Часть 2
Но допустим, что Захарьев-Овинов - суть полностью плод творческого воображения Вс.Соловьева - допустим.
Что это у него чисто литературный образ-символ - символ человека, который развил в себе “холодный разум”, но при этом почти погубил внутри себя “горячее сердце”.
Причем, обвинение в “холодности” брошено им не частно, а всему розенкрейцерству, всему масонству, и т.п. - то есть всем тайным духовно-философским обществам вообще. Мол, без любви вы все - ничто. Да, вы научились “мыслью передвигать горы”, но в вас молчит сердце, у вас нет любви, а потому все вы - лишь “медь звенящая”, как сказал Апостол Павел.
Да, но...
С чего это Вс.Соловьев взял, что, развивая разум и свои психические силы, человек неизбежно будет терять в своем сердечном огне, в любви?
Зачем противопоставлять?
И еще: кто ему сказал, будто все розенкрейцеры (и подобные им) были бессердечны? “Холодны, как лед”?...
Вывод тут напрашивается самый естественный: это просто клевета. И навеяна она сектантским - православного толка - нерасширенным его сознанием “среднего интеллигента”.
Любовь, счастье...
Смотря что понимать под этими словами!
Вот, мол, Захарьев-Овинов, идя по пути розенкрейцерства, “жил, никого не любя”, а потому “не был счастлив”.
Но есть счастье астральное - счастье малого личного “я”, а есть духовное, безличное - счастье “Я” большого.
То же - и любовь: личная - скажем, к своему ребенку (за то, что у него “мой нос, мои губы, мои руки, мои волосы, даже глаза... - о, как он похож на меня!”), или - иная, ко всему обнищавшему духом человечеству?
Неизвестно...
Вернее - известно: вторая - больше!
Это Вс.Соловьев с его “христианством” не знает о различии души и духа, малого и большого “Я”.
Он не знает, что астрал, со всеми его неугомонными эмоциями, в том числе и с “любовью” - это еще не Жизнь.
Это иллюзия жизни, Майя.
Подлинная жизнь - есть жизнь духа.
То, что у современного человечества наметился сильный “перекос” в сторону интеллекта - это так. И то, что сердце следует возродить и поставить во главу угла всей жизни - тоже так.
В этом смысле еще можно хоть как-то принять за справедливый этот главный тезис Вс. Соловьева.
Со всем остальным согласиться нельзя.
Во-первых, он путает равнодушие со спокойствием.
Он почти всякий раз, когда описывает своего Захарьева-Овинова, подчеркивает, что у того “спокойное и бледное лицо”, которое со стороны кажется “почти неживым, почти мраморным изваянием”. И что оно, мол,“бледное и неподвижное, будто застывшее”.
Вот эти-то слова - они и внушают читающему, что Захарьев-Овинов - человек, холодный сердцем, то есть равнодушный ко всему, словом - как бы живой мертвец.
Но на самом деле, и Великий Владыка подчеркивает это в своем Новом Откровении, слова “спокойствие” и “равнодушие” - не синонимы, а антонимы. И потому одно вовсе не влечет за собой автоматически другое.
То есть можно - и нужно! - всегда и везде быть спокойным, но при этом надо оставаться и полным сердечного огня, то есть любви... - просто огонь этот должен быть всегда сдержан, находясь под постоянным контролем сознания, воли.
“Не разочарованность и отсутствие интереса к явлениям жизни, но некоторая степень неотменно. И даже интерес этот пусть будет спокойным и уравновешенным. И, конечно, все это легко выполняется, если сопровождается Любовью”
- думается, эти слова (из первого тома “Граней Агни Йоги”) есть самая лучшая отповедь Вс.Соловьеву с его “Волхвами”.
Не понимает он, не видит эту тонкую грань - между спокойствием и равнодушием.
А ведь это грань, где кончается Свет и начинается тьма.
Но для него все это - только мрак, “большой грех” и безбожие.
Как некий антипод и Захарьеву-Овинову, и Калиостро, в обеих романах выведен образ “отца Николая” - некоего скромного православного священника, а на деле - конечно, “угодника Божия”.
Вот он-то и олицетворяет собой, в понимании Вс.Соловьева, истинный духовный путь - путь сердца.
Что ж, это, действительно, очень достойный дух - думается, что прообразом его в реальной петербургской жизни был не кто иной, как легендарный святой Отец Иоанн Кронштадтский (кстати, первый духовник Н.К.Рериха).
Именно таков “отец Николай” - молится всем сердцем за ближнего своего, кто бы тот ни был, и молитва его - просветленная великой верой в Творца и крайне самоотверженная - всегда приносит вслед за собой и спасительную Помощь Свыше.
Все это, безусловно, прекрасно, да вот только, повторюсь, стоит ли противопоставлять?
(Окончание следует)
По этой теме читайте также:
-------------------------------------------------------------------------------------------
Уважаемые читатели!
Свое мнение о прочитанном здесь вы можете высказывать в комментариях.
Если публикации канала вы считаете для себя полезными или просто интересными - можете завизировать это лайком.
А чтобы оперативно узнавать о появлении новых материалов на канале и поддержать автора - подписывайтесь на канал
"Кто мы? Откуда? Куда идем?"