Последнее в этом году воспоминание на тему "Папа и елка" из 1970-х. Рассказывает Елена Мельникова.
Елочные скелеты с базара и пушистая браконьерская
Добыванием ёлки в моем детстве, в 1960-х, у нас, конечно, занимался он. Пути для этого были разные. На елочном базаре я с папой была один раз. Он приехал из командировки прямо накануне праздника, и базар был почти пустой. Честно говоря, таких страшных ёлочных скелетов, как там, я больше нигде не видела. Папа заплатил дядьке три рубля сверх цены, и нам выволокли откуда-то две ёлочки. Принесли их домой, сразу поставили в ведро с песком. Забавно, что они потом они дали корни, и их, кажется, отвезли к бабе Тане на дачу.
Как-то папа приехал с испытаний перед самым Новым годом и купил елку у какого-то дедка на платформе "Ленинградская". Потом пробрался дворами: милиция тогда ловила и отбирала браконьерские ёлки. Но деревце было красивое, пушистое, таких на базарах не бывало.
Ёлка под потолком
Если папа был в Москве, то елку покупали в середине декабря и связанную подвешивали на балконе. У нас тогда у всех балконы были открытые, и на почти всех под потолком висели ёлки - на креплениях для лыж и санок, которые зимой перекочевывали в межквартирный тамбур. Потом приезжала большая машина с песком, и все соседи с ведерками выстраивались в очередь за ним к нашей дворничихе тёте Фае. Ведра с песком выставляли на балкон. А числа 29-30-го втаскивали в комнату и наливали в песок воду.
Елку в ведре ставили на низенькую табуретку и привязывали. Часть шнура через специальную дыру для проводов свешивалась в мою комнату. Привет ужасам "Пестрой ленты" Конан-Дойля.
Лампы не крашеные, а настоящего цветного стекла
Потом папа разбирал и чинил гирлянду, у него был чемоданчик с запасным лампами. Лампы были из настоящего цветного стекла, а вовсе не крашеные, как у многих тогда - лиловый, малиновый, зеленый, сине-фиолетовый. Гирлянда ещё и мигать умела. Потом с антресоли доставали большую коробку с игрушками и начиналось главное волшебство.
Чего тут только не было! Прозрачные шарики, похожие на фонари, со светящимся узором. Фигурки на прищепках. Я особенно любила Звездочета и матового зайца с морковкой. На самый верх папа цеплял "макушку". Потом помогал повесить главные шар" - большие, красные, зелёные, малиновые, тоже прозрачного стекла. А самый главный шар был большой, ярко-синий, с белыми звездочками, которые светились в темноте. Остальные шарики и фигурки мы вешали с мамой. Все разные, так интересно!
Любимый тигр-долгожитель
Потом папа аккуратно надевал на елку стеклянные бусы из трубочек и шариков. В самом конце на нижние ветки привязывали флажки, а под елку, на ватную подушку, ставили большого Деда Мороза и пристраивали моего любимца -складного бумажного тигра Драгомира. Как-то я увидела такого тигренка у нас в зимнем лагере "Дружба" на елке и влюбилась, а папа отыскал его где-то и мне принес. Тигр прожил у нас долго, может быть, потому, что прятался после Нового года в коробке с игрушками.
Больничный Новый год
Ещё гораздо более поздняя история, не про ёлки, а про веточки и про папу. Это было лет 15 назад - я уже была взрослая, семейная, со взрослыми детьми. Так получилось, что мне сделали в декабре серьезную операцию. Прошла она не гладко. Стало понятно, что домой меня на праздник не отпустят. И тогда папа снова совершил чудо. Он пришёл в больницу с охапкой пушистых еловых веток и... красивыми банками. Расставил на всех постах и у меня в палате еловые букеты, подарил дежурным врачам и сестрам шампанское и конфеты. Мы с соседкой по палате шутили, что шампанское нам в капельницы нальют.
В половине первого папа привёз все наше семейство: маму, мужа, сыновей и невесток. Они скакали вокруг больницы и всех поздравляли. Уж не знаю, как он с охраной договорился. Но папа был такой, он со своими шутками-прибаутками с кем угодно мог договориться.