Литофания (от греческого lithos– «камень» и phainen – «заставлять появиться») – это сложное контррельефное изображение, которое воспринимается на просвет как черно-белая или цветная картинка. Оно помещается на тонкую платину, изготовленную, как правило, из бисквита, фарфора, бумаги или пластика. В зависимости от источника освещения картинка меняется, создавая эффект трехмерности.
В Европе первые фарфоровые и бисквитные литофании появились в конце 1820-х годов. Способ их изготовления, изобретенный французским бароном Полем де Бургоэном (1791–1864) и запатентованный в 1827 г., был весьма сложен и во многом зависел от мастерства и опыта художника. Созданный художником рисунок переносился на белый восковой лист, размещенный на стеклянной подложке. Затем, ярко осветив восковую заготовку, мастер формировал рельеф: он углублял те части, которые впоследствии будут освещены, и оставлял выпуклыми темные участки. Художник просматривал рельеф на свет и вносил те или иные правки, добиваясь сложного многослойного изображения. На основе получившейся модели изготовлялась многоразовая гипсовая или металлическая матрица для отливки тонкой – не более 3 мм – пластинки. Ее после полного высыхания обжигали в печи. Рисунки литофаний не были оригинальными и в основном повторяли композиции многочисленных гравюр на различные сюжеты. Черно-белые, а иногда и раскрашенные изображения представляли собой портреты, пейзажи, жанровые сценки и религиозные сюжеты, повторения знаменитых картин и архитектурных памятников. Бисквитными картинками украшали абажуры светильников, оконные и каминные экраны, донышки чашек и тарелок.
Первые образцы литофаний были изготовлены в гончарной мастерской в Рюбеле, в поместье друга Поля де Бургоэна, Алексиса де Трембле и помечались его инициалами «AdT». Новая техника была мгновенно подхвачена многими европейскими фабриками. Так, английские фабрики начали работать по патенту Бургоэна уже в 1828 г., а Мейсенская фарфоровая мануфактура приступила к изготовлению литофаний в 1829 г. Пластинки выпускали во Франции, Дании и России, однако крупнейшим производителем литофаний, оставившим далеко позади всех конкурентов, была Германия.
Мейсенская мануфактура, а также фабрики Берлина, Плауэ и Тюрингии к середине XIX века изготавливали десятки тысяч литофаний. Среди них Берлинская Королевская фарфоровая мануфактура по праву занимала первое место не только по количеству производимой продукции, но и по ее качеству. Над усовершенствованием рецептуры Lichtschirmmasse («массы для световых ширм» – то есть массы для изготовления литофаний) много лет трудился талантливый мастер и директор фабрики Георг Кристоф Фрик. Его усилиями берлинское производство сумело добиться высочайшего художественно-технического уровня литофаний, получивших мировую известность под английским названием «Berlin Transparencies». Скульптор Петербургского Императорского фарфорового завода Николай Леонтьев, посетивший берлинскую мануфактуру в 1838 году, при весьма скептическом отношении к местной продукции хвалил «транспаранты» как работу весьма достойную внимания, с восторгом замечая «превосходнейший и любопытный вид» только что вышедших после обжига литофаний.
В собрании нашего музея есть небольшая коллекция берлинских бисквитных пластинок на религиозные сюжеты, выполненных в период расцвета производства литофаний. Самая ранняя из них, по картине Карло Дольчи «Христос благословляет хлеб и вино» была изготовлена в 1836–1837 годах, самая поздняя – «Христос среди учителей» по гравюре Пьера Пеле с рисунка Анри Декена – в 1846–1847 годах.
Мода на литофании, достигнув своего пика в 1870-х годах, постепенно пошла на спад, их производство к началу ХХ в. сильно сократилось. В настоящее время бисквитные литофании в небольшом количестве изготовляют частные мастера и некоторые крупные производители – как, например, британская фирма «Веджвуд».