуться с весьма неприятной проблемой.
Пятый номер порадовал рассказом белорусского писателя Евгения Дрозда "Коробка с логисторами". Межпланетный корабль "Полярная звезда" терпит крушение на Венере. Отказала вся электроника. Экипаж обречен, если ее не починит. А всего-то и надо, что комплект тербиевых логисторов, которые легко купить в любом земном магазине электроники.
И снова "ЮТ" обратился к теме нашей отечественной археологии, затронутой в повести Кира Булычева "Геркулес и Гидра". На этот раз ее коснулся Сергей Могилевцев в рассказе "Город у моря", опубликованном в шестом номере. На южном берегу Крыма обнаружен руины древнего города, а в нем - загадочная стела, воздвигнутая три тысячи лет назад, происхождение которой неясно.
На страницы "Юного техника" возвращаются зарубежные авторы. В седьмом номере публикуется рассказ Леонарда Ташнета "Автомобильная чума" (A Plague of Cars; 1971). Тема рассказа крайне актуальна в наше время. Города просто задыхаются от автохлама, брошенного его владельцами во дворах наших домов. Те же проблемы возникли и у жителей городка Нью-Фоллз. Химик Питер Гамильтон готов избавить их от ненужных больше автомобилей, за, в общем, небольшие деньги. Однако городские власти и эти пожалели. Месть химика не заставила себя ждать.
В восьмом номере снова зарубежный автор. На этот раз - Зенна Хендерсон с рассказом "Ребенок, который верил" (The Believing Child; 1970), опубликованном в восьмом номере. Детская легковерность кажется естественной. Ведь если ребенок не верит в Санта-Клауса или, скажем, в волшебника страны Оз, с ним явно что-то не так. Однако с Дзими Коуэн все в порядке. Даже - слишком. Не удивительно, что чтение в классе знаменитой книжки Фрэнка Баума обернулось необыкновенным происшествием.
Девятый номер порадовал читателя космической робинзонадой Григория Темкина, под названием "Костер". Мне довелось познакомиться с автором, который занимался еще и переводами, но лишь потом я узнал, что он был разведчиком. Вернемся к рассказу. Косморазведчик отлично экипирован, в том числе - и синтезатором, способном произвести все необходимое. А как быть, если синтезатор отказал, а разведчику придется прожить месяц на необитаемой планете?
Рассказ Дмитрия Васильева "Может быть, мы еще встретимся", опубликованном в десятом номере, посвящен, волнующей нас до сих пор, загадке Тунгусского метеорита. Дабы разгадать ее, в район Подкаменной Тунгуски отправляется экспедиция, но не обычная, а - хроноэкспедиция, которая прибыла на место 30 июня 1908 года.
В одиннадцатом номере читатель вновь возвращается на борт звездолета "Альбатрос", знакомого ему по рассказу Александра Климова "Кинозал на "Альбатросе". На этот раз это рассказ "Заяц", написанный Климовым в соавторстве с Игорем Белогрудом. Космические зайцы - отчаянные мальчишки, тайком забравшиеся на борт корабля, известный сюжетный ход. Вот только в одноименном рассказе мальчик Сергей, проникший на "Альбатрос" обнаруживает, что на борту нет людей.
И снова Владимир Малов под псевдонимом А. Константинов, опубликовавший в двенадцатом номере рассказ "На Кубок Кларенса". На планету Кларенс невозможно высадиться. Какая-то сила не пропускает космокатера к поверхности, но если отыскать особые проходы в атмосфере, то можно углубится на несколько километров. Как известно - салат и истерику можно сделать из чего угодно, как и спорт. Вот и проникновение в атмосферу Кларенса и превратили в спортивное состязание.
1986 год начался с публикации рассказа Евгения Закладного "Пятое измерение". Преподавая стереометрию, школьные учителя зачастую не учитывают, что пытливые умы пятиклассников порой способны использовать полученные знания самым неожиданным образом, поставив в тупик не только учителей, но и даже грозный РОНО.
В третьем номере опубликован рассказ Николая Орехова и Георгия Шишко "Трамвай на улице Липовой". Сроду по Липовой не ходили никакие трамваи. Писатель Кошкин мог бы в этом поклясться, ведь он на ней живет. Однако откуда же вдруг взялся этот вид электротранспорта?.. Правда, Кошкину вскоре стало не до этого, ведь в его собственной квартире объявился незнакомец, который уверяет, что это его жилплощадь.
"Все, как у детей", уверяет Григорий Темкин в одноименном рассказе, опубликованном в четвертом номере. И это не каламбур. Во всяком случае - людям не до шуток. Ведь все засылаемые ими на иную планету предметы, безжалостно разрушаются ее аборигенами. Контакт оказывается под угрозой срыва!
"Марки страны Эль Дорадо" (The Wonderful Stamps Of El Dorado; 1940), так называется рассказ американского писателя Роберта Артура, опубликованный в пятом номере. Мэрчисону Морксу в наследство достается коллекция марок. Среди них обнаруживаются пять штук, принадлежащих не существующей стране Федеральным Штатам Эльдорадо. Не существующей, но как тогда доставляются оттуда письма?
Современные космические корабли и станции тоже порой приходится ремонтировать, но делается это, как правило, самими экипажами. О специальности ремонтника планетолетов и звездолетов приходится только мечтать, но вот Александр Климов и Игорь Белогруд помогли стать таким редким специалистом своему герою в рассказе "Редкая специальность", опубликованном в шестом номере.
Восьмой номер украшен рассказом одного из ведущих английских фантастов Боба Шоу "Повторный показ" (Repeat Performance; 1971). Инопланетянам ничто человеческое не чуждо. Они даже наше кино смотрят. И вот один из таких кинолюбителей повадился во время киносеансов перевоплощаться в одного из актеров. Хозяин кинотеатра решил вывести его на чистую воду.
Любят жаловаться косморазведчики на свою нелегкую жизнь, которая, дескать, ломаного гроша не стоит. Однако надо же думать, где и кому можно жаловаться а где и кому нельзя? И где это точно не надо делать, так на планете Земля Григория Полубояринова. Местное население, в просторечии - бояты, весьма смышлены и крайне отзывчивы. Нажаловался им как-то один косморазведчик, а они и расстарались к неописуемому восторгу земных ученых и стыду самого плакальщика. Об этом рассказала Ольга Ларионова в рассказе "Ломаный грош", увидевшем свет в девятом номере.
В десятом номере опубликован рассказ Владимира Сухомлинова "Пастух и девушка". Что и говорить, земные мужчины красивы. Если бы это было не так, инопланетянки бы в них не влюблялись. И наш, советский пастух, не стал исключением. Полюбила его, синеглазого, пришелица Яа, да так, что на прощание оставила звездочку, которая сияла у нее на лбу. В общем, грустная история.
В одиннадцатом номере снова А. Константинов, он же Владимир Малов, на этот раз с рассказом "Оранжевый Шар". Так называется планета, на которой терпит бедствие пилот космокатера "Стрела", по имени Маккиш. Чтобы выжить, ему нужно добраться до земной базы, оставленной на этой планете специально для таких случаев, но топать туда придется часов пятнадцать, а кислорода в скафандре на существенно меньший срок. Может Маккишу поможет загадочная чужая база, на которую он наткнулся в пустыне?
Финальный номер "Юного техника" за 1986 года публикует трогательную новогоднюю историю С. Володина "В ночь на первое января в районе Большого Пса, или Новогодняя история о полете Пети Сергеева к Сириусу и о том, что из этого получилось". Пете несказанно повезло. Его взяли в настоящую межзвездную экспедицию, но что-то пошло не так. На мальчика навалилась апатия. Могли ли остаться его старшие товарищи равнодушными к этой беде?
Продолжение следует...
Начало здесь: