Найти в Дзене
Хотбот

Как упаковать услуги под задачи и сценарии гостей и увеличить продажи в отеле?

Оглавление

Разбираемся, почему соцдем портреты не работают и как с помощью фреймворка Jobs To Be Done предложить гостям отеля максимум возможностей для решения задач.

Jobs To Be Done (досл. «работа, которая должна быть сделана») — это маркетинговая концепция о покупательском поведении людей, согласно которой, потребители «нанимают» продукты, товары и услуги, которые помогут «выполнить работу» и достичь целей.

🛎️ В центре концепции со стороны клиента — задачи («jobs»). Со стороны продукта — решения и возможности для расширения и кастомизации пользовательских сценариев (персональные/пакетные/маршрутные предложения).

Комментарий
Федор Киреев, сооснователь и руководитель продукта Хотбот
В отеле у каждого гостя свои задачи и пользовательский сценарий: один завтракает в ресторане, а другой заказывает еду в номер, третий хочет записаться в бассейн на вечер и взять пакет услуг со SPA и массажем, а четвертому нужно праздничное оформление номера при заезде и букет цветов, чтобы поздравить близкого человека с праздником. Отель помогает гостям строить такие сценарии и выполнять их.

Упаковка предложений под задачу «Оздоровление и уход» на витрине Hotbot
Упаковка предложений под задачу «Оздоровление и уход» на витрине Hotbot

В прошлом материале мы писали про механику «продукт-решение-ценность» и как с ее помощью анализировать задачи гостей в отеле. А также находить нужные услуги, делать правильную упаковку с готовыми решениями для разных сегментов аудитории, чтобы каждый гость мог реализовать максимально выгодный для отеля сценарий.

🚀 Пример того, как пользователь строит сценарий:

Гость (Андрей Петрович) собирается в командировку в Новосибирск. У него есть базовая задача — будет двухдневная конференция и ему нужно найти где жить, а также есть условия — ограничения по бюджету и времени.

На первом шаге гость ищет отель, который подойдет по времени и бюджету. Далее он изучает, какие возможности есть в отеле и какие дополнительные задачи отель поможет ему решить.

Андрею Петровичу нужен хороший интернет, чтобы оставаться с коллегами на связи. Удобный стол, за которым он сможет с комфортом работать. Так как самолет прилетает в час ночи, гость думает о том, что будет голодным после перелета и ему нужен поздний ужин. Уже с утра выступление на конференции и накануне перед сном нужно привести одежду в порядок. А после пробуждения было бы неплохо выпить кофе.

И вот гость находит 2 отеля, которые подходят по стоимости и расположению. Отличается лишь набор дополнительных услуг.

В первом отеле есть упакованный пакет с услугами для рабочих поездок: поздний ужин по приезду и завтрак с кофе с 7 утра, быстрая и круглосуточная чистка и глажка вещей, забронированный стол в коворкинге со снеками и энергетиком. То, что нужно — думает Андрей Петрович.

В другом отеле есть все те же дополнительные услуги, но они не упакованы отдельный пакет, и гость СТРОИТ СОВСЕМ ДРУГОЙ СЦЕНАРИЙ. Он думает — приехав в отель, мне придется идти на ресепшн и просить включить завтрак в стоимость, оставить заявку на глажку вещей, самостоятельно купить в лобби или магазине напротив энергетик и снеки на перекус и найти где-то рабочее место.

Первый сценарий для гостя проще, понятнее, удобнее и ценнее — поэтому он выберет его, даже если это будет стоить дороже.

🛠️ Концепцию Jobs To Be Done можно использовать, как фреймворк для аналитики и оптимизации процессов в отеле на всех уровнях:

  • маркетинг: провести исследование аудитории с точки зрения задач и расширить количество платных услуг; оптимизировать упаковку, продвижение и заказ услуг; улучшить информирование гостей и персонализировать предложения
  • брендинг: повысить качество сервиса и дать каждому гостю возможность кастомизировать свой сценарий с выгодой для отеля продажи: поднять средний чек на номер и общую прибыль отеля, заработать на услугах партнеров
  • управление: автоматизировать процессы и сделать их прозрачными, сократить потери и расходы, увеличить число заказов, сэкономить время сотрудников, привлечь новых партнеров и удержать старых

Как отелю внедрить метод Jobs To Be Done? 5 этапов

1. Анализ аудитории и задач

Все начинается с исследования аудитории и ее сегментации. Сложность в том, что одной классической сегментации аудитории по социально-демографическим параметрам будет недостаточно, чтобы понять причины, по которым человек выбрал тот или иной отель.

Стандартные соцдем характеристики: возраст, пол, доход, семейное положение, покупательские привычки, страна, регион, интересы, образ жизни.
Как эти данные помогут при упаковке услуг отеля? Они не покажут, зачем гости «нанимают»»тот или иной продукт и какие задачи решают с его помощью. Одним и тем же продуктом гости могут выполнять разные задачи в разное время и при различных обстоятельствах.

🤡 В нулевые Макдональдс провел исследование и выяснил, почему разные клиенты покупают молочный коктейль. Изучили множество сценариев и выявили закономерности. Офисные работники, например, часто покупали молочный коктейль, потому что не успели позавтракать утром. Дальнобойщики — потому, что коктейль можно пить долго и он скрашивает путь. Бабушки с дедушками покупали молочный коктейль, потому что считали его полезным для детей.

С точки зрения социально-демографического анализа — это совершенно разная аудитория. Но с точки зрения сценариев, все они выбирают молочный коктейль для решения своих задач. При этом задачи у всех разные.

Оказалось, для большинства клиентов было важным, чтобы напиток можно было «долго тянуть». Это та самая ценность — о которой мы уже упоминали.

В итоге, Макдональдс сделал трубочку коктейля у́же и время распития напитка увеличилось. Молочные коктейли стали продаваться лучше и Мак в очередной раз заработал много денег.

Фреймворк Jobs To Be Done поможет понять, ради чего гости «нанимают» отель и его услуги. Для этого нужно нужно дополнить соцдем анализ механикой ABCDX-сегментации и провести исследования задач и сценариев по ключевым сегментам. ABCDX покажет, какие категории пользователей приоритетные и наиболее перспективные.

-3

Как это работает?

3. Ядро аудитории — A-B-C. Далее по каждому сегменту нужно провести интервью, исследовать задачи гостей, определить возможные сценарии и упаковать их в предложения.1. Необходимо разделить аудиторию на сегменты по задачам, которые гости отеля решали с помощью допуслуг за последний год. Данные можно взять из PMS или CRM — берем все, что важно и критично для отеля: глубина бронирования; период бронирования; общая сумма, которую потратил гость, или услуги, которые он заказывал.

2. В каждом отдельном случае свои критерии и своя оценка, однако модель ABCDX-сегментации универсальна для всех:Сегмент A — наиболее ценные гости, часто посещают отель, тратят больше всех и дают высокую оценку
B — ценные гости , регулярно посещают отель, тратят значительные суммы, однако меньшие чем в группе А
C — гости с растущим потенциалом, посещают отель не так часто или тратят меньше, но имеют потенциал на увеличение трат и частоты посещения
D — редко посещают отель, тратят мало, и оставляют плохие отзывы.
X — либо очень крупный бизнес, который попал в ваш отель случайно, либо сегмент, который мы потеряли и пока не можем быть ему полезными.

Что спрашивать: какие цели привели гостя в отель? Какие задачи нужно выполнить для достижения этих целей? Какие дополнительные услуги помогут решить задачи гостя? С какими проблемами гость сталкивался в прошлом? Какие решения гость считает удачными для комфортного проживания и отдыха в отеле?

Дополнительно можно изучить боли гостей конкурентов в отзывах на платформах TripAdvisor или Booking.com. Эти данные нужно использовать для поиска новых решений и персонализации существующих услуг и предложений.

2. Классификация задач, сборка сценариев и разработка решений

На основе данных аналитики по задачам и болям гостей необходимо разработать улучшения, готовые решения и пакетные предложения. Это могут быть новые услуги или переупаковка существующих.

Например «романтические выходные для пар» с оформлением номера, доставкой цветов и трансфером «комфорт+».

Упакованный набор услуг для романтического отдыха в отеле
Упакованный набор услуг для романтического отдыха в отеле

Для разных сегментов гостей, которые путешествуют с семьей, стоит создать пакет «поездка с детьми» — услуги по присмотру за детьми в детской комнате или специальной зоне, детское меню, занятия и творческие мастер-классы. Это позволит родителям освободить время и построить дополнительную цепочку сценариев.

Такой формат упаковки услуг выполняет функции ключевых УТП и персональных предложений и оказывает ключевое влияние на выбор отеля и решение о покупке услуг.

Классифицировать задачи и строить сценарии можно с помощью «карты задач». Каждую задачу нужно разбить на подзадачи и персональные решения (услуги и пакетные предложения). Сегменты аудитории послужат тегами, которые будут цепляться к задаче. Таким образом можно собирать сценарии по задачам для каждого отдельного сегмента.

🔎 Например, для гостей в рабочих поездках и семей с детьми пакет «комфортный сон» является персональным готовым решением по одной из ключевых задач. В пакет могут входить платные услуги: номер с дополнительной звукоизоляцией, ортопедические подушки, утяжеленное одеяло, беруши, аромасвечи для сна + «детская кроватка с бортами».

3. Внедрение решений, оптимизация сервиса, информирование гостей

Jobs To Be Done требует определенного уровня подготовки персонала и технического оснащения. Сценарии предполагают, что с помощью услуг и пакетных предложений гости смогут комплексно решать свои задачи.

Комментарий
Федор Киреев, сооснователь и руководитель продукта Хотбот

Заказов станет больше. Для управления бизнес-процессами и быстрой обработки заказов понадобится планировщик с таймслотами и возможностью собирать персональные расписания. В Hotbot есть шахматка, которой можно управлять через через личный кабинет в web-версии и с помощью мессенджера и уведомлений. Это очень удобно для руководителей и персонала, а также партнеров отеля. А управляющие, директора и собственники смогут видеть статистику и коммерческую информацию в полном объеме, по сегментам и по каждой отдельной сделке.
Как заказ услуги через Хотбот выглядит со стороны гостя
Как заказ услуги через Хотбот выглядит со стороны гостя
Заказ услуги через сотрудника «на стойке»
Заказ услуги через сотрудника «на стойке»
Расписание с бронями
Расписание с бронями

Также с помощью витрины с меню и услугами в Хотбот и пакетных предложений для ключевых сегментов аудитории можно поднять уровень информированности гостей отеля.

-8

-9

Важно следить за трендами индустрии и использовать новые технологии для улучшения сервиса и клиентского опыта. Например, чат-боты на сайте отеля могут помочь гостям быстро получать ответы на вопросы и совершать бронирования, снижая нагрузку на сотрудников.

-10

Не стоит забывать про обратную связь и на этом этапе. Задавайте гостям вопросы «на стойке», собирайте отзывы в мессенджерах. Это улучшит контроль за уровнем сервиса и поможет понять, что работает хорошо, а что можно и нужно улучшить.

-11

4. Тестируйте и развивайте предложения и форматы

Запускайте пилотные версии новых услуг и комбинируйте предложения в пакетах. Анализируйте, как изменения влияют на продажи, сервис, маркетинговые показатели.

Одни предложения и пакеты услуг будут работать лучше, другие хуже. Масштабируйте удачные решения с помощью новых сценариев и форматов и адаптируйте «просевшие» услуги к новым условиях и новым задачам.

-12
Комментарий
Федор Киреев, сооснователь и руководитель продукта Хотбот

Собирайте отзывы гостей на всех этапах. Это поможет улучшить гостевой сервис и понять, какие решения «заходят» вашим гостям, как упаковать услуги и на каких новых предложениях можно заработать. Для этого соберите простую систему постоянного сбора отзывов. В отелях с Hotbot для этого используют чат-бот на сайте с возможностью перевести общение в Telegram, который всегда «под рукой».

-13

-14

5. Расширяйте целевую аудиторию и укрепляйте лояльность гостей

Аналитика задач и сценариев поможет найти новые сегменты аудитории, которые принесут отелю прибыль.

Если скрининг задач показал, что гости (местные и приезжие) используют отель как «место для отдыха», можно собрать пакет с услугами партнеров и заработать на этом. Например, wellness-пакет со своими услугами и партнерскими предложениями — здоровое меню, массаж, SPA, бассейн, йога и ретриты, фитнес и программные тренировки, услуги косметологов и оздоровительные программы, тематические занятия, мероприятия и т.д.

Заключение

Комбинируйте услуги в зависимости от задач ваших гостей, масштабируйте сценарии и персонализируйте «готовые решения». Добавляйте эксклюзивный доступ к вип- и спец-услугам и мероприятиям, экспериментируйте и развивайте сервис и продажи в отеле. Сегодня Jobs To Be Done одно из лучших стратегических решений для отелей. Узнайте больше о возможностях фреймворка с сервисом Хотбот в нашем Telegram-канале. Отели используют фреймворк Jobs To Be Done для того, чтобы оптимизировать управление, маркетинг и продажи на всех уровнях. Начиная с аналитики и упаковки услуг, заканчивая продажами и возвратом гостей.

Области трансформации отеля по Jobs To Be Done:

- исследования аудитории и сегментация по схеме ABCDX
- сегментация задач и сборка сценариев
- разработка решений и упаковка предложений
- информирование гостей с помощью витрины и персонализированных предложений
- коммуникации через чат-бот на сайте и в мессенджере
- сбор отзывов и обратной связи от гостей
- тесты и оптимизация предложений, форматов
- повышение лояльности, возврат гостей и поиск новой ЦА

🤖 Запишитесь на демонстрацию Хотбот