Купил EraClean на маркетплейсе. Нарушение закона о защите прав потребителей
Завязка сюжета проста: в одном из холодильников в мое отсутствие что-то приказало долго жить, появился неприятный запах. Встроенная система очистки с ним не справилась, также не помогли угольные фильтры. Решил купить небольшой озонатор, видел разные модели в Китае, был уверен, что этот копеечный товар добрался до маркетплейсов. Так и вышло, заказал модель EraClean, через несколько дней она добралась до меня.
В Китае такой стоит около 10-12 долларов, в России его продали за 1800 рублей. Обратите внимание на фото упаковки, там нет ни одного слова на русском.
Открываем коробку, внутри инструкция. Ноль информации как на русском, так и на английском, товар предназначен исключительно для рынка Китая.
Судя по сотням отзывов, людям приходится самостоятельно разбираться в том, как работает этот приборчик, кто-то делает инструкции на свой вкус. В сети даже можно найти перевод родной инструкции на русском языке.
На самом устройстве все обозначения также на китайском.
И вот тут мы приходим к огромной проблеме, которую не принимают во внимание ни маркетплейсы, ни продавцы на них. Продажа товаров без локализованной инструкции, гарантийного талона и прочих составляющих невозможна. Это прямое и неприкрытое нарушение закона, что позволяет требовать от продавца компенсации в размере стоимости устройства и/или снижения стоимости, как вариант, замены товара аналогичным. И это в прямом смысле залет для тех, кто продает такие товары.
Не буду рассматривать все аспекты, остановлюсь только на отсутствии инструкции. В статье 10 закона «О защите прав потребителей» говорится, что продавец обязан сообщить гарантийный срок и срок службы товара (этого нет), предоставить инструкцию (на русском языке, ни на каком ином), адрес уполномоченной организации (этого также нет), гарантийный талон и условия гарантии (этого также нет).
Если вы захотите вернуть такой товар, то это не составит труда в любой момент, причем это не обязательно должен быть срок в одну-две недели после покупки. И это касается не только таких простых товаров, как описываемый, но и технически сложных, например, телевизора.
В статье 12 закона «О защите прав потребителя» указывается, что товар можно вернуть в разумный срок и потребовать возврата денег и компенсации за ущерб, если таковой был. Обратите внимание, что разумный срок разъясняется отдельно, как правило, это время годности товара. Посмотреть на разъяснения можно здесь.
Подчеркну, что может произойти возврат в магазин как рабочего, так и сломанного товара, это не играет роли. Более того, в случае отсутствия инструкции на русском языке нет необходимости в технической экспертизе или чем-то ином. Покупатель не был извещен о том, как правильно пользоваться товаром, и если тот сломался, то по вине продавца. Возврат в идеальном случае должен проходить в ускоренном формате.
При этом вам нужен чек, доказательство, что вы купили именно этот товар в конкретном месте. Как вы понимаете, для маркетплейса это не составит никакого труда.
Над маркетплейсами и теми, кто торгует китайскими товарами без добавления инструкции и других документов, нависла не просто угроза, в 2025 году их будут кошмарить с двух сторон. Потребительский экстремизм с одной стороны (причем тут покупатели в своем полном праве), с другой стороны контролирующие органы (в среднем штраф 10 тысяч рублей за каждый случай). На рынке благополучно забыли конец 90-х, когда рынок прошел трансформацию и стал цивилизованным. Сегодня за счет параллельного импорта ситуация для целого ряда товаров пришла в исходное состояние, но одновременно никто не отменил существующие законы, они действуют. Просто покупатели не всегда знают о своих правах, но число таких дел начинает расти и будет расти в геометрической прогрессии. Особенно если речь идет не о дешевых товарах, а о чем-то более дорогом. Так что если вы продавец, самое время озаботиться наличием русскоязычной инструкции, гарантийного талона и других «мелочей», чтобы не выплачивать деньги покупателям и государству.
Про EraClean расскажу в отдельном тексте, штука небольшая и действительно работающая.
Полная версия свежего выпуска авторской рубрики БИРЮЛЬКИ Эльдара Муртазина на сайте https://mobile-review.com: