Найти в Дзене
Mobile-review.com

Про «массовый» брак, проблемы eSIM в iPhone и умение читать

Пишешь что-то про Apple – считай, тема привлечет внимание, этакий проверенный способ в медиа набрать немного аудитории, прочтений и так далее. Когда этот способ используется разумно, вопросов нет, но зачастую из мухи раздувают слона. Например, начиная с iPhone 13 существует проблема с рядом eSIM на iPhone, они блокируют сам аппарат, включая физические карты. Он превращается в кирпич, который нельзя оживить даже в сервисном центре. В России на это накладывается отсутствие сервиса от Apple как такового, так что заменить аппарат невозможно.

На руках у людей сегодня примерно 20 с небольшим миллионов iPhone в России, это совершенно разные модели, в том числе очень старые («пятерка», «шестерка», есть среди устройств и их доля отнюдь не мизерная). За несколько лет, по самым грубым оценкам, проблема коснулась около десяти тысяч аппаратов, примерно две-три тысячи в год. Точно оценить объем сложно, так как обращения к операторам со стороны одних и тех же людей задваиваются, а кто-то вовсе не создает такие обращения. Итого можно сказать, что даже на фоне продаж новых iPhone процент поломок модуля eSIM в iPhone небольшой, хотя для любого, кто столкнулся с такой проблемой, это неприятно.

Что происходит? Мне понравилось, что, подробно пояснив новость, причины возникновения поломки в Telegram-канале, увидел комментарии: «У меня eSIM, причем две карты, все работает отлично». Умение читать и слушать в нашем мире не в чести, попробую повторить причину блокировки модуля eSIM в iPhone.

Для Apple продажи iPhone не просто важны, это самый главный продукт компании. Львиная доля продаж приходится не на открытые рынки (Россия — такой рынок), а на операторов, последние субсидируют продажи iPhone. Поэтому в Apple очень придирчиво следят за тем, чтобы операторские аппараты имели все инструменты для блокировки, если такой аппарат будет украден или пользователь прекратит пользоваться SIM-картой конкретного оператора. Более того, для операторов доступен широкий инструментарий по управлению iPhone. И вот тут возникает ключевая проблема поломок — для Apple клиенты в виде операторов выходят на первый план, они крайне важны, также как и поддержка их бизнеса. Одним из таких инструментов становится блокировка устройства по истечении срока использования, который может быть прописан на eSIM (в физических картах его просто нет).

В теории это не должно приносить никаких проблем, ведь на открытых рынках продаются iPhone, которые никогда и никак не привязываются к операторам, у них для eSIM отсутствует блокировка, даже потенциальная. И до начала параллельного импорта iPhone в Россию такая проблема перед нашими пользователями просто не стояла. Но когда в страну стали ввозить разные устройства, львиная доля их пришлась на операторские iPhone, которые были отвязаны от блокировки (сами операторы грешат их продажами, поднимают уровень собственных продаж — но там нет никаких субсидий, это обычная цена устройства). Например, из США массово приезжают iPhone от T-Mobile. И никаких проблем с их работой в России нет, все операторы поддерживают такие аппараты, достаточно загрузить eSIM. Более того, российские операторы не имеют блокировок в eSIM, для нашего рынка такая опция отсутствует за ненадобностью.

Теперь давайте посмотрим на какой-нибудь иной рынок, например, на Турцию. В этой стране есть операторские аппараты, плюс государство контролирует рынок устройств, пользоваться своим аппаратом без регистрации можно только три месяца. Даже если вы турист, приехав в страну, вы сможете пользоваться телефоном не более трех месяцев, дальше требуется его регистрация (это не касается роуминга, только использование местных SIM-карт). С 1 января 2025 года цена регистрации подросла, теперь она составляет 45 953 турецких лир. Нет никакой опечатки, сумма именно такова, это примерно 133 тысячи рублей. Что хорошо объясняет среднюю цену смартфона в Турции, она выше в два раза, а число новых iPhone на сетях пренебрежимо мало, слишком дорогое устройство для Турции. В целом, премиальный сегмент убит, он в несколько раз меньше, чем в России. Все ценовые сегменты перепутаны, по цифрам кажется, что есть совпадение с Россией, но в реальности переплата за устройства в 2-2.5 раза, как следствие, турецкие покупатели за свои деньги получают худшее предложение. Российские депутаты попытаются перенять турецкий опыт, в прошлом году они его пристально изучали и даже заикались об этом в общении с нашими операторами, последние против таких нововведений. Для любого оператора это проблема, так как сокращается число новых устройств на сети, падает желание пользователей выжимать из них все возможное (читай — падает трафик).

Итак, в Турции операторы вводят в eSIM признак блокировки на три месяца, не все это делают, но пара крупных игроков пошли на такой шаг. Обычно схема выглядит так: пользователь iPhone загружает eSIM местного оператора, пользуется картой в поездке неделю-другую. Затем стирает карту или оставляет в памяти, уезжает в Россию. Таймер при этом начинает тикать (нужно, чтобы ваш аппарат изначально был операторским и его отвязали, такая же eSIM перезапускает инструменты блокировки). Наступает день Х, неожиданно аппарат перестает видеть eSIM, она блокируется. После перезагрузки или через сутки также блокируются физические SIM-карты (если они есть, в американских моделях только eSIM).

Никакими танцами с бубном оживить такие аппараты невозможно. Помогает только перепайка eSIM-модуля, в России она обойдется в 20-30 тысяч рублей (можно найти и дороже, а дешевле это обычно мошенники). Никакой гарантии вам не дают, более того, ситуация может со временем повториться. Обычно аппарат ремонтируют и тут же от него избавляются на вторичном рынке. Продавец ответственности за такое поведение устройства не несет, сваливает все на пользователя. Обращения в Apple в третьих странах напрямую зависят от вашего профиля в компании, как много и чего вы покупали. Моему товарищу в Нью-Йорке без разговоров обменяли такой аппарат на новенький (в Apple просто меняют их), а вот другому знакомому отказали, в системе Apple его счет был минимальным.

Подход, при котором покупатель заведомо считает все iPhone более-менее одинаковыми, не работает. Нужно понимать, откуда приехал аппарат, насколько он изначально операторский. И если это так, то ваш аппарат в группе риска, когда вы путешествуете и ставите на него различные локальные eSIM. Совет простой — либо пользуйтесь роумингом наших операторов, либо покупайте туристические eSIM, в них никаких блокировок нет.

Для Apple вся эта проблема не имеет ключевого значения, компания рассматривает ее как одну из многих ошибок, что существуют в iPhone, но не носят массового характера (и это правда, среди пострадавших стран в основном Россия, совпадение целого ряда условий, описанных выше). Возможно, что когда-то вопрос решат, но учитывая, что проблема существует начиная с iPhone 13 и до всех новых моделей, когда это произойдет, неясно.

Неприятно, что подобное может случиться с такими дорогими устройствами. На Android производители иначе работают с устройствами, там нет таких проблем с eSIM и блокировок, проблема специфична для iPhone. Но большинство людей с ней не столкнутся никогда. Так что раздувать из мухи слона точно не стоит. А те, кто предупрежден, смогут легко избежать неприятностей, собственно, об этом я сейчас и рассказал.

Полная версия свежего выпуска авторской рубрики БИРЮЛЬКИ Эльдара Муртазина на сайте https://mobile-review.com:

iPhone
151,8 тыс интересуются