Найти в Дзене
LANASKINO

Лучший фильм Оскара-2025 и Канн-2024. "Анора". Номинация Юры Борисова на Золотой глобус и Оскар.

Оглавление

Фильм "Анора" от режиссера Шона Бэйкера после завоевания главного приза Каннского кинофестиваля был номинирован в пяти номинациях на Золотой глобус (но не одной не выиграл). Номинации были на "Лучший фильм — комедия или мюзикл", "Лучший сценарий", "Лучшую режиссуру", а также были отмечены актерские работы Майки Мэдисон (Лучшая актриса) и Юра Борисов (Лучший актёр второго плана).

В 2025 году "Анора" забрала и главный приз Американской киноакадемии за "Лучший фильм".

Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск

Сюжет без спойлеров

Нью-Йорк. Танцовщица экзотических танцев Анора (Майки Мэдисон) родом из постсоветского пространства, а потому благодаря бабушке немного знает русский. Раз знает, то ее зовут обслуживать избалованного сына русского олигарха Ваню (Марк Эйдельштейн). Ване она нравится, поэтому он предлагает ей что-то в духе "Красотки" - провести с ним неделю, а он щедро заплатит. Благо, деньги-то родительские.

Но шутка заходит слишком далеко и в порыве они женятся в Вегасе, что приводит к скандалу.

Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск

Едва об этом узнают взрослые люди, приставленные к отпрыску, чтобы приглядывать за ним, начинается движение. И вот уже в Америку летят разгневанные родители, а по всему Нью-Йорку бегают приставленные к сынку доверенные лица, пытаясь минимизировать ущерб и признать брак недействительным.

-4

У фильма есть свои достоинства.

Во-первых, живая речь

Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск

Герои разговаривают очень живо, каждый в меру своего интеллекта. Смотреть это кино нужно только в оригинале, поскольку русской речи здесь очень много, герои иногда говорят на дикой смеси русского и английского, на чем построено немало как живости, так и юмора.

Во-вторых, тема.

Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск

Фильм не зря назван "Анора". Если рассматривать ее как главную героиню, то перед Вами будет история девушки, которая привыкла жить в агрессивной и циничной среде, очень хочет жить и почти не надеется на сказку. Сама она приземленная и циничная и эту сказку для себя не в состоянии даже придумать, посему берет то, что само идет в руки.

Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск

Как говорится, "с волками жить - по-волчьи выть", вплетая в волосы блестящие полоски.

Тогда история из приключений постсоветских людей на американской земле превращается в грустную драму о том, что, если человек слишком погружается в материальное и циничное, то он не умеет иметь дело с хорошим отношением к себе и сам не способен подарить такое отношение другому.

В-третьих, динамичная (хоть и растянутая) вторая (из трех) часть фильма

Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск

"Крысиные" бега в поиска пропавшего мальчика ироничны, хотя и занимают, пожалуй, слишком много времени. Бремя комедии положений берут на себя Карен Карагулян и Ваче Товмасян.

А как же Юра Борисов?

Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск

Юра Борисов очень выразителен сам по себе и его участие в "Аноре" не исключение.

Он замечательно молчит, прекрасно играет телом, но есть версия, что он во всех фильмах одинаков. Я посмотрела с ним только два фильма, и пока эта версия подтверждается. С другой стороны, актеру нет еще 40 лет, а его образ востребован. Возможно, с возрастом (да и актерская номинация на "Глобус" тому поспособствует) он сможет выбирать разные роли и показывать свой диапазон.

-10

"Анора" меня скорее оставила равнодушной, хотя фильм нельзя назвать плохим.

Он для меня пребывает в серой зоне между откровенно ужасным кино и хорошим.

Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск

Фильм очень машинально делится на три части.

-12

Часть первая. Мучительная.

Скучные бессюжетные вечеринки, глупые диалоги и много откровенных сцен, которые как скримеры появляются внезапно со всей болезненной физиологичностью.

Часть вторая. Динамичная, но затянутая.

Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск

Гротескные поиски Ванечки "зажигают" сюжет, герои наконец выходят из дома, бегают как угорелые по Нью-Йорку, попадая в нелепые, иногда физиологически отвратительные ситуации.

Часть третья. Вытянутый постскриптум

Он-то как раз и задает драматическую часть и некую даже глубину, объясняя драму Аноры.

Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск

Зритель выясняет, что Анора не готова к тому, чтобы к ней внимательно и по-доброму относились, не говоря уже о том, чтобы самой относиться так же к другим. Если по сравнению с избалованным Ваней Анора была чуть ли не гений и глубоко чувствующий человек, то в этой части ясно, что она не дотягивает до героя Юры Борисова. Она почему-то решает все через соитие, абсолютно неуместное и ненужное ни ей, ни Игорю.

Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск

Как показаны русские (или лучше сказать, постсоветские люди)?

По-разному.

Наследничек показан как и все избалованные богатенькие детки - как недоразумение. Ваня - инфантильный и безответственный товарищ без внутреннего сюжета существования. Богатеи-родители показаны некомплиментарно, особенно мадам мама. Мать грубая, снобистская и нечуткая, защищающая своего сынка от ответственности. Отец все отдал на откуп своей даме и просто смеется, глядя на все происходящее. Они могли бы быть любой национальности.

Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск

Армянский дуэт несет на себе комическую часть, но их персонажей можно понять, сама ситуация у них нелепая: велика обязанность взрослым людям следить за выросшим избалованным Ваней. Но они стараются. Так что фильм подхватывает ставшей модной тенденцией критику богатых ("Белый лотос", "Треугольник печали" и, например, "Подай знак").

Вопрос в сторорну: по идее Торос - представитель Армянской апостольской церкви, не очень понятно, как он быть крестным для православного (наверное?) Вани.

Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск

Анора не блещет ни интеллектом, ни глубиной души. В ней сильна жажда жизни и сопротивления, но интересы у нее весьма приземленные, как и инструментарий во взаимодействии с другими людьми. "Хватаясь" за Ваню, она примитивно наслаждается возможностью не думать о деньгах и жить за счет его родителей, кататься в Лас-Вегас просто по воле желания, носить шубку и колечко с большим камушком.

Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Анора" // Кинопоиск

Юра Борисов, видимо, тянет на себе архетип "загадочной русской души". Его Игорь молчит, понимает больше других, способен на смелые поступки (например, заступиться за Анору перед богатыми родителями Вани), а главное он может по-доброму посмотреть на другого человека и увидеть в нем именно человека, которого стоит по возможности уважать.

Кадр из фильма "Анора" // Кинориум
Кадр из фильма "Анора" // Кинориум

Вопрос только в том, зачем ему нужна Анора.

Главное, что произошло в этом фильме для Аноры, это то, что он своим отношением Игорь поставил перед ней новый вызов: а ты-то "потянешь" хорошее отношение к себе? По финалу можно сказать, что она не "потянет", только если Игорь не положит несколько лет своей жизни на то, чтобы научить Анору любить и быть любимой, да еще и быть свободной.

А может, он пересказывает для себя сюжет "Преступления и наказания" Достоевского (мы же не знаем его прошлого: мало ли старух процентщиц, мало ли топоров?), и Анора - его Соня Мармеладова?

Тогда ждем Анору-2, где они понимают свою духовную близость и грешность, правосудие находит Игоря, а Анора следует за ним на "каторгу".

-20
Кадр из фильма "Анора" // Кинориум
Кадр из фильма "Анора" // Кинориум

"Анора" - это не версия "Красотки" и даже не веселая комедия, хоть в ней есть место иронии и юмору. Пусть Вас не обманывает улыбающийся постер, намекающий на юную любовь.

"Анора" не романтичный фильм, а весьма приземленное и физиологичное размышление о том, что если следовать только за огнями отсутствия материальных проблем и весельем, подогретым разными веществами, то можно пропустить много хорошего и настоящего и погрязнуть в цинизме навсегда.

Мне не показалось, что это великое кино. Но уж как есть: Золотая пальмовая ветвь при "Аноре".

-22