Для начала давайте разберемся, что такое сенсорная сфера и её нарушения. Сенсорная сфера – это все наши ощущения, это то, как мы чувствуем запахи, вкусы, слышим звуки, видим изображения, ощущаем что-то на ощупь и т.д. А нарушения сенсорной сферы – это гиперчувствительность или, наоборот, недостаточная чувствительность каких-либо ощущений.
В норме все наши ощущения взаимосвязаны и вся сенсорная сфера работает как один большой механизм. Но по каким – либо причинам это механизм может сломаться и тогда мы получаем те самые нарушения сенсорной интеграции.
Как мы можем увидеть нарушения сенсорной сферы у детей? В этом нам помогут следующие признаки:
- ребенок часто ходит на цыпочках и в принципе осторожно передвигается по поверхностям;
- самоповреждающее поведение, часто кусает или царапает себя;
- трудности с постройкой башни из кубиков или при собирании мозаик;
- проблемы с обучением чтению и письму;
- частое гиперактивное и импульсивное поведение;
- частые истерики, вспышки гнева и агрессии;
- избегает купания, причесывания, определенной одежды;
- часто избегает громких звуков и яркого света;
- ребенок испытывает дискомфорт от новой одежды;
- пищевая избирательность, предпочтение простой пищи, не ест смешанную пищу.
Это конечно только часть признаков и диагностировать нарушения сенсорной интеграции может только специалист, но если Вы вдруг заметили в поведении ребенка какие – то нарушения в чувствительности, то лучше обратиться к нейропсихологу и подключить специальные занятия по сенсорной интеграции.
Для снижения стресса, возникающего у ребенка вследствие сенсорных нарушений, дома можно использовать следующие приемы:
- В игре с ребенком использовать сенсорные игрушки и различные материалы (сыпучие материалы, сенсорные коврики, различный пластилин и др.), это поможет ему адаптироваться к различным текстурам и структурам.
- Включать в активности ребенка игры на баланс, игры с мячом, упражнения на координацию и т.д.
- Распорядок дня должен быть предсказуем для ребенка, чтобы не повышать тревожность и создавать надежную обстановку.
- Чередовать периоды, когда ребенок тренирует свою чувствительность и отдыхает от этих ощущений. То есть, если Вы учили звуки животных, то после этого нужно дать ребенку отдохнуть в тишине. Если Вы были в местах, где много визуальных стимулов, ярких цветов, большое количество сменяющихся картинок, то после нужно дать ребенку отдохнуть именно от каких-либо визуальных стимулов.
А Вы замечали за собой или своими детьми такие нарушения?
Автор: Трушина Екатерина Алексеевна
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru