Россиянам рассказали, как они с радостью примут новые налоги.
Профессор кафедры общественных финансов Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Ануреев предлагает взимать новый налог с каждой услуги такси и доставки товаров, устанавливая фиксированную сумму в 100 рублей и процент от стоимости услуги.
По мнению Ануреева, повышение цен до 700–1200 рублей за поездку или доставку вызовет «позитивный отклик», если разъяснить гражданам, что собранные средства пойдут на повышение пенсий и зарплат бюджетникам.
Однако оптимизм профессора вызывает сомнения.
Россияне традиционно воспринимают любые новые налоги как угрозу кошельку. Особенно когда качество образования, медицины и социальных выплат остаётся на низком уровне.
Экономисты уверены, что эти инициативы скорее усугубят недовольство, чем вызовут одобрение.
Ануреев же объясняет необходимость нововведений ростом числа самозанятых, которые, по его мнению, провоцируют кадровый дефицит в промышленности, инфляцию и падение рубля.
Водители такси и курьеры стали удобным укрытием для тех, кто избегает официального трудоустройства. В результате, считает профессор, промышленность и ЖКХ страдают от нехватки работников, вынуждены поднимать зарплаты, что разгоняет издержки и цены.
Более того, такси и доставка стимулируют потребление, причём преимущественно среди состоятельных россиян. «Бесплатные», или символически дешёвые доставки, как утверждает Ануреев, только подогревают спрос на импортные товары.
От скепсиса до негодования
Юрист Николай Визер отмечает, что практика повышения налогов в России чаще всего сопровождается недоверием.
Гражданам обещают, что налоги затронут «не их», а собранные средства пойдут на благие цели. Но в реальности деньги растворяются в общем котле бюджета.
Экономисты предупреждают: искусственное повышение минимальных цен на услуги неизбежно вызовет эффект домино, увеличив стоимость товаров и услуг в смежных отраслях. А исторический опыт, вроде повышения пенсионного возраста, показал, что никакая информационная кампания не способна полностью нейтрализовать негативное восприятие таких решений.
Риски и противоречия
Среди рисков называют следующие:
- Социальное напряжение. Такси и доставка стали частью повседневной жизни, особенно в крупных городах. Резкое повышение цен сделает их недоступными для значительной части населения.
- Удар по малому бизнесу. Повышение издержек грозит закрытием небольших компаний, не выдерживающих конкуренции с крупными игроками.
- Неравномерная нагрузка. В регионах с низкими доходами населения даже небольшой рост цен становится серьёзной проблемой.
Эксперты считают, что предложение профессора нуждается в серьёзной доработке. Без учёта региональной специфики и прозрачного распределения собранных средств налоговая инициатива может лишь усилить недоверие к власти.
Итог
Идея обложения такси и доставки новыми налогами вызывает больше вопросов, чем ответов.
Утверждения о том, что повышение цен на услуги пройдёт незаметно, звучат как наивный оптимизм. А рост налоговой нагрузки, по словам экономиста Сергея Гатауллина, — это прямой путь к новым экономическим проблемам, а не их решению.
Налоги, конечно, необходимы для пополнения бюджета, но на этот раз правительству придётся выстраивать куда более убедительную линию аргументации.
Граждане хотят видеть не только «благие цели» на бумаге, но и реальные изменения в жизни. Пока же виден лишь очередной виток социальных и экономических конфликтов.
Высказывайте своё мнение. Понравилось? Жмите лайк и подписывайтесь.