Одним из популярных советских журналов, который читала не только детвора, но и взрослые, был "Юный техник", основанный в 1956 году. Помимо научно-популярных статей и разнообразных технических очерков, в нем публиковались очерки научно-фантастические и просто научно-фантастические произведения. Хочу рассказать о последних.
Первым НФ-произведением, увидевшим свет на страницах этого журнала в сентябре 1956 года, стал рассказ американского писателя-фантаста Эдмонда Гамильтона "Невероятный мир" (Wacky World; 1942). Надо сказать, что 1956 вообще стал годом дебюта именитого заокеанского автора в нашей стране, помимо вышеупомянутого рассказа, который был также переиздан в сборнике "Мир приключений", была напечатана повесть "Сокровище Громовой луны", только уже в журнале "Техника молодежи". "Невероятный мир" - это довольно злая пародия на американскую журнальную фантастику 30-40 годов, авторы которых порой не слишком заботились о научной достоверности описываемых событий.
В следующем номере за тот же год был опубликован рассказ советского писателя Виктора Сапарина "Машина времени". Это не столько фантастика, сколько очерк популяризирующий новые источники энергии, в форме шутливого повествования. Думаю, тогдашний читатель с легкостью узнавал себя в двух приятелях, путешествующих в будущее в собственном воображении.
С третьего номера начинается публикация литературного киносценария Васильева Соловьева "Триста миллионов лет спустя". Впервые в "Юном технике" публикуется произведение с продолжением. Речь идет о популярном в те времена фантастическом допущении полета на Венеру. Одновременно развивается сюжетная линия, связанная с обнаружением в угольной шахте загадочного металлического шара. В общем, напоминает сюжет романа Станислава Лема "Астронавты".
Здесь же опубликован комикс "Пласид и Мюзо в каменном веке", как сказано в журнальной аннотации "из французского журнала "Отважные". Автор комикса Хосе Кабреро Арналь. К фантастике это публикация имеет отношение потому, что похожий на располневшего Микки Мауса Пласид и его друг лисенок Мюзо попадают в первобытные времена. Первые три месяца нового 1957 года "Юный техник" продолжает публикацию киносценария Соловьева.
В четвертом номере журнала за 1957 год публикуется рассказ Джона Киппакса "Джонс первый" (Leave it to Jones; 1956). Как видите это редкий случай, как переводной рассказ в СССР был опубликован всего через год после выхода оригинала. Необычность рассказа еще и в том, что это фантастический детектив. Кто-то украл чертежи робота Джонса первого, который сам же и охранял сейф, где они находились. Расследованием занимается создатель робота и его юные племянники.
Повесть Георгия Гуревича "Прохождение Немезиды" публикуется вразнобой - в 5,6,8,9 и 11 номерах. Произведение одного из ведущих советских фантастов повествует о вторжении в Солнечную систему космического тела размером с планету. Близится конец света, к которому на Западе относятся фаталистически, а вот в СССР готовы бороться.
С публикацией фантастики в "Юном технике" 1958 года наблюдаются перебои. Первый фантастический рассказ увидел свет на его страницах только в августе. Рассказ называется "Происшествие с машиной времени". Автор Юрий Моралевич. По сюжету хронолет, придуманный Гербертом Уэллсом обнаруживают... московские метростроевцы. Ну и воспользовались находкой, побывав в коммунистическом будущем.
В девятом номере появляется рассказ Валентины Журавлевой "Феномен". Обыкновенный школьник обладает невероятными математическими способностями, изучением которых начинают заниматься сотрудники научно-исследовательского института. В 1959 году в журнале не появится ни одного фантастического произведения, зато 1960 ознаменуется публикацией романа писателя мирового уровня.
В 5, 7 и 8 номерах читатели получили возможность ознакомиться с сокращенным переводом романа Станислава Лема "Магелланово облако" (Obłok Magellana; 1955). В журнальной публикации название звучало как "Облако Магеллана". Легко представить, с каким энтузиазмом приняли советские читатели еще одну масштабную коммунистическую утопию, на русском языке появившуюся всего три года спустя после публикации "Туманности Андромеды".
Продолжение следует...
Продолжение: