Зима. Мороз. Вспомнил историю про мороз, которую мне рассказала Татьяна Сергеевна Ухарова-Буркова, вдова актера Георгия Буркова.
В 1968 году Эльдар Рязанов пригласил Буркова сыграть одного из работников фотоателье в фильме «Зигзаг удачи». Снимали в центре Москвы, холодища жуткая.
По законам кино, что-то постоянно ломалось, съемку часто останавливали. Когда Рязанов объявил очередной перерыв, Георгий Бурков с Евгений Евстигнеевым решили воспользоваться паузой и «согреться».
А все знают, что во время работы Эльдар Александрович это дело не поощрял. И Бурков с Евстигнеевым, дворами-дворами, «слиняли» на соседнюю улицу, купили водку и забежали в первый попавшийся подъезд.
Только сели на ступеньки, разлили по 100 грамм, как дверь открывается и в подъезд входит… Аркадий Райкин. По воспоминаниям современников, он терпеть не мог выпивох.
Бурков в то время был начинающим, неизвестным актером. А Евстигнеев уже знаменитость, который до этого снялся во многих фильмах, например, в таких популярных, как «Добро пожаловать или, Посторонним вход воспрещен», «Берегись автомобиля»! Увидев Райкина, Евгений Александрович быстро поднял воротник, вжал голову в плечи, надвинул на глаза шапку, а на лицо - шарф.
Райкин принял Буркова и Евстигнеева за местных алкашей и, поднимаясь по ступенькам мимо, недовольно проворчал:
- Посреди рабочего дня… Разве ж так можно… Ай-ай-ай!
Было слышно, как Райкин открыл, а затем захлопнул дверь своей квартиры.
Только выпили, налили снова, как на верхнем этаже вновь открылась дверь, и послышались шаги. Обернулись – господи, опять Райкин!
Аркадий Исаакович спускался вниз, держа в руках тарелку с нарезанной докторской колбасой. Протянув «алкашам» тарелку, он снова проворчал:
- Разве ж так можно… Без закуски-то!
Кстати, в 1962 году Аркадий Райкин записал свой ставший потом известным монолог о вреде самогона:
Надо заметить, что разговоры о беспробудном пьянстве Буркова весьма преувеличены. Например, когда артист снимался в фильме "Ирония судьбы или, С легким паром!", он не поддался на провокацию коллег...
- Снимали ночью сцену в бане на холодной киностудии "Мосфильм", - рассказывал мне исполнитель роли друга главного героя Павла Александр Ширвиндт. - Первый съемочный день этого эпизода. Если правильно помню, у Саши Белявского в те дни был день рождения, и он принес две бутылки водки. И вот мы подменили бутафорские бутылки с водой на настоящие. Водку запивали настоящим пивом. Тогда это называлось: выпить сто грамм с прицепом! Элик Рязанов об этом и не догадывался. Сделали первый дубль, второй, седьмой. Рязанов смотрит на наши пьяные глаза и ничего понять не может. Наверное, подумал: как эти, суки-актеры хорошо играют! А Жора Бурков тогда был в завязке, не пил, давится водой. Худой, синий от холода, злой, потому что видит, как нам хорошо. Думаю, он-то на нас и настучал Рязанову. Элик разозлился, всех распустил по домам. А на следующий день нас уже обыскивали, чтобы мы на съемочную площадку не пронесли настоящее спиртное.
Олег Перанов