Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Сенсорные нарушения у детей. Как их распознать?

Для начала давайте разберемся, что такое сенсорная сфера и её нарушения. Сенсорная сфера – это все наши ощущения, это то, как мы чувствуем запахи, вкусы, слышим звуки, видим изображения, ощущаем что-то на ощупь и т.д. А нарушения сенсорной сферы – это гиперчувствительность или, наоборот, недостаточная чувствительность каких-либо ощущений.

В норме все наши ощущения взаимосвязаны и вся сенсорная сфера работает как один большой механизм. Но по каким – либо причинам это механизм может сломаться и тогда мы получаем те самые нарушения сенсорной интеграции.

Как мы можем увидеть нарушения сенсорной сферы у детей? В этом нам помогут следующие признаки:

- ребенок часто ходит на цыпочках и в принципе осторожно передвигается по поверхностям;

- самоповреждающее поведение, часто кусает или царапает себя;

- трудности с постройкой башни из кубиков или при собирании мозаик;

- проблемы с обучением чтению и письму;

- частое гиперактивное и импульсивное поведение;

- частые истерики, вспышки гнева и агрессии;

- избегает купания, причесывания, определенной одежды;

- часто избегает громких звуков и яркого света;

- ребенок испытывает дискомфорт от новой одежды;

- пищевая избирательность, предпочтение простой пищи, не ест смешанную пищу.

Это конечно только часть признаков и диагностировать нарушения сенсорной интеграции может только специалист, но если Вы вдруг заметили в поведении ребенка какие – то нарушения в чувствительности, то лучше обратиться к нейропсихологу и подключить специальные занятия по сенсорной интеграции.

Для снижения стресса, возникающего у ребенка вследствие сенсорных нарушений, дома можно использовать следующие приемы:

  1. В игре с ребенком использовать сенсорные игрушки и различные материалы (сыпучие материалы, сенсорные коврики, различный пластилин и др.), это поможет ему адаптироваться к различным текстурам и структурам.
  2. Включать в активности ребенка игры на баланс, игры с мячом, упражнения на координацию и т.д.
  3. Распорядок дня должен быть предсказуем для ребенка, чтобы не повышать тревожность и создавать надежную обстановку.
  4. Чередовать периоды, когда ребенок тренирует свою чувствительность и отдыхает от этих ощущений. То есть, если Вы учили звуки животных, то после этого нужно дать ребенку отдохнуть в тишине. Если Вы были в местах, где много визуальных стимулов, ярких цветов, большое количество сменяющихся картинок, то после нужно дать ребенку отдохнуть именно от каких-либо визуальных стимулов.

А Вы замечали за собой или своими детьми такие нарушения?

Автор: Трушина Екатерина Алексеевна
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru