18 декабря исполняется 103 года со дня рождения народного артиста СССР Юрия Никулина. Вспоминаем фильм Эльдара Рязанова «Старики – разбойники», в котором артист сыграл одну из главных ролей.
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать, нажав соответствующую кнопку в конце материала.
Следователь Мячиков (Юрий Никулин) не собирается уходить на пенсию. Однако начальство решает по-другому. Тогда вместе со своим другом - инженером Воробьевым (Евгений Евстигнеев) Мячиков решает организовать преступление: раскрыв его, следователь докажет свою незаменимость…
Об Евгении Евстигнееве читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:
Работа над этой кинокомедией началась у режиссера Эльдара Разанова с трагедии – ему запретили снимать фильм «Сирано де Бержерак», о котором он так долго мечтал. Из-за переживаний Эльдар Александрович попал в больницу. Там познакомился с мужчиной преклонного возраста, который пожаловался, как его коллеги по работе выпроводили его на пенсию. Фантазия режиссера заработала, идеей он поделился с драматургом Эмилем Брагинским. Так и родились старики Мячиков и Воробьев.
На главные роли Рязанов сразу же пригласил Евгения Евстигнеева и Юрия Никулина, под них сценарий и писали. А вот над кандидатурами других артистов пришлось подумать. Например, на роль молодого следователя Проскурина сначала пригласил «товарища Сухова» Анатолия Кузнецова.
- Я до этого уже сыграл много следователей, а тут опять такое предложение, - вспоминал Кузнецов. – Говорю Рязанову: «Хочу одного из стариков». А он отказывает, просит согласиться на Проскурина. Ну, и я отказался. Когда фильм вышел на экраны, пожалел об отказе.
Об Эльдаре Рязанове читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:
Еще бы! Ведь эту роль мастерски сыграл Андрей Миронов. На роль инкассатора Анны Павловны режиссер пригласил Ольга Аросеву. Правда, поначалу сомневался в выборе.
- Помню, он пригласил меня на пробы, но посмотрел с неким предубеждением, - вспоминала в разговоре со мной Ольга Александровна. – Тогда был популярным «Кабачок «13 стульев» и Рязанов боялся, что в фильме зритель снова увидит во мне пани Монику. Он решил полностью внешне изменить меня, например, сделать другую прическу. «Если увижу хоть один твой завиток от пани Моники, уберу из фильма», - говорил он мне каждый раз строго.
- Съемки проходили весело, - рассказывал мне Лев Дуров (шофер инкассатора). – Например, снимали эпизод в таксомоторном парке. Там собралась большая группа механиков и водителей. Юра Никулин приехал на съемки на своей «Волге» - и тут какие-то ребята сели в его машину и быстро уехали. Никулин заволновался. Его успокаивали, мол, все нормально. Говорили: «Снимайтесь в своем кино, а мы машину вам вернем». Действительно, после окончания съемок «Волгу» вернули – все детали в ней заменили! Так зритель любил Никулина!
О Льве Дурове читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:
В своей книге «Почти серьезно» Юрий Владимирович описывал другую сцену со съемок этого фильма:
«Снимался грустный эпизод, где мой Мячиков гуляет с Анной Павловной и говорит о любви. Решили в массовку пустить человека с собачкой, гулять. Идем мы с Анной Павловной, ранняя осень, и она говорит мне: «Вот пошла молодежь, и вы вдруг чувствуете, что вы старик, а еще женится собираетесь. А молодежи, наверное, на нас смотреть смешно». А я говорю: «Да они не успеют оглянуться, как уже немолодыми станут». Здесь уже мы обсуждаем проблему, возвращать или не возвращать картину, украденную из музея. И вся сцена такая грустная-грустная. У Аросевой аж слезы текут из глаз. Эпизод заканчивается. Камера – «Стоп!» И тут ассистент режиссера кричит: «Плохо! Безобразие! Вы закрыли собой собачку. Давайте еще раз!» А мы так старались, плакали».
- С Никулиным сниматься было интересно, - вспоминала Аросева. – Ему делали на голове накладку седых волос, поскольку свою седину он закрашивал. Как-то я его спросила: «Зачем?» А он ответил: «Я ведь еще в цирке работаю. Седого клоуна зрителям будет жалко! Над ним уже смеяться не будут!» А вот Евстигнеев был страшный молчун. Вопросы задавал невпопад и отвечал невпопад, как бы внезапно очнувшись, существовал где-то поодаль от людей. В нем чувствовалась тайна.
Актриса признавалась, что после съемок в этом фильме у нее долго болела рука, - ведь ей там впервые в жизни пришлось стрелять из пистолета на стрельбище, где тренировалась ее героиня - инкассатор. А вот Никулин почему-то считал эту роль единственной неудачей в кино. Хотя съемки в «Стариках-разбойниках» помогли клоуну придумать один из его самых известных цирковых номеров. Помните, когда Мячиков и Воробьев тащат из музей тяжелую картину? Так вот позже Юрий Владимирович со своим партнером по арене Михаилом Шуйдиным придумали репризу «С бревном».
Роль прокурора Федяева снялся артист Георгий Бурков. Помните: "Ерунда, бандитская пуля!"
- Бурков - типичный пример «самородка», - вспоминал об актере в своих мемуарах Эльдар Рязанов. - На съемочной площадке вокруг него всегда толпа из осветителей, механиков, партнеров-артистов и, чего греха таить, членов режиссерской группы. Бурков был талантливейшим рассказчиком. Когда он начинал свои байки, на площадке постепенно останавливалась работа. Съемочная группа окружала Георгия Ивановича. Благодарные слушатели отвечали взрывами хохота на шутки, вымыслы и показы Буркова. А он был поистине неистощим! Такой талант - редкость! И как мне бывало обидно нарушать этот изумительный театр одного актера, становиться, по сути, его душителем и кричать:
- Хватит! Хватит! Давайте работать! Начинаем репетицию!
Все, и я в том числе, неохотно покидали Буркова, чтобы продолжать съемки.
Об артисте Георгии Буркове читайте в статьях канала "Пераново перо"" по ссылкам:
После выхода фильма на экраны у Рязанова случилась проблема. Но замучили его не цензоры, как это часто бывает.
- Ольга Аросева под Новый год давала интервью в газете и пошутила, мол, режиссеру Рязанову не хватило снега на съемках, - рассказывал Эльдар Александрович. – Действительно, во Львове, где мы снимали, снега не было, и мы использовали для съемок некоторых эпизодов белое конфетти, которое раздували при помощи «ветродува». Вскоре снег все же выпал. Но Ольга Александровна зачем-то сказала, что Рязанов вместо снега использовал манную крупу и мелкие макароны, которые похожи на снежинки. Журналист принял это за правду и написал ругательную статью, что Рязанов макаронами разбрасывается! Меня даже в Центральный комитет партии вызывали для разбирательства.
Сама Ольга Аросева тоже писала объяснительную: «Простите, пошутила!». Хотя потом в кулуарах утверждала, что история про манку и макароны – это было правдой. Но тогда все здорово перепугались. Однако, фильм на экраны впустили и «Старики-разбойники» стали одним из лидеров кинопроката.
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку "поддержать". Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов