Из лекций С.В.Стахорского
Био-тек — стиль современного искусства. Возник в последней четверти ХХ века и проявился главным образом в архитектуре и дизайне среды. Био-тек оперирует формами живой природы. В нем преобладают асимметрия, изогнутые плоскости, текучий криволинейный декор. Это отличает био-тек от появившегося в одно время с ним стиля хай-тек — стиля строгой симметрии и правильной геометрии.
Био-тек восходит к модерну с его гибкой пластикой и подвижными ритмами. Биоморфную архитектуру, постройки которой как бы дышат и выглядят живыми, создавал Антонио Гауди.
Важным источником био-тека явилась «органическая архитектура» Фрэнка Райта, считавшего, что дом должен быть естественным продолжением природного ландшафта. С этой целью Райт проектирует открытые террасы и применяет в отделке фасадов необработанный камень.
Одним из первых опытов био-тека стал жилой дом в Вене, спроектированный Фриденсрайхом Хундертвассером и построенный в середине 1980-х совместно с Йозефом Кравиным. Дом теперь называют «Хундертвассер».
В проекте дома Хундертвассер реализовал высказанное во многих его публикациях убеждение, что прямая линия, испокон веков господствующая в архитектуре, чужда природе, и поэтому порождает враждебную человеку среду обитания. В доме нет ничего прямого, и всё перекошено — двери и окна, колонны и карнизы. Волнистые этажи будто «покачиваются»; по фасадам стекают струйки из цветных глазурованных плиток. На крыше находятся большая терраса, засаженная деревьями, и купола, похожие на луковицы кремлевских соборов, которыми восхищался Хундертвассер.
Полное отсутствие прямоугольных форм отличает «Лесную спираль» (Waldspirale) — жилой комплекс, созданный Хундертвассером в Дармштадте в конце 1990-х.
Зодчие био-тека проектируют здания в виде цветка (храм Лотоса в Дели, архитектор Фариборз Сахба), овоща («Корнишон» — небоскреб Мэри-Экс в Лондоне, архитектор Норман Фостер), фрукта («Апельсин» — неосуществленный проект Фостера нового здания Третьяковской галереи), гриба («Метрополь Парасоль» в Севилье, архитектор Юрген Майер), скорлупы ореха (Casa Orgánica в Мехико, архитектор Хавьер Сеносьян), змеи (мост «Питон» в Амстердаме, архитектор Адриан Гейзе), фаллоса («Торре Агбар» в Барселоне, архитектор Жан Нувель).
Небоскребы био-тека словно вращаются, пританцовывают. Будто движется спроектированный Сантьяго Калатравой в Мальмё спиралевидный «Turning Torso». Его шведское название переводится как «Поворачивающийся торс» или «Скрученное туловище».
Спираль — важный элемент био-тека. Форму спирали имеют небоскреб «Кайан» в Дубае (архитектурная группа SOM), Шанхайская башня (архитекторы Маршалл Страбала и Цзюнь Ся), башня «Эволюция» в Москве (архитектор Филипп Никандров).
Норман Фостер помещает спиральный пандус внутри стеклянного купола Рейхстага.
Ранее спиральный пандус применил Фрэнк Райт в архитектуре нью-йоркского музея Гугенхайма (1959 год). Пандус проходит от нижнего до верхнего этажа внутри здания, имеющего форму опрокинутого конуса.
Чтобы создать эффект живой природы, архитекторы и дизайнеры био-тека применяют растительное оформление фасадов: они покрывают стены травяным газоном и стелющимся кустарником.
Вызовом каменным джунглям современных мегаполисов стал «Вертикальный лес» («Bosco Verticale») Милана — два небоскреба с зелеными насаждениями по фасадам: на широких балконах-террасах от фундамента до крыши растут свыше восьмисот деревьев и пять тысяч кустарников.
Стефано Боэри, один из авторов проекта, рассказывал, что идея «Вертикального леса» возникла под впечатлением романа Итало Кальвино «Барон на деревьях» (1957 год), герой которого избирает постоянным местом жительства крону большого дерева, и его не покидает до конца дней.
Самый крупный архитектурный комплекс, соединивший стили био-тек и хай-тек, — Город наук и искусств (Ciudad de las artes y las ciencias) в Валенсии, творение Сантьяго Калатравы. В комплекс входят Дворец искусств королевы Софии, L’Hemisfèric (планетарий и кинотеатр), галерея-сад L’Umbracle, Музей науки принца Филиппа, L'Oceanogràfic (океанографический парк), Агора (площадка концертов и спортивных соревнований) и мост Золотая плотина.
От био-тека здесь криволинейные очертания зданий, сетчатая оболочка, сплошное остекление фасадов и арки, огибающие деревья. От хай-тека — довольно строгая симметрия и фантастические сооружения, явно неприродные, отсылающие к «архитектонам» и «планитам» Казимира Малевича.
Стили био-тек и хай-тек соединились в архитектуре Музея будущего, построенного в Дубае архитектурным бюро Шона Килла. Основной корпус музея снаружи представляет собой овальный тор, облицованный нержавеющей сталью и покрытый изречениями, начертанными арабской каллиграфией. Внутри находятся просторные залы с изогнутыми стенами и плафонами, похожими на плавники гигантских рыб; этажи соединяют лестницы, закрученные в спирали.
Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.
© Стахорский С.В.